17,5K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. Британские хеви-прог инноваторы JONESY.

123 прочитали

Одна из редких и вместе с этим самых инновационных британских прогрессивных групп начала 1970-х годов, оказавшая влияние на развитие сложной альбомной музыки.

Группа Jonesy. Фото предоставлено А.Галиным
Группа Jonesy. Фото предоставлено А.Галиным

Истоки данной прог-рок-формации уходят в 1964 год, когда Джон И́вэн-Джонс (John Evan-Jones) и его старший брат Тревор (Trevor ‘Gypsy’ Jones) со своими родителями, переехали из Кентербери в Тасманию. Вскоре там эти ребята присоединились к местной группе THE REVELLES.

После смены названия на CHAOS & CO в 1966 году группе удалось выпустить семидюймовку «It Was You//Seven Golden Daffodils», би-сайд которой стал в некотором смысле даже хитом.

Ютуб-канал My Moody Heart

Затем Джон и Тревор в 1968 году создали новую группу MICKEY FINN. В 1969 году Джон решил перебраться в Лондон, чтобы попытаться продвинуть несколько песен на EMI. Однако этим лейблом ему было отказано и эти ранние песни И́вэн-Джонса остались неопубликованными.

Тем временем Тревор и остальная группа тоже прибыли в Лондон с надеждой запустить проект SWEATTY BETTY. В состав этой группы еще входили гитаристы Питер Хатчинсон (Peter Hutchinson) и Тим Джойс (Tim Joyce), барабанщик Дэйв Витт (Dave Witt) плюс певец Джефф Ридер (Jeff Reader) и певица Джанет Секстон (Janet Sexton). Но единственным результатом усилий новой группы стал 7-дюймовый сингл «Every Little Thing//Man Of The World», записанный для австралийского рекорд-лейбла Van Diemen в 1971 году.

Ютуб-канал MrDangermouse10

Тем временем Джону, уже получившему известность в качестве сессионного гитариста, поступило предложение от Polydor сыграть в группе поддержки американского поэта-песенника Джейка Холмса (Jake Holmes)

Именно он в 1967 году создал оригинальную версию «Dazed And Confused», позже получившую известность в исполнении LED ZEPPELIN.

во время его европейского тура. Этой группой стали ирландцы ANNO DOMINI. Сначала И́вэн-Джонс заменил гитариста «Тигра» Тэйлора («Tiger» Taylor) на сцене, а затем и окончательно.

Но мысль о создании своего альбома не покидала Джона. Куда могла привести 22-летнего парня его «музыкальная мечта», он сам еще не имел ни малейшего понятия.

В 1971 году братья Джонс –

Отсюда и название JONESY, хотя в 1971 году еще некоторое время на стадии формирования группы иногда использовалось имя ANNO DOMINI.

Джон и Тревор создают свою группу. Первым барабанщиком pre-JONESY становится Терри Каттинг (Terry Cutting), а флейтистом/саксофонистом Берни Хэгли (Bernie Hagley) – также известен в мире музыки как Берни Монро (Bernie Monroe)

С 1968 года таланливый и разносторонне одаренный Берни работал басистом, вокалистом и флейтистом с поп-группой VANITY FARE (иногда – VANITY FAIR) с впечатляющей историей, игравшей кавер-версии. Многие песни в исполнении VANITY FARE (например, «Early In The Morning», «Hitchin’ a Ride» и др.) обрели настоящий культовый статус.

Данной «пробной конфигурации» хватило всего на один небольшой тур, после чего Берни (Бернард) перешел в фолк-психоделическую группу TRANQUILITY, записав с ней как басист и флейтист в 1972 году два альбома.

Ушел из группы Джонсов и Каттинг. Его сменил драммер Дэйв Поттс (Dave Potts). Недолго на первом этапе в группе продержался и Тревор Джонс – он твердо решил играть «прогрессив» по типу его первой группы SWEATTY BETTY, а его брат Джон еще до конца не определился в выборе «субжанровой ниши», находясь под мощным влиянием KING CRIMSON, YES и LED ZEPPELIN. Вскоре Дэйв Поттс также распрощался с Джоном И́вэн-Джонсом.

