Найти тему
14,7K подписчиков

Михаил Тимин. Если бы в бой шли одни «старики»…

4,2K прочитали
Воздушное сражение над Бобруйском в конце июня – начале июля 1941 года известно немногим.

Воздушное сражение над Бобруйском в конце июня – начале июля 1941 года известно немногим. Несмотря на свои довольно серьёзные масштабы (ВВС Западного фронта, поддержанные дальнебомбардировочной авиацией, сражались против 2-го авиакорпуса люфтваффе), эти события не нашли отражения ни в каких исторических исследованиях. Исключением стали свидетельства очевидцев и участников событий, из которых самым известным является роман Константина Симонова «Живые и мёртвые». Пожалуй, одним из самых ярких моментов романа, созданного по дневниковым записям, является эпизод уничтожения немецкими истребителями нескольких групп бомбардировщиков ТБ-3. Действительно, советская ударная авиация понесла 30 июня тяжёлые потери, пытаясь остановить переправлявшиеся через Березину немецкие войска, но серьёзно пострадал в этот день и их противник. Основной урон немцам нанесли лётчики 170-го истребительного авиационного полка. Вспомним о героях этого тяжёлого дня.

Перед войной: нехватка времени, опыта, самолётов

Формирование полка началось в начале осени 1940 года на аэродроме Сеща в составе 47-й смешанной авиадивизии ВВС «тылового» Орловского военного округа, поэтому полк не был в числе первоочередных претендентов на поставку материальной части и личного состава. Провал в производстве И-16 поздних типов и двигателей М-63 заводами № 21 и № 19 не позволил в срок выполнить укомплектование полка боевыми самолётами, и в результате личный состав в 1940 году учебно-боевой подготовкой практически не занимался. Особенно тяжело это сказалось на подготовке 60 молодых пилотов, прибывших на укомплектование части. Все они были выпущены из лётных школ в 1940 году, имели минимальные навыки пилотирования и требовали интенсивных тренировок, для того что бы стать полноценными лётчиками-истребителями.

В начале 1941 года положение начало несколько выправляться: в январе из Горького с завода № 21 поступили 11 И-16 тип 29, которые распределили между 1-й и 2-й эскадрильями, а несколько позже из Новосибирска прибыли 15 И-16 тип 24 производства завода № 153, которыми, соответственно, укомплектовали 3-ю и 4-ю эскадрильи. Пока самолёты собирали и вводили в строй, прошло немало времени, и фактически к полётам в январе и феврале приступить не успели.

Наконец, в марте молодых лётчиков начали выпускать в воздух, но вмешалась погода: за весь месяц было только пять лётных дней, и лётная подготовка ограничилась 159 полётами на УТИ-4 и 32 полётами на И-16. Согласно выводам о боевой подготовке частей истребительной авиации, сделанным Главным Управлением ВВС КА, на 1 апреля 1941 года состояние полка характеризовалось следующим образом:

«Полк имеет 77 лётчиков, из них 18 экипажей могут выполнять боевые задачи днём».

Поменять что-то не получилось и в апреле: лётным был лишь один день за весь месяц, за который произвели 11 учебных полётов на И-16.

В мае погода улучшилась и позволила резко активизировать лётную работу: полк налетал 248 часов (1827 посадок) на УТИ-4 и 250 часов (1370 посадок) на И-16. В результате самостоятельно на боевых самолётах удалось выпустить 2/3 молодых пилотов, а штаб полка бодро отрапортовал в округ:

«...в части 63 экипажа готовы действовать днём в простых метеоусловиях».

Разумеется, ни о какой реальной боеготовности полка речи не шло: молодые пилоты ни разу в жизни не стреляли, не вели учебных воздушных боёв, не летали по маршруту. За весь месяц по конусу в воздухе стреляли лишь двое лётчиков. Надо отдать должное командному составу полка, который очень аккуратно подводил молодёжь к самостоятельной работе: в процессе учёбы был разбит только один самолёт, изучение аварийного акта которого позволяет оценить уровень подготовки пилотов выпуска 1940 года.

Читать полностью >>>