STANDARD OF LIVING AS AN INTEGRAL COMPONENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
LIVING STANDARDS AS AN INTEGRAL COMPONENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Аннотация: Статья посвящена анализу уровня жизни населения как важнейшего фактора экономической безопасности региона. Рассматриваются основные проблемы в этой сфере и предлагаются возможные пути их решения на основе совершенствования государственной социально-экономической политики.
Abstract: The article is devoted to the analysis of the living standards of the population as the most important factor of the economic security of the region. The main problems in this area are considered and possible ways of their solution are proposed based on the improvement of the state socio-economic policy.
Ключевые слова: уровень жизни, экономическая безопасность, регион, социальная политика, бедность.
Keywords: standard of living, economic security, region, social policy, poverty.
В современных реалиях обеспечение экономической безопасности является первостепенной задачей как для России в целом, так и для ее отдельных регионов. Экономическая безопасность региона - это сложное многогранное понятие, характеризующее способность территории противостоять внутренним и внешним угрозам, обеспечивать стабильность и воспроизводство социально-экономической системы [8, с. 135]. Одним из ключевых факторов экономической безопасности региона выступает уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, их доступ к жизненно важным благам [4, с. 66]. Уровень жизни напрямую влияет на качество человеческого капитала, социальный климат в обществе, устойчивость политической системы. При этом низкий уровень жизни таит в себе серьезные риски для экономической безопасности, способствуя деградации трудового потенциала, росту социальной напряженности, ухудшению криминогенной обстановки. Недостаточные доходы ограничивают внутренний спрос, тормозят развитие малого и среднего предпринимательства. Неравенство и бедность подрывают доверие к государству, снижают эффективность управления [1, с. 634]. Особенно остро проблема низкого уровня жизни стоит в российских регионах. Несмотря на определенные позитивные сдвиги в последние годы, во многих субъектах федерации сохраняются низкие доходы населения, высокая безработица, недостаточный уровень социальной защищенности граждан. Эти негативные факторы не только ухудшают текущую ситуацию, но и создают угрозы для будущего развития территорий [10, с. 139]. В связи с этим анализ уровня жизни населения как фактора экономической безопасности региона приобретает особую актуальность и значимость. Необходим поиск путей преодоления сложившихся проблем, разработка комплексных мер по повышению благосостояния граждан и укреплению социальной стабильности в обществе.
Вывод: Уровень жизни населения является одним из ключевых факторов экономической безопасности региона. Низкие доходы и высокая бедность несут серьезные риски для стабильности и развития территорий. Актуальность данной проблемы требует глубокого анализа и поиска эффективных путей ее решения.
Состояние проблемы:
Уровень жизни населения представляет собой комплексную социально-экономическую категорию, отражающую обеспеченность людей необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения их разумных потребностей. Для оценки уровня жизни используется система показателей, характеризующих доходы, потребление, условия труда, быта, здоровья, образования и т.д. [7, с. 138]. Важнейшим индикатором уровня жизни выступают реальные денежные доходы населения. По данным Росстата, в 2022 году реальные располагаемые денежные доходы россиян снизились на 1% по сравнению с 2021 годом. При этом наиболее существенное падение отмечалось в четвертом квартале - на 4,5% в годовом выражении, что было связано с ухудшением экономической ситуации на фоне геополитической напряженности [5, с. 27]. Негативная динамика доходов привела к росту бедности. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 11% в 2021 году до 11,6% в 2022 году (17,1 млн человек). При этом по итогам первого квартала 2023 года уровень бедности достиг 13,8%, что стало максимальным значением с 2016 года [9, с. 35].
Проблема бедности особенно остро стоит в ряде регионов страны. По данным 2022 года, наиболее высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума отмечалась в республиках Тыва (38,2%), Ингушетия (32,1%), Кабардино-Балкария (25,8%), Алтай (25%), а также в Курганской области (23,6%). В 21 субъекте РФ уровень бедности превышал 20%, еще в 32 регионах находился в диапазоне от 15% до 20% [6, с. 226]. Высокая бедность несет серьезную угрозу для экономической безопасности регионов. Она ведет к деградации человеческого капитала, росту заболеваемости и смертности, снижению образовательного уровня населения. Бедность способствует консервации технологической отсталости, препятствует развитию инноваций и высокотехнологичных производств [2, с. 15].
Низкие доходы большинства граждан ограничивают внутренний спрос, тормозят развитие малого и среднего бизнеса, сферы услуг. Бедность и высокое социальное неравенство ведут к росту протестных настроений, создают почву для социальных конфликтов, подрывают доверие к власти [3, с. 38]. В конечном счете это негативно влияет на инвестиционную привлекательность регионов, их возможности привлечения капитала и квалифицированных кадров. Другим негативным проявлением низкого уровня жизни является проблема закредитованности населения. По данным Банка России, в 2022 году долговая нагрузка физических лиц достигла 13,2% по необеспеченным потребительским кредитам. Объем просроченной задолженности вырос на 18,5% и составил 1,1 трлн рублей [5, с. 30]. Высокая долговая нагрузка создает риски для финансовой устойчивости домохозяйств, снижает их потребительскую активность. В случае резкого ухудшения экономической ситуации проблемные кредиты могут стать источником системного риска для банковского сектора, спровоцировать кризис "плохих" долгов [6, с. 228].