Решающей для рождения JONESY в конце 1971 года стала встреча с гитаристом, вокалистом и клавишником-меллотронистом Джейми Калетом (Jamie Kalet, родился 24 августа 1949 года), уроженцем Чикаго, но в 10-тилетнем возрасте перебравшимся с родителями в Ливерпуль. Там Калет успел в качестве вокалиста поработать со многими местными полупрофессиональными группами, после чего переехал в Лондон, где в 19-летнем возрасте купил себе меллотрон и с этого времени уже никогда не расставался с клавишными.

В 1969 году он в течение 12 месяцев играл со столичной командой WHITE SUMMER. А пиком его музыкальной карьеры стало участие в работе спин-офф-бэнда CROWJANE – создан в конце 1970 года тремя бывшими участниками прог-роковой группы GRAСIOUS.

После закрепления союза с Калетом Джон И́вэн-Джонс проинформировал свою управляющую компанию Bruno Music о том, что музыка новой группы будет существенно отличаться от предыдущих работ. Лейбл поверил в успех. А затем Джон с Калетом начали искать подходящих людей.

В итоге, после нескольких неудачных попыток выбора кандидата в барабанщики в апреле 1972 года был принят Джим Пэйн (Jim Payne) из распавшейся NATIONAL HEAD BAND. С ним же из NHB пришел в JONESY и басист Дэйв Паулл – с 1968 года по ноябрь 1969 года он играл в ливерпульской MIKE HART BAND, а затем стоял у истоков создания THE BUSINESS, трансформировавшейся в январе 1970 года в NATIONAL HEAD BAND. В этой команде Джим Паулл проработал до завершения проекта в конце февраля 1972 года. Именно там, в последнем «пост-Керслейковском» составе он неплохо сработался с Джимом Пэйном.

Первой же группой Джима Пэйна в городе Аккрингтоне стали GIDEONS WAYS. В 1964 году, кроме самого Джима, в оригинальный состав этого ансамбля входили Ян Смит (Ian Smith) – ритм-гитара, Дэйв Робинсон (Dave Robinson) – бас-гитара, Тревор Гарденер (Trevor Gardener) – ведущая гитара, Дерек Римингтон (Derek Rimington) – ведущий вокал. В THE SCORCHERS был тот же инструментальный состав, но с другим вокалистом.

После того как Джим Пэйн покинул GIDEONS WAYS, некоторое время он играл в группе KUDOS, а затем в составе THE INK SPOTS работали по шесть ночей в неделю в клубе Gullivers (Мейфэйр, область в центральном Лондоне). С 1969 по 1971 год протрудившись в составе THE ACCRINGTON STANLEY BAND, к началу 1972 года Пэйн присоединился к NATIONAL HEAD BAND, заменив там накануне ушедшего из группы Ли Керслейка. Однако после двух месяцев его концертной работы в NATIONAL HEAD BAND эта команда была окончательно расформирована

Итак, первый официальный состав JONESY был наконец-то полностью укомплектован. В него вошли Джонс, Калет, Пэйн, Паулл.

Издателем первенца выступил Dawn Records – с 1969 по 1975 год этот лейбл действовал в статусе дочерней компании Pye Records, ориентированной на «прогрессив» и «андеграунд». Фонограмма для дебютной пластинки No Alternative записывалась в мае 1972 года. Для этого была арендована лондонская студия Command Studios.

И́вэн-Джонс, показавший себя незаурядным гитаристом и автором композиций со сложной структурой, вспоминает, что предоставленная студия была оснащена крайне плохо. Но зато молодым музыкантам, к тому же не имевшим опыта продюсирования, повезло в том, что им достался Энди Хендриксон (Andy Hendrikson) – замечательный звукорежиссер, которому довелось профессионально приложить руку к записи альбомов THE ROLLING STONES, KING CRIMSON и EMERSON, LAKE & PALMER.

29 июля 1972 года JONESY приняли участие в сборном концерте, состоявшемся в столичном King’s Cross Cinema с участием STUD, STEAMHAMMER и SKID ROW. Они провели два региональных тура. На концерты приходило достаточно много публики. Но реальный успех пришел уже после выступления в знаменитом лондонском Marquee. Менеджер предложил музыкантам выступить в элитном клубе еще несколько раз.

