О РЕДАКТУРЕ, ПРИХОДЯЩЕЙ ИЗВНЕ

Не люблю я редактировать свои тексты под влиянием кого-то, по чьим-то советам (особенно, если советы исходят от не моей ца). Хотя нет, «не люблю» — неправильное слово. Скорее — мне это трудно, очень трудно, куда труднее, чем редактировать по собственной инициативе.

Когда желание что-то изменить в тексте (неважно, поэтическом или прозаическом) исходит лично от меня, то изменение это по сути уже подготовлено, оно уже вызрело внутри — его только записать. В таком случае редактура идет очень гармонично и безболезненно.

А когда толчок к редактуре приходит извне, то тут совсем по-другому.

Я сейчас не говорю про абсолютно все замечания — только про те, с которыми я соглашаюсь. Потому что бывает, что чей-то совет категорически не ложится на мое восприятие, я его не принимаю и с чистой совестью отбрасываю, не считая, что такое изменение пойдет на пользу моему тексту.

Другое дело — когда тебе открыли глаза на какой-то недостаток и ты с ним согласился — ты начинаешь его видеть. Но тебе открыли на него глаза со стороны. Это не я сама увидела его. Изменение в таком случае не подготовлено, как это исправлять, с чего начать — непонятно.

И вернуться к первому варианту уже невозможно, потому что, согласившись с замечанием, я уже приняла решение, что в неисправленном виде текст существовать не может.

Не люблю я редактировать свои тексты под влиянием кого-то, по чьим-то советам (особенно, если советы исходят от не моей ца). Хотя нет, «не люблю» — неправильное слово.

Помнится, я сравнивала редактуру с операцией по удалению опухоли. Возможных исхода у такой операции всегда два — или больной встанет, обновлённый и здоровый, или умрёт.

То, что произошло с «Эльфами не становятся» на литмастерской, тоже было похоже на такую операцию.

Только пациента разрезали без меня, а меня привели и сказали «оперируй», не дав ни инструментов, ни навыков.

Так примерно я себя ощущала, вернувшись с семинара.

Сейчас немного отпустило. Появилось чёткое понимание, куда двигаться. Многие моменты, с которыми согласилась, я уже исправила. Думала, что закончу к июню, но...

Вчера было первое занятие с редактором. И я думаю, что работа с ним затянется на всё лето! 😳

То, что он предлагает сделать, — стилистические тонкости, которые, скорее всего, бóльшая часть читателей не заметит.

Сюжет меняться не будет.

Посему я думаю вот над чем:

А не выложить ли мне сейчас то, что есть, исходную версию (с уже внесёнными сюжетными правками после литмастерской)? Честно напишу, что «черновик», что будет редактироваться.

Или уж подождать до конца работы?

У меня четыре человека написали отзыв и ждут от меня отмашки, чтобы его выложить. Мне уже неудобно с марта держать людей.🙈

❓Что думаете, товарищи?

Вот, кстати, один из отзывов, который читательница уже опубликовала у себя на канале, не дождавшись публикации книги:

Не люблю я редактировать свои тексты под влиянием кого-то, по чьим-то советам (особенно, если советы исходят от не моей ца). Хотя нет, «не люблю» — неправильное слово.-2