Помимо экономических последствий, низкий уровень жизни несет и серьезные социальные риски. Бедность и социальная незащищенность подрывают стабильность семей, ведут к росту преступности, алкоголизма, наркомании. Ухудшается психологический климат в обществе, нарастают депрессивные и пессимистические настроения, особенно среди молодежи [4, с. 68].
Вывод: Состояние проблемы низкого уровня жизни населения в российских регионах остается острым и актуальным. Высокая бедность, закредитованность, социальная незащищенность несут серьезные риски для экономической безопасности территорий, препятствуют их устойчивому развитию. Анализ ситуации требует разработки комплексных мер по повышению доходов и качества жизни граждан.
Решение проблемы:
Преодоление негативных последствий низкого уровня жизни для экономической безопасности регионов требует реализации комплекса мер государственной политики. Ключевым приоритетом должно стать обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения и снижение бедности. Первоочередной задачей в этом направлении является создание условий для роста заработных плат. Необходимы меры по развитию высокопроизводительных рабочих мест, повышению минимального размера оплаты труда, установлению достойных отраслевых стандартов по зарплате [7, с. 140]. Важно также стимулировать рост оплаты труда в бюджетном секторе, обеспечить его соответствие сложности и квалификации работы.
Другим важным направлением должно стать повышение доходов от предпринимательской деятельности и самозанятости. Это требует развития системы микрокредитования, налоговых льгот для начинающих предпринимателей, расширения доступа к рыночной инфраструктуре [2, с. 17]. Следует также стимулировать кооперацию малого бизнеса, формирование региональных производственных кластеров. Большое значение для роста доходов имеет развитие системы социальных трансфертов - пенсий, пособий, дотаций. Необходимо обеспечить их периодическую индексацию с учетом инфляции, привести размеры выплат к реальной стоимости жизни [10, с. 141]. Нужно также развивать адресность социальной помощи, сосредоточив ее на наиболее нуждающихся категориях граждан.
Перспективным инструментом повышения доходов может стать развитие системы социальных контрактов. Такие контракты предполагают предоставление малообеспеченным семьям финансовой помощи на развитие личного подсобного хозяйства, организацию собственного дела, получение образования и трудоустройство [6, с. 235]. Опыт ряда регионов показывает высокую эффективность этого механизма в борьбе с бедностью. Для устойчивого повышения уровня жизни большое значение имеет развитие доступа граждан к качественным услугам образования, здравоохранения, культуры. Необходимо укрепление материально-технической базы социальной сферы, внедрение современных технологий, повышение квалификации кадров [4, с. 69]. Важно также обеспечить ценовую доступность жизненно важных услуг для всех категорий населения.
Еще одним направлением повышения уровня жизни должно стать развитие жилищного строительства и ипотечного кредитования. Следует стимулировать строительство доступного и качественного жилья, развивать систему льготной ипотеки для отдельных категорий граждан [3, с. 42]. Необходимо также создавать условия для развития рынка арендного жилья, особенно для молодежи и работников бюджетной сферы. Наконец, большое значение для экономической безопасности имеет снижение уровня закредитованности населения. Нужны меры по повышению финансовой грамотности граждан, развитию системы защиты заемщиков от недобросовестных практик кредитования [1, с. 636]. Следует также стимулировать развитие сберегательного поведения, создавать условия для безопасного и доходного размещения накоплений граждан.
Безусловно, реализация этих мер потребует значительных финансовых ресурсов и организационных усилий. Необходима перенастройка бюджетной политики, концентрация средств на ключевых направлениях развития человеческого капитала [9, с. 37]. Важно также обеспечить эффективное взаимодействие федеральных и региональных властей, координацию их действий в сфере повышения уровня жизни. Следует подчеркнуть, что решение проблемы низких доходов и бедности не может быть быстрым и легким. Это долгосрочный процесс, требующий системных усилий государства и общества. Необходимы структурные реформы экономики, направленные на преодоление сырьевой зависимости, развитие высокотехнологичных отраслей, малого и среднего бизнеса [8, с. 138].
Важнейшим условием успеха является также активное вовлечение самих граждан в процесс повышения своего благосостояния. Необходимо стимулировать трудовую и предпринимательскую активность населения, развивать систему переобучения и повышения квалификации, поощрять самозанятость [5, с. 29]. Нужно формировать культуру ответственного финансового поведения, планирования семейного бюджета. При этом очень важно обеспечить сбалансированность и поэтапность реализуемых мер. Резкий рост доходов населения без соответствующего увеличения производства товаров и услуг может привести к всплеску инфляции, дестабилизации потребительского рынка [7, с. 142]. Поэтому повышение зарплат и социальных выплат должно идти рука об руку с развитием реального сектора экономики, ростом производительности труда.
