70,5K подписчиков

«Самая жуткая ведьма советского кино». Жизнь и смерть звезды «Вия» Николая Кутузова

11K прочитали

5 июня родился советский актер Николай Кутузов (1897-1981), больше известный как ведьма из «Вия»

Николай Кутузов. Фото из открытых источников
Николай Кутузов. Фото из открытых источников

Этот актер с фельдмаршальской фамилией мне (и уверен, не только мне) не давал покоя с детства. Глаза! Какой у него взгляд в «Вие»! Тогда я думал: «Где режиссеры откопали актрису с такими наводящими буквально животный страх нечеловеческими очами. Когда их показывали крупным планом, ужас пронизывал до печенок. Такие приснятся – не проснешься. Настоящая ведьма! А оказалось, ее сыграл мужчина - «звезда» немого кино Николай Кутузов.

Все-таки удивительное дело: можно перечислить десятки артистов, навсегда оставшихся в памяти, ярко сверкнув всего в одной роли. Но такого, чтобы эта роль была эпизодическая, да еще Ведьма, по-моему, больше не было ни разу.

Н. Кутузов в фильме "Вий", 1967 год
Н. Кутузов в фильме "Вий", 1967 год

УЧЕНИК ЧАЙКОВСКОГО

Жаль, что о жизни этого прекрасного «мастера эпизода» почти ничего не известно. Я специально перечитал десятки интервью его партнеров по съемкам, (например, Леонида Куравлева и Натальи Варлей), воспоминания режиссеров, операторов, историков кино. О Кутузове – ни слова. А ведь он снимался в таких признанных шедеврах как «Идиот», «Тихий Дон», «Андрей Рублев», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Бег», «12 стульев». Даже в легендарном сериале «Вечный зов» засветился в крохотной роли купца…

Николай Николаевич появился на свет 5 июня (по старому стилю - 22 мая) 1897 года, в уральском городе Кыштым Пермской губернии. Его отец – горный инженер Николай Кутузов – дал сыну блестящее образование, привил любовь к поэзии и музыке. Есть сведения, что будущий актер знал пять иностранных языков, играл на музыкальных инструментах и с детства был очень артистичным.

Любовь к декламации стихов, которых он знал сотни, и страсть к перевоплощению в итоге привела юношу на сцену – в1918 году Кутузов оказался в труппе частного антрепризного театра, гастролирующего по городам и весям Урала и Сибири. Затем события гражданской войны, ветры перемен, а также острое желание сниматься в кино привели Николая в Москву, где он в 1922 году поступил в школу-студию киноактеров «Творчество», которой руководил один из первых российских кинорежиссеров Борис Витальевич Чайковский.

Чайковский был очень энергичным человеком, за свою короткую жизнь (он умер в 1924 году в возрасте всего 36 лет) успел снять более 50 фильмов, так что ему было чему научить своих учеников. Достаточно сказать, что из его студии вышли такие будущие мэтры режиссуры как Ефим Дзиган («Мы из Кронштадта», «Первая конная»), один из основоположников латвийского кино Павел Арманд (племянник Инессы Арманд), один из основателей жанра научно-популярного кино, лауреат двух Сталинский премий Борис Долин и наш великий киносказочник Александр Роу.

Н. Кутузов в фильме "Крест и маузер", 1925 год
Н. Кутузов в фильме "Крест и маузер", 1925 год
"Крест и маузер", 1925 год
"Крест и маузер", 1925 год
В фильме "В тылу у белых", 1925 год
В фильме "В тылу у белых", 1925 год

ДИФИРАМБЫ ОТ ЛУНАЧАРСКОГО

Глядя на фотографии Николая Кутузова тех лет, нельзя не обратить внимание на его выразительную внешность. Худое лицо, резко очерченный профиль, волевой подбородок и обжигающий взгляд... Такая фактура идеально подходила для немого кинематографа, где глаза и мимика играли чуть ли не первостепенную роль, и особенно для персонажей отрицательного обаяния – негодяев всех мастей. Разумеется, режиссеры тех лет не могли пройти мимо такого колоритного актера.

После окончания в 1924 году студии «Творчество» Кутузова принимают в штат киностудии «Госкино» (будущий «Мосфильм»). Вскоре режиссер Владимир Гардин приглашает его в свою картину «Крест и маузер» (1925 год). В этой одной из первых антирелигиозных лент начинающий актер сыграл свою дебютную и первую главную роль – завербованного иностранной разведкой ксендза Иеронима Десницкого. Причем сыграл «заблудшую овцу церкви» так мощно и вдохновенно, что удостоился рецензии от самого наркома просвещения молодого Советского государства Анатолия Луначарского.

