автор nekojiru
Эрмитаж обладает значимой коллекцией картин Рембрандта, около 23 живописных полотен и более 1000 графических работ. На сегодняшний день это собрание значимое, но все же уступает коллекциям Амстердама и Нью-Йорка, благодаря беспрецедентной распродаже, устроенной с 1929 по 1934 гг. Тогда советскому правительству потребовались деньги на индустриализацию и ничего лучше, чем распродать национальное достояние, они не придумали.
А вот собирать эту уникальную коллекцию начали задолго до “власти рабочих и крестьян”, первая работа Рембрандта, появившаяся в России, была приобретена еще при Петре I в 1716 году. Картина 1642 года “Прощание Давида с Ионафаном” изображает библейскую сцену, где сын царя Саула Ионафан помогает сбежать своему другу Давиду (тому самому, что победил Голиафа) куда подальше от подозрительного царя Саула, вбившего себе в голову, что Давид непременно и его укокошит.
Огромный вклад в появление уникальной коллекции работ Рембрандта и художников его школы был внесен во время правления Екатерины II. Собственно, покупка обширного собрания картин крупного немецкого коллекционера Иоганна Эрнста Гоцковского в 1764 году считается датой основания Картинной галереи Императорского Эрмитажа, в этом собрании было три работы великого голландца.
Легендарное “Возвращение блудного сына” появилось в России двумя годами позже, в 1766 году князь Дмитрий Голицын приобрел для императрицы это полотно у Андре д’Ансезена, герцога де Кадруса, который в свою очередь унаследовал шедевр от жены, чей дед Шарль Кольбер был дипломатом при Людовике XIV и нередко бывал в Голландии.
В 1769 году коллекция пополнилась еще четырьмя работами живописца, тогда было куплено собрание графа Генриха фон Брюля, первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III. Имущество графа после его смерти распродавали его сыновья.
А вот такие известные работы как “Даная” и “Святое семейство” поступили в Эрмитаж в 1772 году, тогда была куплена обширная коллекция парижского банкира Пьера Кроза, в которой находилось восемь картин Рембрандта.
В 1815 году при Александре I была приобретена обширная коллекция из Мальмезонского дворца - резиденции императрицы Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта. После ее смерти наследники распродали уникальное, одно из лучших собраний живописи и скульптуры в Европе. Так в России появилась картина Рембрандта “Снятие с креста”.
В зале Рембрандта в Эрмитаже экспонируются не только работы самого мастера, но и картины художников его школы. За тридцать лет с 1630 по 1660 годы Рембрандт обучил порядка 40 живописцев, причем занимались у него не зеленые юнцы, неумеющие держать кисть, азам он не учил, а уже обладающие основными знаниями и умениями художники. Но и помимо непосредственных учеников великого живописца к его школе относят мастеров его эпохи, в работах которых видно огромное влияние манеры и приемов Рембрандта.
Сегодня в Эрмитаже, в зале, посвященном голландской живописи XVII века, картины Рембрандта расположены на щитах или на ширмах, а боковая стена отведена его ученикам или мастерам его школы. А как была представлена эта коллекция в середине XIX века мы можем увидеть благодаря акварелям Эдуарда Петровича Гау.
Тыжисторик теперь и в телеге: https://t.me/tizhistorik