Наконец, огромное значение имеет обеспечение социальной справедливости и снижение чрезмерного неравенства в доходах. Недопустима ситуация, когда основные плоды экономического роста концентрируются в руках узкой прослойки богатых, а большинство населения остается за чертой бедности [2, с. 18]. Нужны механизмы более равномерного распределения доходов, прогрессивная шкала налогообложения, меры по деофшоризации экономики. Конечно, все эти меры не дадут мгновенного эффекта. Потребуются годы напряженной работы, чтобы преодолеть накопленные проблемы и диспропорции в уровне жизни населения. Но альтернативы этому пути нет. Без качественного повышения благосостояния граждан, создания мощного среднего класса невозможно обеспечить устойчивую экономическую безопасность регионов и страны в целом.
Вывод: Решение проблемы низкого уровня жизни как фактора экономической безопасности регионов требует реализации комплексной стратегии, направленной на устойчивый рост доходов населения, снижение бедности и чрезмерного неравенства. Ключевыми приоритетами должны стать развитие достойной оплаты труда, поддержка предпринимательства и самозанятости, укрепление системы социальной защиты. Важнейшим условием успеха является обеспечение сбалансированности экономического роста и повышения благосостояния, активное вовлечение самих граждан в процесс улучшения своего уровня жизни.
Выводы: Проведенный анализ показал, что уровень жизни населения является важнейшей составляющей экономической безопасности региона. От степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей зависят качество человеческого капитала, социальная стабильность, устойчивость развития территорий.
В то же время во многих субъектах РФ сохраняется острая проблема низких доходов и бедности значительной части населения. Это несет серьезные риски для экономической безопасности - от деградации трудового потенциала до роста социальной напряженности и криминогенной обстановки. Преодоление этих негативных тенденций требует реализации системной государственной политики, направленной на повышение реальных доходов граждан. Ключевыми приоритетами должны стать развитие достойной оплаты труда, поддержка предпринимательства и самозанятости, укрепление системы социальных гарантий и адресной помощи нуждающимся.
Важнейшим условием успеха является обеспечение сбалансированности экономического роста и повышения благосостояния. Рост доходов населения должен базироваться на развитии реального сектора, повышении производительности труда, создании конкурентоспособной и диверсифицированной экономики. Необходимо также активное вовлечение самих граждан в процесс повышения своего уровня жизни через стимулирование трудовой и деловой активности, развитие системы переобучения и повышения квалификации, формирование навыков рачительного финансового поведения.
Безусловно, решение проблемы низких доходов и бедности потребует немалых усилий и времени. Но это тот вызов, на который мы обязаны ответить. Без преодоления вопиющего разрыва в уровне жизни регионов и социальных групп, без формирования массового среднего класса невозможно обеспечить долгосрочную экономическую безопасность и устойчивое развитие нашей страны. Это тот стратегический приоритет, вокруг которого должны быть консолидированы усилия государства, бизнеса, гражданского общества. Только общими силами, опираясь на наши традиционные ценности справедливости и солидарности, мы сможем построить общество подлинного благосостояния, в котором каждый гражданин будет чувствовать себя защищенным и востребованным.
Повышение уровня жизни - это тот фундамент, на котором мы должны строить здание нашего будущего. Будущего, в котором не будет места бедности и несправедливости, в котором каждый сможет реализовать свой потенциал и таланты во благо себе, своим близким и своей стране. Это тот ориентир, к которому мы должны стремиться, несмотря на все сложности и преграды. Ведь только так мы сможем обеспечить подлинную экономическую безопасность и процветание России в XXI веке.
Список использованных источников
1. Бухвальд Е.М., Кольчугина А.В. Стратегия пространственного развития и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации // Экономика региона. - 2019. - Т. 15, вып. 3. - С. 631-643.
2. Глазьев С.Ю. Приоритеты опережающего развития российской экономики в условиях смены технологических укладов // Экономическое возрождение России. - 2019. - №2(60). - С. 12-16.
3. Караваева И.В., Иванов Е.А. Финансовые механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - Т. 11. - № 5. - С. 36-43.
4. Клименко Т.И., Склярова Е.Е., Шаповалов В.И. Уровень жизни населения в системе экономической безопасности региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 10-1. - С. 65-71.
5. Колмаков В.В. Анализ социально-экономического развития региона сквозь призму экономической безопасности // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 1. - № 6. - С. 24-29.
6. Митяков С.Н., Митякова О.И. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономическая безопасность. - 2019. - Т. 2. - № 3. - С. 223-238.
7. Орехова Е.А. Обеспечение экономической безопасности региона: институциональный подход // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Т. 17. - № 1 (394). - С. 136-157.
8. Руденко М.Н., Долганова Я.А. Экономическая безопасность региона: сущность, цель и задачи обеспечения // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №7. - С. 135-138.
9. Смирнова О.П. Индикаторный подход к оценке экономической безопасности региона // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2020. - № 1 (26). - С. 33-37.
10. Юрикова М.А., Кузнецова Н.В. Уровень и качество жизни населения как показатели экономической безопасности регионов // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 6. - С. 138-143.
#статья_на заказ #заказ_работы