1968 Porsche 909 Bergspyder "Mont Ventoux" #2 Rolf Stommelen (Provence Moulage) 1:43

Пополнение коллекции).

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.

Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм. А за год до него Ferrari анонсировала и даже протестировала новый прототип, предназначенный специально для гонок подъемов на холм.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-2

Оснащенный оппозитным двигателем от болидов Ф1 автомобиль мог стать очень серьезным соперником для немцев, которые первоначально использовали в этих заездах машины, разработанные для других дисциплин. Правда, к тому моменту уже был 910/8, первый автомобиль Porsche, созданный именно как болид группы 7 для подъемов на холм.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-3

Но Фердинанд Пиех решил, что для успешного противостояния новому Ferrari немецкий конкурент должен быть более совершенным. И началась разработка модели 909. Над названием думали недолго – «Berg» в переводе с немецкого означает «гора». «Горный спайдер».

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-4

Как и в случае с подготовкой автомобилей для соревнований Can-Am, инженеры Porsche воспользовались малым количеством технических ограничений для группы 7. По правилам болиды должны были иметь два места и двигатель объемом не более двух литров, но ничего не говорилось про их минимальный вес.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-5

910/8 уже мог считаться ультралегким – его масса составляла всего 420 килограммов. Но Пиех поставил четкую цель: 909 должен быть еще легче.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-6

Этой цели были подчинены все этапы разработки, ведь никто не мог сравниться с Porsche в умении работать с легкими металлами, сплавами и стеклопластиком. Шасси автомобиля было сделано из алюминия, а подвеска получила титановые элементы.
Особого внимания заслуживают тормоза: их диски сделаны из бериллия, покрытого хромом для предотвращения распыления ядовитого металла. Каждый такой тормоз стоит около тысячи долларов, зато он вчетверо легче обычного. Топливный бак 909 был рассчитан всего на 16 литров, от топливного насоса вообще избавились.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-7

15-литровый титановый топливный бак весивший всего 660 грамм. Система избыточного давления устранила необходимость в топливном насосе, что уменьшило вес болида на 1,7kg.
Приводил машину в движение оппозитный восьмицилиндровый двигатель типа 771 объемом 1,981 литра. Этот мотор, разработанный на основе формульного Type 753, после замены карбюратора впрыском топлива выдавал 275 л. с. при 9200 оборотах, а на его сборку тратилось 220 часов
Он был сильно сдвинут вперед, к центру машины, а пятиступенчатая коробка передач располагалась между ним и дифференциалом.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-8

Это позволило сконцентрировать основную массу в пределах колесной базы, но пилот теперь вынужден был сидеть практически между передними колесами, вытянув ноги далеко за них, а стабилизатор поперечной устойчивости оказался перед приборной панелью.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-9

Слева от двигателя расположились топливный и масляный баки, справа – аккумулятор. Вся проводка стала серебряной: медь посчитали слишком тяжелой. Кузов автомобиля был создан с учетом специфических особенностей HillClimb-гонок, а материалом для него стало тонкое до прозрачности стекловолокно.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-10

Благодаря всем этим ухищрениям вес машины снизился на 100 фунтов и составил 375 килограммов, чего и добивались создатели.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-11

Два автомобиля были готовы к третьему раунду чемпионата 1968 года. Для восхождения на Гайсберг пилот Рольф Штоммелен взял долгожданную новинку, а его напарник Герхард Миттер предпочел проверенный 910/8. И он пришел первым, а вот Штоммелену удалось занять лишь третье место. На гору Мон Венту водитель 909-го забрался вторым. Его напарник снова лидировал.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-12

Таким же оказался и общий результат чемпионата: Штоммелен занял второе место, а Миттер – первое. Проигрыш 909-го предшественнику в Porsche сочли провалом, и больше Bergspyder в гонках не использовали.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-13

В 1969 году в отсутствие Porsche новый автомобиль Ferrari 212Е одержал убедительную победу, показав, что опасения Фердинанда не были необоснованными.
Поскольку Porsche решил отказаться от участия в чемпионатах по Hill Climb после трех последовательных чемпионских титулов и 8 чемпионских титулов за прошедшее десятилетие, 909 больше не использовался.
Тем не менее, это был совершенно потрясающий шедевр, вершина инженерной мысли космической эры. Несмотря на отсутствие побед в битвах.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-14

Информация, собранная при проектировании 909, сделала его одним из самых важных Porsche, когда-либо созданных — ноу-хау 909 широко использовались в будущих гоночных болидах Porsche.

Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-15
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-16
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-17
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-18
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-19
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-20
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-21
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-22
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-23
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-24
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-25
Пополнение коллекции). Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм.-26

2 июня 2024