268,1K подписчиков

Выстрел в темноте: что происходило на борту Боинга 747 после попадания ракеты СССР

39K прочитали

1 сентября 1983 года. Командование ПВО СССР отдает приказ сбить цель. В гражданский лайнер Боинг- 747 Korean Air Lines с 260 пассажирами и 12 членами экипажа в 05.26. утра попадают ракеты перехватчика Су-15. Боинг начинает падать и что творилось на его борту мы знаем из черных ящиков переданных Корее Ельциным в 1993 году...

Экипаж рейса 007 KAL ничего не знал о бешеном потоке сообщений, отрывистых приказах, маневрах и сомнениях военных в СССР. Запись голосов корейских пилотов началась после взлета из Анкориджа на Аляске в полночь по камчатскому времени и судя по всему экипаж капитана Чуна больше скучал, чем волновался.

Кабина пилотов Боинга 747 - 230В
Кабина пилотов Боинга 747 - 230В

Несколько часов полета, пока лайнер пролетал 2 000 км, пересекал Берингово море и залетал на автопилоте в воздушное пространство СССР из-за ошибки экипажа, его пилоты зевали в темноте и мучались с заполнением полетных документов. Когда их пытались перехватить Су-15 в небе над Камчаткой и потеряли, стюардесса принесла в кабину кофе.

"Капитан, сэр, не хотите перекусить?" - капитан Чун поднял сонные глаза - "Что уже пора? Вы хотите есть?" - спросил он экипаж. - Давайте поедим позже. - ответили голоса - Почему до сих пор темно, когда Солнце всходит?" В это время наступило 5 утра по камчатскому времени, "Боинг" быстро приближался к советской границе у Сахалина, подняв по тревоге 40-ю дивизию ПВО.

Боинг 747 был самым большим и комфортным пассажирским лайнером в мире
Боинг 747 был самым большим и комфортным пассажирским лайнером в мире

А на его борту за голосами экипажа послышалась передача по самолету:

"Доброй ночи, дамы и господа, мы приземляемся в Сеульском международном аэропорту Кимпо через три часа. Перед посадкой мы подадим напитки и завтрак. Спасибо". Вскоре в неспешный разговор вмешался рейс 015 KAL, Боинг той же авиакомпании летел следом за 007 в Сеул, но по правильной трассе, в ста километрах левей.

Дружественному экипажу был скучно в слепой мертвой зоне, и он хотел поговорить: "Чем вы там заняты??" - спросил пилот 015. - У нас приятная беседа, потому что мистер Ким не знает как заполнить чертовы документы. - ответил капитан Чун. Капитан 015-го рассмеялся: - Вернетесь в Сеул, вам лучше выучить бумаги назубок! - Да ну их, сейчас стоит хорошая осень, я лучше полюбуюсь осенними листьями!"

Бар Боинга 747 в полете, 1980 год
Бар Боинга 747 в полете, 1980 год

В этот момента два советских истребителя Су-15 и МиГ-23 приближались к Боингу у границы Сахалина, выходя на курс атаки. Через 4 минуты в болтовне 2 экипажа случайно выяснили что у рейса 015 ветер попутный в спину, а у рейса 007 встречный в лицо. С разницей в 6 минут полета это было ненормально. На секунды капитан Чун заколебался, не догадываясь, что сотни жизней висят сейчас на кончике его языка. Но спокойно ответил: "Ну, может быть, так бывает".

Но пилоты рейса 015 взволновались и предложили второму "Боингу" лететь к ним по переданным координатам и продолжить полет вместе, поднявшись над 015-м с 9 000 до 10500 метров высоты. Однако японский диспетчер с острова Хоккайдо, что до 007-го Боинга связью уже доставал, приказал ждать, пока не проверит новый курс. Во время ожидания пилоты рейса 007 обсуждали, где лучше обменять доллары США в столичном аэропорту Кимпо.

1 сентября 1983 года. Командование ПВО СССР отдает приказ сбить цель.  В гражданский лайнер Боинг- 747 Korean Air Lines с 260 пассажирами и 12 членами экипажа в 05.26.-4

А в эфире ждущей рации Боинга раздалась резкая, прерывистая передача Азбуки Морзе, - пытался ли кто-то связаться с ним или это был случайный радиомаяк? Неизвестно до сих пор. А затем диспетчер с Хоккайдо разрешил 007-му подниматься выше, чтобы вернуться к другому самолету. Капитан Чун перевел автопилот в набор высоты и скорость Боинг-747 мгновенно упала.

Пилоты рейса 007 понятия не имели, что в этот самый момент СУ-15 в темноте позади них мигает фарами и бортовыми огнями, пускает очереди из пушек, невидимые без трассеров в ночи, как и истребитель позади них. Экипаж не знал, что подполковник Осипович дает ему последний шанс и ответа не получает.

Что Су-15 проскакивает мимо из-за падения скорости цели, которое принимает за маневр бегства. Что истребитель закладывает вираж и возвращается обратно. Что получив приказ, выпускает 2 ракеты чтобы уничтожить их...

1 сентября 1983 года. Командование ПВО СССР отдает приказ сбить цель.  В гражданский лайнер Боинг- 747 Korean Air Lines с 260 пассажирами и 12 членами экипажа в 05.26.-5

05:26 и 2 секунды, в тот момент, когда Су-15 доложил - "цель уничтожена", речевой самописец кабины Боинга - 747 зафиксировал мощный взрыв ракеты с тепловым наведением Р-98 у хвоста, шрапнель пробила обшивку в разных местах не вызвав пожара. Вторая ракета с радиолокационным наведением промахнулась.

Взрыв мгновенно нанес серьезные повреждения органам управления полетом, гидравлическим системам и конструкции самолета. В кабине пилотов педали руля провалились из-за обрыва троса управления рулем направления, сам руль заклинило в нейтральном положении.

Взрыв пробил дыру в с пассажирском салоне в 2 кв. метра, задние пассажиры вылетели в ледяную ночь со страшными криками. Грохот разорванного железа и шум ветра наполнили самолет, за которым последовало автоматическое раскрытие кислородных масок. В этот момент экипаж и большая часть из 260 пассажиров еще оставались в живых, сходя с ума в абсолютной темноте без проблеска света...

ДАЛЬШЕ: глава 6 На борту падающего Боинга -2 < (жми!)

"Выстрел в темноте". Опубликованные главы рассказа тут: 👇

Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше