1,2K подписчиков

Дама с единорогом и Жанна. История взаимопомощи

История весьма непредсказуемая барышня. Никогда не угадаешь, кого она увековечит, а кого отправит на свалку. Бывает, что достойные произведения, которым пророчат славу и признание, исчезают во времени бесследно, а то, что, кажется незначительным и даже бездарным, впоследствии занимает почетное место среди самых знаменитых произведений искусства. А главное, это не зависит ни от таланта, ни даже от ценности произведения, это всего лишь прихоть этой загадочной особы. А еще его величество Случай.

Тони Жоано иллюстрация к роману "Жанна"
Тони Жоано иллюстрация к роману "Жанна"

25 апреля 1844 года в журнале "Ле Конституциональ" (Le Constitutionnel ) французская писательница Жорж Санд начинает публиковать роман «Жанна». Не самый лучший в ее творчестве. Не он принес ей славу и признание. Более того, этот роман был забыт на долгие годы, а многим поклонникам ее творчества даже не известен. Это не визитная карточка мадам Жорж Санд. И тем не менее, в связи с некоторыми обстоятельствами ему выпало остаться в истории навсегда, правда не литературы, а искусства. Во всяком случае, когда речь заходит о работах, о которых пойдет речь ниже, он всегда упоминается.

Итак, роман публикуется частями, это так называемы роман-фельетон[1]. Жорж Санд очень нужны деньги, поэтому она заключила с журналом контракт, согласно которому обязуется опубликовать два романа. «Жанна» - первый. Впоследствии за каждый Жорж Санд получила 10000 франков, что являлось внушительной суммой.

Главной героиней романа является добродетельная и наивная крестьянская девушка Жанна, в которую влюбляются трое друзей, представителей высшего сословия. В романе есть место и коварству, и любовным перипетиям, и страданиям, и романтике, и подвигу, и переживаниям, не обошлось и без душещипательных сцен и даже трагедии - в конце несчастная Жанна погибает – все, как Жорж Санд любит. События разворачивается во Франции, в горах Ла Крёз, в деревне Тулль (ныне Тулкс-Сент-Круа), частично происходят в замке Буссак, где Жанна по сюжету некоторое время работает служанкой.

И вот описывая интерьеры замка, Жорж Санд останавливает свой взгляд на висящих на стене шпалерах. Их шесть, но все они объединены единым циклом, который искусствоведы XIX назовут «Дама с единорогом». Эти шпалеры не авторский вымысел, они действительно висели в замке Буссак, и Жорж Санд их действительно там видела. Правда впоследствии она утверждала, что шпалер было 8, хотя искусствоведы подвергают это сомнению. Шпалеры находились в плачевном состоянии. Сырость и плесень изъедали их, нижний край был сильно поврежден, впоследствии пришлось его восстанавливать. Но даже в таком состоянии в потрепанных декоративных коврах, украшающих стены замка, писательница безошибочно разглядела бесценное произведение искусства.

"Лес" по картону Уильяма Морриса
"Лес" по картону Уильяма Морриса

Вероятно, ей указал на них ее друг, главный инспектор исторических памятников Франции писатель Проспер Мериме. Впрочем, может и наоборот, не известно, кто из них первым обнаружил эти работы. Мариме был потрясен этими шпалерами и немедленно приступил к переговорам с владельцами замка о продаже. Переговоры вследствие некоторых причин затягивались, а сырость и плесень делали свое гнусное дело, уничтожая памятник средневекового искусства. И только в 1882 году после улаживания всех деталей директор музея Клюни в Париже Эдмон Дю Соммерар купил шпалеры за 25000 золотых франков. Они были отреставрированы и вывешены в музее. Причем для них отвели специальный зал. Это до сих один из самых ценных экспонатов музея.