Можно сказать, что JONESY нетривиально начинали разработку субстилистической линии в новой рок-музыке 1970-х, укладывающейся в рамки «меллотронизированного гитарного прогрессива» (весьма условное наименование).

Между 1972 и 1974 годами JONESY записали четыре альбома, но реализовать своевременно удалось только три. Выпущенный в октябре 1972 года дебютный лонгплей был выдержан в стиле жесткого приджазованного прог-рока.

John Evan-Jones – lead guitar, Synthesizer VCS3, vocals; Jamie Kaleth – Mellotron, electric & Grand piano, backing vocals; David Paull – bass, backing vocals; Jim Payne – drums, percussion.

Диск немного не дотягивал до первоклассной работы, но музыкальное мастерство инструменталистов вызывает восхищение. Джон обладал незаурядной способностью создавать стремительные гитарные соло, которые перманентно дополняли общий рисунок. Он с органистом Калетом, дополняя друг друга, со своими свежими идеями конструировали неотразимые звуковые эффекты.

Социально ориентированной представлена лирика в эпической композиции «Pollution». Трек начинается тихим меллотроновским шепотом, а затем внезапно звуковое поле трансформируется в динамичный и насыщенный прог-рок.

Примечательным было использование в композициях разнообразных наборов экзотических в том числе джазовых оттенков. С одной стороны, в таких композициях, как, например, «Heaven», возникают определенные ассоциации с In The Court Of The Crimson King (1969) KING CRIMSON (в частности, с «Epitaph»). Однако, со второй стороны, No Alternative всё же звучит несколько ближе к хард-року.

К этому, обнаруживается и третья сторона – в нескольких местах есть некоторое сходство как с прогрессивными голландцами SUPERSISTER, так и с последователями «кентерберийской школы». Вот такой симбиоз. И, тем не менее, в этом многообразии креатив JONESY очевиден.

Композицию «Ricochet» группой вначале планировалось выпустить в виде сингла, но менеджмент лейбла настоял, несмотря на активное сопротивление музыкантов, на включении ее в этот альбом, наполненный жестким приджазованным прог-роком, в качестве подобающего величественного финального трека.

Бизнесмены в деле музыкальной индустрии оказались правы: фанковая «Ricochet» быстро стала визитной карточкой альбома, к этому оказавшись первым в истории рок-музыки синглом, записанным с квадрофоническим звучанием.

Дэйв Паулл и Джим Пэйн образовали отличную мощную ритм-секцию. Однако вскоре они оба оставили JONESY. В дальнейшем Паулл ушел из большого рока, а Пэйн отметился не увенчавшимся особым успехом участием в THE FOUNDATIONS (1975-1976) и TIGER (1977-1978).

Во время подготовки второго альбома, названного «Продолжение» с целью закрепления преемственности в разработке начатой линии, как незаурядный автор показал себя и Джейми Калет, способный плодотворно работать с Джоном И́вэн-Джонсом в творческом тандеме. Еще одним важным участником стал перкуссионист Ричард Томас (Richard «Plug» Thomas) под любимым многими во времена СССР прозвищем «Штепсель» (ну, скажем, как один из вариантов перевода, симпатичный нам). А условным «Тарапунькой» суждено было снова стать Тревору Джонсу, который помирился с братом и возвратился в группу.

В начале 1973 года для участия в концертах привлекался басист и вокалист Ник Гринвуд (Nick Greenwood). Вопрос стоял о принятии его в группу на постоянной основе. Но опять-таки Джону снова что-то не понравилось и профессиональные отношения с Ником были оборваны.

26 января 1973 года вышел промо-сингл (Dawn Records DNS 1030) с квадрофонической записью треков «Ricochet» (Side «A») и «Every Day’s The Same» (Side «B»). Продюсировали эту инновационную малую пластинку Билл Кеннеди (Billy Kennedy), продвигавший в 1971 году единственный лонгплей On This New Day ANNO DOMINI, и Джон И́вэн-Джонс.

Ютуб-канал jonesthatcatwasben

Песня с Би-сайда этой «сорокопятки» в номерные альбомы JONESY не включалась, а стала доступной лишь в 2007 году на сборнике Masquerade – The Dawn Years Anthology (2СDs, лейбл Esoteric Recordings).

