1,4K подписчиков

«Никогда такого не было, и вот опять…»: Кинешемский театр показал москвичам спектакль «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х. К. Андерсена «Оловянный солдатик».

Трёхдневный визит Кинешемского драматического театра имени А. Н. Островского состоялся в рамках межрегиональной программы «Большие гастроли». Показы прошли с 30 мая по 1 июня 2024 года на двух сценах московской «Школы драматического искусства».

В пресс-конференции, состоявшейся 30 мая, приняли участие директор и артисты Кинешемского драматического театра Наталья Суркова, Константин Комаров, Андрей Кудряшов и Вячеслав Митронин, режиссёры спектаклей «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» и «Оловянный солдатик» Евгений Ланцов и Наталья Тимофеева, заместитель начальника отдела гастрольных программ «Росконцерта» Юлия Зайцева и директор театра «Школа драматического искусства» (ШДИ) Ольга Соколова.

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-2

«Очень хорошо понимаю, что испытывает сейчас Наталья Викторовна Суркова, — сказала, открывая встречу, директор ШДИ Ольга Соколова. — Месяц назад мы прошли те же гастроли, то же волнение. Я очень рада, что между двумя театрами возникла такая крепкая творческая дружба».

Представитель «Росконцерта» Юлия Зайцева рассказала о самой программе «Большие гастроли», существующей с 2014 года. И отметила, что оба коллектива очень активно включились в программу поддержки новых регионов.

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-3

Директор Кинешемского театра Наталья Суркова в ответ на вопрос одного из представителей прессы о том, чем продиктован выбор для гастролей именно этих спектаклей, сообщила, что в Москву они привезли «свои самые лучшие и самые любимые зрителями постановки». Кроме того, по её словам, ей, как руководителю театра и менеджеру, нужно заботиться, прежде всего, о том, чтобы коллектив зарабатывал.

Поэтому, в частности, со спектаклем «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» они давно и весьма активно гастролируют по всем близлежащим городам. Укороченную (до 60 минут) версию постановки показали уже, наверное, во всех школах города. И очень надеются, что спектакль получит президентский грант, который позволит им ещё больше расширить географию своих поездок.

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-4

Заслуженная артистка РФ Наталья Тимофеева поделилась волнующими впечатлениями от самой Кинешмы, рядом с которой много лет жил драматург Александр Николаевич Островский. И от работы в театре, носящем его имя, — одном из старейших в России, основанном ещё в 1897 году.

Кстати, его учреждению, как я узнала из пресс-анонса мероприятия, способствовало обращение представителей кинешемской общественности в городскую думу. В ходатайстве активистов, в частности, говорилось, что главная цель, ради которой создаётся театр, — «содействовать устройству для народа разумных развлечений».

Лично я не очень люблю развлекательный театр, хотя и не отказываю ему, конечно, в праве на существование. Но всё же мне больше хотелось бы, чтобы люди приходили в театр не столько отдыхать, сколько работать, умом и душой.

Поэтому, обратившись к молодым актёрам из Кинешмы, я спросила, что ДЛЯ НИХ театр — развлечение или труд. Мне кажется, они не вполне меня поняли, потому что воскликнули, почти хором, что театр — это их любовь. И вообще вся жизнь.

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-5

Отвечая на вопросы других участников пресс-конференции, ребята рассказали о том, что дают им гастроли (опыт и возможность «себя показать»). Поделились своими переживаниями, связанными с тем, как московская публика примет, например, столь непохожий на её жизнь спектакль «Светлые души».

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-6

А режиссёр постановки «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» Евгений Ланцов подробно остановился на своей работе. Показ которой состоялся в театре на Сретенке в тот же день.

Главное, что, по словам режиссёра, заинтересовало его в пьесе Островского, — это становление человека из торгового сословия, земского старосты, собравшего и воодушевившего великое историческое событие — ополчение 1612 года. Как появляется в народной среде лидер, способный повести людей за собой? Какими способами ему удаётся собрать огромные деньги на снаряжение ополчения и убедить нижегородцев пожертвовать на это собственные, кровно заработанные средства? Какие вообще качества необходимы человеку, чтобы стать вождём, политиком, исторической личностью, наконец?