Что такое шпалеры? В русском языке этим термином обозначают деревянные подставки для растений в саду, забывая, что он имеет и другое значение. Тот, кто на каникулы ездил к бабушке в деревню, наверняка помнит тканые коврики, которые как правило, вешали над кроватью. Городские жители предпочитали ковры шерстяные с ворсом и орнаментом, а в деревнях пользовались популярностью именно такие коврики, представляющие собой законченную картину. Иногда это был олень на лесной поляне, или репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», или просто цветы. Называли эти ковры гобеленами. Это и есть шпалеры, а слово гобелен возникло в XVII веке во Франции, когда французские ткачи и красильщики шерсти по фамилии Гобелен основали мануфактуру. На этой мануфактуре в частности производили и шпалеры. Ну это как игристое вино, произведенное в Шампани - это шампанское, а все остальное - просто игристое.

шпалера "Святая Елена и истинный крест" по картону Рубенса
шпалера "Святая Елена и истинный крест" по картону Рубенса

Шпалеры — это тканые безворсовые ковры с сюжетной или орнаментальной композицией, сделанные из шерсти или шелка. Основой для рисунка является картон, на котором художник создает сюжет. История шпалер уходит далеко вглубь истории, их создавали в древнем Египте, Древней Греции и Риме, Китае и доколумбовой Америке. В Европе шпалеры стали производить примерно в XI веке, сначала в Германии, а затем и по всей Европе. Особенно популярными были шпалеры, созданные во Фландрии. Делали их отдельные мастера, и только к XV веку появились цеха. Эстетика шпалер менялась в зависимости от времени и моды. Художник не принимал участия в производстве ковров, он только предоставлял картон (картину). Так в эпоху барокко большой популярностью пользовались шпалеры, созданные по картонам Рубенса и его учеников, Антониса Ван Дейка, Рафаэля, Яна Брейгеля младшего и других знаменитых художников. В России первая мануфактура по производству шпалер появилась при Петре I. Сегодня шпалеры можно посмотреть в Эрмитаже, там собрана прекрасная коллекция шпалер различных эпох вплоть до модерна.

Шпалера по картону Рафаэля
Шпалера по картону Рафаэля

Однако, вернемся в музей Клюни, где и обосновались великолепные шпалеры, описанные Жорж Санд в романе «Жанна». Всего шпалер шесть, они представляют собой единый цикл, названный «Дама с единорогом». Созданы шпалеры во Фландрии между 1484 и 1500 годами. Художник, предоставивший для шпалер картоны, не известен. Эти шпалеры полны тайн и загадок, которые так и не разгаданы до сегодняшнего дня.

"Дама с единорогом" ЗРЕНИЕ
"Дама с единорогом" ЗРЕНИЕ

Долгое время считалось, что сделаны они по заказу президента Высшего податного суда Жана Ле Виста, могущественного дворянина при дворе короля Карла VII, умершего в 1500 году, поскольку на шпалерах изображен герб Жана Ле Виста. Однако в 1963 году исследователь Креза Морис Дайрас заметил, что полное изображение герба не соответствует геральдическому языку и принципу наложения цветов герба Жана Ле Виста. Ученый предположил, что шпалера была заказана уже после смерти Жана Ле Виста его двоюродным братом Антуаном. Есть и еще одна версия, что шпалеру заказал младший сын османского султана Мехмеда II Зизим (Джем-султан), который, действительно, одно время жил недалеко от замка Буссак. После войны за трон с собственным братом, которую Джем-султан проиграл в пух и прах, он вынужден был бежать сначала в Египет, а потом к госпитальерам, и великий Магистр отправил его во Францию в качестве пленника. Там султан влюбился, и для любимой и заказал этот цикл. Однако, эту версию приписывают богатой фантазии Жорж Санд.

"Дама с единорогом" ВКУС
"Дама с единорогом" ВКУС

Есть еще одна версия: шпалеры заказал некий Жаном де Шабанн-Ванденесом, который был женихом Клод Ле Висте, собственно, для невесты и было заказано. И что дама на шпалерах и есть Клод. Тайна, покрытая мраком. В общем, чем больше проходит времени, чем больше развивается наука и получает современные способы исследования, тем больше вопросов возникает у ученых. В науке так всегда – чем больше ответов, тем больше возникает вопросов. Горе от ума, не иначе.