Альбом Keeping Up... записывался в марте 1973 года в Escape Studios. Это была достаточно обычная небольшая студия, главным достоинством которой было отсутствие ограничений по времени работы в ней. Музыканты имели возможность записываться в любое время и столько – сколько им было нужно для этого. Это был «подарок», зарезервированный для «суперзвезд», которые могли себе позволить не зависеть от менеджмента рекорд-компаний.

Новым звукоинженером стал Тони Тавернер (Tony Taverner), вскоре продолживший работу с BLACK SABBATH, EL&P, SEX PISTOLS, THE JAM и другими. Тони, ставший по сути «шестым» участником JONESY, уже имел опыт работы записи «живых» выступлений в Marquee, но это стало его первой работой в роли студийного менеджера.

John Evan-Jones – guitar, backing vocals; Jamie Kaleth – Mellotron, keyboards, lead vocals; Alan Bown – trumpet, electric flugelhorn, percussion; Gypsy Jones – electric bass, Recorder, lead vocals; Richard «Plug» Thomas – drums, percussion, backing vocals.

На Keeping Up... продолжают витать отпечатки «кримсоновского влияния». И хотя эта работа получилась более мягкой и лиричной, музыканты продолжают демонстрировать привлекательный и самоуверенный подход к размыванию субжанровых границ.

Алан Баун (Alan Bown) тромбоном, флюгельгорном, всевозможными электрическими рожками на свой манер ощутимо добавил неповторимые краски в аудиопалитру фирменных интонаций. Влияние Алана позволило инкорпорировать в звуковую палитру элементы «звучания» джазовых мастеров – Майлза Дэвиса (Miles Davis), Дона Эллиса (Don Ellis) и Рэя Рассела (Ray Russell), в соответствии с достигнутыми с каждым из них договоренностями.

Импровизационный дух джаз-рока доминирует в «Preview», «Questions And Answers» и «Critique (With Exceptions)». Изящная «Song» с безупречным гитарным финалом представляется безупречной. Вокал в «Children», тонко поддерживаемый гитарой, трубой, флейтой, флюгельгорном и струнными, звучит очень проникновенно.

В 1973 году «Sunset And Evening Star//Song» оперативно появились в виде сингла (Pye Records 45 PY. 4291).

Ютуб-канал PARAGON, the Assassin_Chief

Для продвижения второго альбома группа снова отправились в тур и выступила с рядом концертов. Второго августа 1973 года партнерами по сцене в лондонском Alexandra Palace стали BLACK SABBATH, STRAY, FUMBLE и GROUNDHOGS. Кстати, крайняя из указанных групп исполняла материал из своего концептуального альбома Split (1971), «по яркости описания всевозможных психических расстройств» не уступавшему вышедшему в марте The Dark Side Of The Moon PINK FLOYD. Всё это привлекло внимание и позволило получить хвалебные отзывы. Некоторые рок-критики даже сравнивали Keeping Up... с фундаментальными арт-рок-работами YES тех лет.

Звуковая концепция JONESY, в центре которой был меллотрон, содержала элементы джаза, рок, классической музыки, фолка. Не взирая на навороченную оркестровку большинства треков, в зафиксированной музыке нет ничего лишнего. Во многих композициях тяжелый и терпкий саунд сопровождается меланхолическими оборотами... В общем, пересказывать такую музыку словами, как известно, дело неблагодарное; хотя некоторые убеждены в том, что это и есть особый тип искусства – искусство интерпретации.

Невзирая на нарастающее внутри группы напряжение, карьера JONESY как проекта пока не предвещала окончания. Хотя состав из-за этого постоянно менялся. Исключение составлял относительно стабильный участник поющий басист Тревор Джонс – брат Джона по прозвищу «Цыган», которому хватало ума, чтобы не конфликтовать с родственником и спокойно играть «вторую скрипку».

В сентябре-октябре 1973 году удалось подготовить и третий альбом Growing. На этом альбоме играет первый «не утвержденный» саксофонист группы Бернард Хэгли, которого после развала TRANQUILITY Джон лично упросил возвратиться в JONESY.

Тогда же JONESY вполне достойно выступили на Montreux Jazz-Festival. 12 ноября 1973 года музыканты успешно презентовали свою новую программу в The Marquee Club.