Именно эти — очень сложные, важные и актуальные — вопросы задавал себе режиссёр в ходе постановки. К сожалению, ответить на них ему удалось лишь отчасти. Причины понятны. И всё же…

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-7

Когда от масштабного исторического и драматического полотна А. Н. Островского в пяти (!) действиях остаётся полуторачасовая постановка…

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-8

Когда актёры даже не пытаются создать образ, а просто выходят на авансцену, буквально по очереди, и элементарно читают свой текст. Громко. Иногда очень громко. А иногда даже в микрофон, специально поставленный для этого в центре, как на трибуне…

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-9

Когда даже в лирических сценах, не говоря уже о массовых, герои в какой-то момент отворачиваются от партнёров и, повернувшись лицом к залу, произносят какие-то, видимо, ключевые, по замыслу постановщика, слова…

Когда прекрасные, исторически очень достоверные, костюмы всего актёрского состава спектакля (а это 28 человек!), созданные руками лишь трёх (!) портних костюмерного цеха театра, так резко диссонируют с мультимедийным экраном над сценой. На котором в процессе действия транслируются сцены из фильма «Минин и Пожарский» 1939 года и кадры хроники…

И когда львиная доля действия состоит из хорового пения, в ходе которого артисты неподвижно стоят на сцене, вытянувшись во фрунт…

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-10

Подобные постановки были очень распространены в СССР с конца 1920-х годов. Небольшие коллективы (самодеятельные или профессиональные) выступали с ними в деревнях, на заводах, стройках, в исправительных заведениях. В предельно простой, доступной для понимания и запоминания форме они доносили до зрителя некие важные факты, постулаты и истины.

Это — достойный, востребованный и эффективный для своего времени и своих целей жанр. Но всё же — не театр. По крайней мере, не драматический театр…

Напоследок — о том, какой ответ даёт спектакль на вопрос, что же необходимо человеку, чтобы стать народным лидером. Звучит этот ответ из уст юродивого. Которые, как известно, во все времена считались на Руси прорицателями, религиозными подвижниками и скрытыми мудрецами. В литературные образы юродивых авторы, как правило, вкладывают нечто глубинное, что должно читателю всё окончательно объяснить.

И вот, какую истину глаголет нам данный персонаж о Минине: «Хитёр ты, Козьма! Ох, хитё-о-о-ор!»

В постановке Евгения Ланцова юродивый произносит это несколько раз подряд и с очевидным восторгом. Однако, сам А. Н. Островский, возможно, всё же не очень одобрял методы, найденные Мининым и его манипулятивную тактику. Ибо слово «хитрый» в те времена, согласно словарю В. Даля, означало не только «искусный, мудрёный, изобретательный, замысловатый, затейливый», но и «злостный, лукавый, коварный».

Сегодня же «хитрый» и вовсе утратило положительный смысл, сохранив лишь негативные коннотации. Вот, например, какие его толкования приводятся в Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений под ред. Н. Абрамова (М.: Русские словари, 1999): ловкость, лукавство, коварство, ухищрение, злоухищрение, виляние, криводушие, выверт, изворот, увёртка, уловка, ухватка, приём, обходец, манёвр, махинация, тактика, лазейка, предлог, софизм, плутня, проделка.

Помимо данной (кстати, весьма спорной, на мой взгляд) постановки, кинешемцы привезли в столицу ещё три своих спектакля: комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказ В. М. Шукшина «Светлые души» и сказку Х.-12

В общем, пьеса А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», похоже, действительно очень глубока, психологична, парадоксальна, многозначна и дискуссионна. К тому же она крайне редко, возможно даже НИКОГДА ранее не ставилась ни в России, ни в мире.

Тем интереснее было её увидеть. И, увы, тем сильнее оказалось разочарование от того, что от всей её глубины осталась лишь тонкая плёнка «поверхностного натяжения».

Вероника Маанди

Фото автора и пресс-службы ШДИ

P. S. Был ли Минин гением? Вряд ли. Самородком? Вполне возможно. Как самородки становятся гениями? И что для этого нужно? Не исключено, что ответ на эти вопросы вы найдёте в спектакле московского театра «Мост» «Пиросмани. Праздник одиночества» и моей статье о нём «Ласточка на заборе».