Однако, кто бы не заказал эти шпалеры, их художественная ценность не меняется. В основе композиции лежит средневековая легенда о свирепом единороге, укротить которого может только непорочная дева. Это очень любопытная легенда. Все знают, что единорогов не существует, при этом где только не упоминались эти таинственные животные с крученым рогом на лбу, даже в Библии. Кто знает, может они были, но вымерли.

"Дама с единорогом" СЛУХ
"Дама с единорогом" СЛУХ

Сделаны шпалеры в стиле мильфлёр (millefleurs), в переводе «тысяча цветов». Такой стиль предполагал использование однотонного фона и орнамента с множеством различных цветов и листьев. Шпалеры «Дама с единорогом» созданы на красном фоне. В центре композиции дама, ее служанка, единорог, лев, а так же мелкие животные, так называемый бестиарий: зайчик, собаки, птицы, обезьянка, ягненок и др. Предполагается, что средневековый автор создал аллегорию земных удовольствий и изобразил на каждой шпалере пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – это пять шпалер.

"Дама с единорогом" ЗАПАХ
"Дама с единорогом" ЗАПАХ

А вот шестая является загадкой, над которой ученые размышляют по сей день. На этой шпалере написано: «Mon seul désir» - по моему единственному желанию. Что бы это значило, не известно. Версий много, как много и споров, как например, берет дама ожерелье из шкатулки, или кладет его туда. Символизирует ли эта шпалера об отказе от страстей, или здесь изображено шестое чувство, или это намек на запретную любовь – средневековый автор предпочел нам не рассказывать. Возможно, здесь скрыто тайное послание, предназначенное только той, чей образ мы видим на шпалерах. Причем, это единственная шпалера, где дама улыбается.

"Дама с единорогом" ПРИКОСНОВЕНИЕ
"Дама с единорогом" ПРИКОСНОВЕНИЕ

Аллегорию чувств автор, вероятно позаимствовал в очень популярном в средние века «Романе о розе». Роман состоит из двух частей, написанных разными авторами с 1225-1230 гг., и в 1275 г. Первая часть написана французским трувером[2] Гильомом де Лоррисом, вторая - французским поэтом, сатириком, филологом, доктор богословия Жаном де Мён. В первой части герой попадает во сне в прекрасный сад, где встречает различных аллегорических персонажей: Радость, Краса, Богатство, Любезность. Герой видит в зеркале бутон Розы и влюбляется в него. Собственно, на поиске Розы – аллегории возлюбленной – и построен роман. Средневековый художник шпалер «Дама с единорогом» тоже строит свой сюжет на аллегориях.

"Дама с единорогом"  "По моему единственному желанию"
"Дама с единорогом" "По моему единственному желанию"

Шпалеры «Дама с единорогом» это величайший памятник тканного искусства конца XV века. Изящные, завораживающие, они притягивают взгляд и поражают тонким вкусом и невероятным мастерством. Цветовая гамма, великолепно проработанные детали, глубина образов – все это свидетельствует об огромном таланте автора этих шпалер.

После смерти Жорж Санд роман «Жанна» канул в лету и был заново открыт только в 1970 году после переиздания собрания сочинений писательницы. Не последнюю роль в этом сыграла «Дама с единорогом». Когда-то, впервые увидев эти шпалеры в рабочем кабинете префекта в замке Буссак, Жорж Санд сделала все, чтобы привлечь внимание общественности к бесценным произведениям средневекового искусства, спасти их от неминуемой гибели в условиях сырости и плесени. И «Дама с единорогом» в свою очередь отблагодарила свою спасительницу, вернув в литературу забытый роман «Жанна».

[1] Роман-фельетон - жанровая разновидность крупной литературной формы: художественное произведение, издаваемое в периодическом печатном издании в течение определённого периода времени в нескольких номерах

[2] Труверы - французские поэты и музыканты второй половины XII и XIII веков, писавшие поэзию на старофранцузском языке