228,6K подписчиков

Детская пресса до революции

Многие выдающиеся умы Российской империи участвовали в выпуске журналов для самых маленьких читателей.

Детские и юношеские журналы составляли заметную часть дореволюционного рынка прессы. Исследователи насчитали сотни изданий этого профиля. В детских журналах печатали рассказы, сказки, стихотворения, путевые заметки, жития святых, репродукции картин. Почти как у взрослых! Не отличались и фамилии авторов. В изданиях для детей публиковались те же светила, что и в литературных журналах общего профиля: Некрасов, Тургенев, Блок, Бальмонт и др.

«Задушевное слово»

Пожалуй, самый популярный детский журнал рубежа 19—20 вв. Помимо литературных произведений, здесь публиковали научно-популярные статьи о природных явлениях, изобретениях, а также комиксы, переведённые с французского. В 1906 г. в «Задушевном слове» впервые напечатали на русском языке сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио».

Главным автором «Задушевного слова» была Лидия Чарская. Дети зачитывались её «Записками институтки», выходившими в журнале по частям. По статистике, в начале 20-го в. дети читали Чарскую почти так же часто, как Пушкина и Гоголя.

Многие выдающиеся умы Российской империи участвовали в выпуске журналов для самых маленьких читателей. Детские и юношеские журналы составляли заметную часть дореволюционного рынка прессы.

Лидия Чарская, 1910-е гг. (Wikimedia Commons)

Но если дети были без ума от Чарской и «Задушевного слова», то творческая интеллигенция их восторг не разделяла. Корней Чуковский, на тот момент уже влиятельный литературный критик, в 1911 г. в статье «Матерям о детских журналах» разгромил и «Задушевное слово», и писательницу. Чарскую Чуковский пренебрежительно назвал «ловкой рукодельницей бесчисленных романов, повестей и стихотворений в условно-детском стиле». Изданию досталось ещё сильнее: «базарный, лавочный, деляческий дух царит в этом детском журнале»; «дать детям «Задушевное слово» — это всё равно, что поручить их воспитание коммивояжёру».

«Подснежник» и «Семейные вечера»

Журнал «Подснежник» выходил всего четыре года (1858—1862), но на его страницах отметился едва ли не весь цвет литературы того времени. Издателем был Владимир Майков, брат поэта Аполлона Майкова. Помимо братьев, в журнале публиковались Николай Некрасов, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Иван Гончаров. Печатали также переводы зарубежных сказок — Андерсена, братьев Гримм, Гофмана. В каждый номер включали познавательные статьи: «Что такое паровая машина», «О торговле Египта», «Жизнь и нравы пауков» и др. Одним из ведущих сотрудников «Подснежника» была Мария Ростовская, фрейлина императрицы Александры Фёдоровны и детская писательница.

Многие выдающиеся умы Российской империи участвовали в выпуске журналов для самых маленьких читателей. Детские и юношеские журналы составляли заметную часть дореволюционного рынка прессы.-2

Журнал «Подснежник». (Wikimedia Commons)

После того, как «Подснежник» закрылся, Владимир Майков и Ростовская вместе основали журнал «Семейные вечера». Изданию покровительствовала императрица Мария Александровна, супруга Александра II. В число авторов этого журнала входил Владимир Даль.

«Тропинка»

У этого журнала была репутация нишевого издания, претендующего на интеллектуальность. Возможно, поэтому он просуществовал всего шесть лет (1906—1912) и не выдержал конкуренции с таким гигантом, как «Задушевное слово». Самуил Маршак писал: «Какая уж тут конкуренция! Недаром «Тропинку» читали только дети петербургских писателей, а по проезжей дороге «Задушевного слова» катила вся масса детей чиновничества, офицерства, городского мещанства».

Многие выдающиеся умы Российской империи участвовали в выпуске журналов для самых маленьких читателей. Детские и юношеские журналы составляли заметную часть дореволюционного рынка прессы.-3

Обложка журнала «Тропинка». (Wikimedia Commons)

Многие выдающиеся умы Российской империи участвовали в выпуске журналов для самых маленьких читателей. Детские и юношеские журналы составляли заметную часть дореволюционного рынка прессы.-4

Поликсена Соловьёва, 1900-е гг. (Wikimedia Commons)

«Тропинку» издавали Поликсена Соловьёва (дочь историка Сергея Соловьёва и сестра философа Владимира Соловьёва) и Наталия Манасеина. Цели и задачи журнала они сформулировали так: «развивать в детях художественное чутьё, давать им занимательное и полезное чтение, включающее религиозный и сказочный элемент». Этот «религиозный элемент» критиковал Корней Чуковский: «Христос и звери, звери и Христос — вот и вся программа этого журнала». Впрочем, это не помешало Чуковскому и самому публиковаться в «Тропинке».

«Тропинка» считалась рупором символизма для самых маленьких. Юные читатели здесь знакомились с произведениями Александра Блока, Константина Бальмонта, Зинаиды Гиппиус. Сама Поликсена Соловьёва подписывала свои сочинения псевдонимом Allegro.

«Труд и забава»

Этот журнал отличался от остальных. Редакция не ставила перед собой цель посадить ребёнка на диван и отправить в мысленное путешествие по литературным мирам. Напротив, журнал был посвящён, в первую очередь, ручному труду, ремёслам, опытам и экспериментам — что-то вроде более позднего советского журнала «Юный техник». Читатели «Труда и забавы» узнавали, как соорудить волшебный фонарь (проектор), как выжигать по дереву, из какой древесины делают лыжи, по какой схеме сплести корзинку из бересты и многое другое.

Многие выдающиеся умы Российской империи участвовали в выпуске журналов для самых маленьких читателей. Детские и юношеские журналы составляли заметную часть дореволюционного рынка прессы.-5

Обложка журнала «Труд и забава». (Wikimedia Commons)

Вроде полезное чтение, не так ли? А вот критику Чуковскому и этот журнал не угодил. «В одном только номере этого «детского» журнала — по моему подсчёту — двадцать восемь раз рекомендуются детям острые ножи, спиртовые лампы, пилы, стамески, топоры, выжигательные какие-то аппараты и прочие колющие, режущие и жгущие принадлежности, весьма мало пригодные для детской». Звучит и правда жутко. Вероятно, редакции стоило под каждым разделом размещать дисклеймер: «Повторять только в присутствии взрослых».

«Звёздочка» и «Лучи»

Журналы «Звёздочка» (1842—1863) и «Лучи» (1850—1860) издавала детская писательница Александра Ишимова. Аудитория этих журналов — воспитанницы женских учебных заведений, например, институтов благородных девиц. «Звёздочку» читали девочки помладше, «Лучи» — постарше.

Многие выдающиеся умы Российской империи участвовали в выпуске журналов для самых маленьких читателей. Детские и юношеские журналы составляли заметную часть дореволюционного рынка прессы.-6

Александра Ишимова. (Wikimedia Commons)

Ишимова и сама в юности планировала поступать в Екатерининский институт, но её отец впал в немилость, и семья оказалась в ссылке. Впоследствии Ишимова смогла добиться высочайшего прощения и расположения — именно императорская семья финансировала её журналы. Неудивительно, что издания характеризовали как религиозно-монархические — за это их критиковал, например, Николай Добролюбов.