Заметно, что на Growing тот магический драйв, который присутствовал на первых двух альбомах, стал растворяться.

John Evan-Jones – guitar, vocals; Alan Bown – electric trumpet, electric Flugelhorn; Jamie Kaleth – electric & acoustic piano, Mellotron, lead vvocals; Gypsy Jones – electric bass, lead vocals; Richard «Plug» Thomas – drums, percussion; +Maurice Pert – percussion; Bernard Hagley – electric saxophone; Ken Elliott – Clavinet, Synthesizer ARP 2600

Эклектичный симбиоз джаза, симфо-рока, фанка, ритм-энд-блюза и психоделии утратил свои системообразующие корни. Возможно, в таком диаметральном расфокусировании были ошибки продюсирования Руперта Хайна (Rupert Hine).

После выхода в свет третьего альбома, в известном смысле, стал очевиден тренд, стойко направленный на общее облегчение саунда, что, в совокупности с мелкими ссорами на почве межличностной конфликтности, и послужило причиной разделения группы: с одной стороны были братья Джонсы, а с другой – Джейми Калет и Ричард Томас.

Остальные на тот момент участники группы – перкуссионист Морис Перт (Maurice Pert), саксофонист Бернард Хэгли (Bernard Hagley), трубач Алан Боун (Alan Bown), клавинетист Кен Эллиот (Ken Elliot) вкупе с мастером струнных дел Саймоном Джеффсом (Simon Jeffes), тоже устали от диктата Джонса. Забегая вперед заметим, что развалила эту талантливую группу в значительной степени именно беспорядочная «кадровая политика» и отсутствие элементарного понимания эффективной работы в команде. Но пока это еще не было полным фиаско.

Эгоцентричные братья Джон и Тревор Джонсы, оставшиеся ядром проекта, сдаваться вовсе не собирались и убедили вернуться Эллиота и Хэгли, доукомплектовав состав группы Дэвидом Поттсом (David Potts) – одним из первых барабанщиков раннего периода создания JONESY.

В этом варианте участников в 1974 году была записана «лебединая песня» – Sudden Prayers Make God Jump – наиболее амбициозный и сложный проект JONESY, с очевидной претензией «взрыва» сложившихся к тому времени стандартов прог-рок-сцены. Запись действительно уникальна, ибо ничего подобного группа больше не запишет.

John Evan-Jones – guitars, keyboards, vocals; «Gypsy» Jones – bass, vocals, keyboards, violin; David Potts – drums, percussion; +Ken Elliott – keyboards; Bernard Hagley – electric saxophone.

Большинство треков отличается еще большей, чем в предыдущих релизах, безрассудной смелостью. Но одновременно с этим музыканты уже воздерживаются от того, чтобы растягивать песни за пределы их естественной продолжительности: только длительность заглавной «Dark Room» превышает восьмиминутную отметку.

В этом концептуальном альбоме, характерном для того времени, представлено необычное путешествие обычного человека, якобы переживающего расстройство личности и волею судеб оказавшегося в психиатрической клинике.

Постепенно авторы подводят слушателей к выводу о том, что настоящий «дурдом» не в медицинской «психушке», а извне, т.е. «на воле»... В лирике прослеживается тема давления государства и общества на личность, даже усматриваются недвусмысленные политические намеки.

Некоторая сырость и сумбурность материала целиком искупается жестким, можно сказать, по сути, хард-роковым звучанием, экспериментальностью аранжировок и очевидной нетривиальностью мышления талантливых музыкантов.

Однако, к сожалению, из-за контрактных проблем юридического характера альбом не был выпущен вовремя; ситуация еще больше ухудшилась из-за кражи оригинальных мастер-лент из студии. В итоге группа осталась ни с чем, что неизбежно привело к полному закрытию проекта. Успешно гастролирующая группа с хорошими продажами в Японии, JONESY не смогли стать суперзвездами в Европе.

Единственным реально оставшимся фонодокументом, где сохранился (хотя, увы, в невысоком качестве) Sudden Prayers Make God Jump, оказалась копия стандартной магнитофонной кассеты, которые широко используются в быту. В последствии после восстановления именно этот экземпляр стал служебным первоисточником для серийного издания сохранившейся версии чуть было не утраченного уникального альбома. Такое стало возможным благодаря итальянскому инди-лейблу Night Wings Records, специализирующемуся на переиздании особо раритетных записей 1970-х годов.

