"Это глубина, которую сходу не понять или откровенный стёб над моими чувствами, и что этим хотел сказать художник?" — пожалуй, это главный вопрос, который задаёт себе неискушённый зритель, оказавшись на подобных выставках.
Вот и я в очередной раз озадачилась увиденным. Честно скажу, прикольно, но даже мне, как художнику, сложно понять, что творится в головах современных мастеров и какие выкрутасы они, порой выдают зрителю.
Представляю какой шквал недоумения обрушится в комментариях от неискушённой публики, привыкшей к реалистичным пейзажам. Но, это даже интересней!
Хочу лишь отметить, что современное искусство давно вышло за рамки передачи внешнего в пользу идеи, и необычных форм её воплощения. Его нельзя судить с позиции правил. Замысел автора здесь не в точности и красивости, а в необычной подаче мысли, которую надо прочесть. Поэтому просьба, корректно высказывать своё мнение, ведь то, что непонятно и не нравится одному, может нравиться и казаться гениальным другому.
Творчество липецкого художника Юрия Татьянина — некий симбиоз увлечения литературой и живописью. Автор сознательно выбрал своим направлением концептуальный примитивизм.
Большое влияние на его творчество оказали импрессионисты и идеи Йозефа Бойса. Главным героем Бойса стал заяц, которому автор пытался объяснить суть современного искусства. Именно этот персонаж часто используется Юрием в сопровождении традиционных русских элементов народного искусства.
Здесь можно увидеть элементы яркого и наивного лубка, лицевого шитья и ассамбляж. Всё это часто сопровождается ироничными замечаниями, повествующими развитие сюжета.
Это своеобразный взгляд и переосмысление русского стиля прошлого века из настоящего, но чтобы понять мысль автора надо глубже погрузиться в его творчество, понять истоки и ход мыслей. А в обзорном представлении это сделать невозможно!
В окнах галереи взгляды прохожих сразу привлекают необычные работы Нади Петровой, выбравшей своим направлением файбер-арт, в котором рисование сочетается с кружевными и объёмными вязаными элементами.
В серии "Токсичные кружева" художница трансформирует через плетение прекрасного кружева своё неприязненное отношение к токсичным объектам (назойливые мухи, жгучий борщевик). Медитативное погружение в этот процесс стало для художницы альтернативой жёсткому выбору между смирением и борьбой с негативом.
А вот современная интерпретация сказочного сюжета "Алёнушки и братца Иванушки", к сожалению, автора не зафиксировала. "Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желты пески на груди легли".
Полотно с деревом двухслойное, поверх тканого слоя закреплён целлофановый с деревом переднего плана. Композицию из двух полотен завершает инсталляция с венком, символизирующим гибель героини в пучине вод.
После такого прочтения хочется добавить позитивчика мультяшными яблочками от москвички Нины Сечко. Сочетая разные техники девушка добивается 3-х мерного эффекта, а проект заставляет задуматься о том какие яблочки нам хотелось бы получить, молодильные или отравленные.
Основой творчества пермского художника Славы Нестерова является поиск взаимосвязей между миром материальным и информационным полем Вселенной, современными технологиями и развитием экономики.
Художник смело работает в разнообразных техниках, от классической живописи и графики до инсталляций и диджитал направления. В представленных работах можно отследить и отсыл к традициям пермского звериного стиля.
К теме развития сознания с изменением технологий обращается и Дарья Арбузова. Она представила "Башню зачарованной принцессы" из оргстекла, эпоксидной смолы и пластика. Художница увлекается цифровым и аналоговым искусством, 3-D печатью, работает с нейросетями и нестандартными материалами.
В этом проекте художница размышляет о том, что в современном мире мы сами часто строим фантастические башни в своём сознании, пытаясь спрятаться в них от действительности и предпочитая онлайн мир реальному.
А теперь немного цвета от Ники Черняевой, которая исследует влияние огромного потока информации на реальность и подсознание. В работах из серии "2020" она пыталась заполнить, образовавшуюся во время ковидовской изоляции, пустоту яркими событиями из жизни других абонентов соцсетей.
Тем самым художница создавала иллюзию полноценной жизни, наполненной яркими впечатлениями. А её полотно превратилось в гигантский коллаж невзаимосвязанных историй разных людей, чьи страницы Ника посещала.
Задуматься о своём будущем, мистике и ожидании, предстоящих выборах и вызовах судьбы призывает работа Олеси Лавриненко, выполненная в технике сфумато. Многочисленные лессировки превращают холст в воздушный и невесомый, он словно портал в будущее, окутанный туманом неизвестности. А стоит ли его знать?
Здесь же скульптурная композиция в виде камня из текстиля с наполнителем.
Результатом увлечения Элины Марусовой керамикой и фарфором стала скульптурная композиция "Синтолитархеология", в которой девушка задумывается о том, что из нашего времени будет храниться в музеях археологии будущего и как будут выглядеть цифровые ископаемые.
Художница старается донести красоту простых форм и ценность камня, как хранителя истории.
Сюрреалистическая картина рождения и изменения природных форм была представлена в цифровом варианте "Нейробукет" Кристиной Сидоровой. Завораживающее действо и магическое музыкальное сопровождение буквально завораживало зрителя и приковывало его к экрану.
Интересная работа была представлена Сашей Пучковой, в которой художница рассуждает об изменении ценностей с ростом цифровизации нашего мира, где на смену хрусталю и драгоценным камням приходят новые технологические изобретения.
Конечно, это не все художники, представленные на выставке, но и этого будет более чем достаточно, чтобы попытаться разобраться в том, какие идеи транслирует молодое поколение творцов.
Я как могла, вникла сама и простыми словами постаралась передать суть вам, возможно моё понимание не совсем соответствует тому, что закладывали авторы, и даже в таком удобоваримом варианте будет сложно для осознания. Но при желании вы можете сами изучить вопрос и составить более глубокое представление.
А теперь самое интересное, я ооочень жду ваши комменты, и мне безумно интересно какое впечатление эти работы произвели на вас!