Звукоинженеры, восстанавливая фонодокумент, проделали огромную работу по ремастерингу, по сути, вновь сводя и реставрируя запись в очищенном звучании. В итоге жемчужина затерянного «прогрессива» стала доступной в 2003 году – то есть, спустя 30 лет после студийной записи.

Поступивший в продажу в 2007 году сборник Ricochet (Pioneering In 1972-73) (Él Records ACMEM104CD, UK) оказался хорошим дополнением к звуковой коллекции JONESY с бонусом в виде инструментала «Reprise» (но я бы вам посоветовал ознакомиться с Masquerade – The Dawn Years Anthology, компиляцией того же года на двух дисках, куда вошли и ранее не издававшиеся треки, – А.Галин).

С 2010 года Тревор Джонс планировал новые выпуски под маркой JONESY, содержащие ранее неизданные и недавно записанные материалы.

В 2011 году в продаже неожиданно появился еще один выпуск под маркой воссозданных JONESY – альбом-реюнион Dark Matter (Inner Space). Компакт-диск выпущен под маркой собственного лейбла Jonesy Records.

Ютуб-канал Alexandr Markevich

Это не просто очередной прог-рок-опус, в названии которого снова фигурирует «темная материя» – здесь умудренные жизненным опытом музыканты все-таки намерены сделать еще одну попытку и отворить свою дверь во «внутреннее пространство». В представленной монументальной работе воссозданный союз рискнул использовать оригинальное название.

За минувшие с момента последней студийной работы 37 лет музыка JONESY, претерпев ряд существенных изменений, превратилась в привлекательную смесь с новыми компонентами: реинкарнированная группа неожиданно сделала стремительный рывок от своего «кинг-кримсон-ориентированного» прошлого, а дух нового СD навеян, ни много ни мало, – эпохальными творениями PINK FLOYD.

Основатель и идейный лидер Джон И́вэн-Джонс, а также участники оригинального состава Дэйв Паулл и Джим Пэйн, к работе в единственной пост-версии не привлекались. Несмотря на это «Цыган», «Штепсель», Алан Баун и Джейми Калет показали, что и они тоже не лыком шиты.

В качестве «гостей» к созданию фонограммы неслучайно был привлечен небезызвестный рок-дудочник Берни Хэгли, а также … целых пять (!) гитаристов – хотя хитроумно завернутых гитарных соло все же стало меньше.

После рождения сына Алекса в 1984 году Джон И́вэн-Джонс оставил музыкальную индустрию и продолжил свою учебу, а затем и деятельность в области психологии. Он вместе с женой Марианн переехал в Данию и написал более 20 книг по психологии управления. 19 апреля 2013 года в Копенгагене замечательный, но явно недооцененный музыкант с непростым характером Джон И́вэн-Джонс скончался (R.I.P.). «Oh, what’s a pity»…

Все релизы JONESY пользуются высоким спросом среди коллекционеров-филофонистов и любителей прог-рока. Не случайно музыкальные обозреватели ведущих мировых рок-изданий относят JONESY к категории «The Best Prog Band You’ve Never Heard». Возможно, это действительно «лучшая прог-группа, которую вы никогда не слышали»? Сегодня проверить это уже несложно. В сетевых хранилищах собраны и хранятся в соответствующих форматах цифровые копии практически всех альбомов и синглов.

Впрочем, по поводу регламентации режима доступа к электронным ресурсам и легального использования фонограммных интернет-архивов пока не получили единого разрешения многие коммуникационно-правовые вопросы.

Но это уже другая важная тема…

Автор - Олег Синеокий. Редактура, дополнительный текст - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС

Книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Книги издательства
Книги издательства

Дзен-канал "Рок на БиС" с удовольствием сообщает, что тестовое вещание интернет-радиостанции "Рок на БиС" продолжается. Вы можете услышать нас вот здесь:

Сейчас на нашей волне "Территория классик-рока".

С 10-15 - "Территория альтернативы". 12-15 - 14-15 - "ПроГдвинутый день". Далее "Various Artists". C 00:01 4 июня "Полуночный Блюз", затем "Ночные Серенады"