«Эта картина - новая победа советской кинематографии и, пожалуй, самая крупная... – писал нарком в №18 журнала «Советский экран» за 1926 год. - Несмотря на мелодраматичность канвы, легко толкавшей к романтическому внешнему методу трактовки, Гардин сделал из картины, на мой взгляд, большой, глубокий психологический или, точнее, мимический фильм. Этому помогала талантливость исполнителей, особенно первоклассная, разнообразная, выпуклая, изумительная, порою патологически верная, острая мимика арт. Кутузова. С этим мастерством мимики можно поздравить русскую кинематографию».

За следующие 8 лет Николай Кутузов снялся еще в 8 картинах. Он вновь играл в основном эксцентричных плохишей и злодеев, которые ему удавались на славу. В его фильмографии тех лет - предатель в революционной драме «Ордер на арест» (1928 год), трусливый осведомитель царской охранки – в фильме «Провокатор» (1928), белогвардейский есаул, злейший враг «красных» - в военной драме «Конница скачет» (1929). Еще начальник полиции в фильме «Праздник святого Иоргена» (1930) - с Игорем Ильинским и Анатолием Кторовым в главных ролях. Словом, Николай Кутузов был успешным и востребованным актером.

В фильме "Ордер на арест", 1925 год
В фильме "Ордер на арест", 1925 год
Н. Кутузов (слева) в фильме "Провокатор", 1928 год
Н. Кутузов (слева) в фильме "Провокатор", 1928 год
"Провокатор"
"Провокатор"
Кадр из комедии "Праздник святого Иоргена",1930 год
Кадр из комедии "Праздник святого Иоргена",1930 год
"Тайна Кара-тау", 1932 год
"Тайна Кара-тау", 1932 год

А вот почему на пике популярности он перестал сниматься во второй половине 1930-х, неясно. Возможно, причина – в начавшейся волне репрессий в отношении видных деятелей культуры – поэтов, писателей, режиссеров, сценаристов и актеров. Но это только версия. Вторая вероятная причина - в том, что подошла к концу эра немого кино и многие даже большие звезды «великого немого» не сразу нашли себя в «звуке». А некоторые и вовсе так себя и не нашли.

Известно, что в это время Николай Кутузов преподавал актерское мастерство в студии на радио и в Московской областной филармонии и даже снял научно-популярный фильм «За спортивные игры».

С началом Великой Отечественной Николай Николаевич – активный участник фронтовых концертных бригад. Он часто выступал на передовой, как мог поддерживая боевой дух бойцов Красной армии. В годы войны он ярко проявил себя еще как режиссер – сам ставил концертные программы, в которых участвовал.

САМАЯ СТРАШНАЯ ВЕДЬМА СССР

Совпадение это или нет, но на большие экраны Кутузов вернулся только после смерти Сталина. Именно на 1950-е годы приходится новый пик его актерской активности. Он вновь нарасхват режиссерами, в том числе мэтрами. Правда, на этот раз перешагнувший 50-летний рубеж актер снимается в основном в эпизодах. Зато его зовут на роли, где требуются основные его козыри – характерность и эксцентричность.

Николай Николаевич сыграл генерала - в «Адмирале Ушакове» (1953), индейца - в «Мексиканце» (1956), чиновника – в «Идиоте» (1958), белогвардейского генерала – в «Тихом Доне» (1958), раскольника – в «Василии Сурикове» (1959), черного человека – в «Моцарте и Сальери» (1962). Его охотно приглашают в свои картины Константин Юдин, Михаил Ромм, Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук, Александр Алов и Владимир Наумов, Леонид Гайдай, Александр Птушко.

В 1966 году молодой режиссер Андрей Тарковский утвердил Кутузова на роль старшего игумена Андроникова монастыря в свою историческую драму «Андрей Рублев», и тот справился со своей задачей блестяще.

В фильме "На подмостках сцены", 1956 год
В фильме "На подмостках сцены", 1956 год
В фильме "Наследники", 1960 год
В фильме "Наследники", 1960 год
Н. Кутузов в фильме "Андрей Рублев", 1966 год
Н. Кутузов в фильме "Андрей Рублев", 1966 год

И все-таки самая известная роль Кутузова – Ведьма в экранизации повести Гоголя «Вий» (1967).

Режиссёр Иван Пырьев, тогдашний директор «Мосфильма», сначала сам собирался снять картину по повести Гоголя, но всё никак не доходили руки. В конце концов, он поручил съёмки первого советского ужастика двум студентам Высших режиссёрских курсов - Константину Ершову и Георгию Кропачёву, которых ему порекомендовал руководитель курсов Леонид Трауберг. Для подстраховки художественным руководителем картины Пырьев назначил известного киносказочника Александра Птушко («Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане»).

После долгих раздумий и проб на главные роли – бурсака, философа Хомы Брута и прекрасной Панночки – утвердили Леонида Куравлева и годом ранее снявшуюся в «Кавказской пленнице» всесоюзную «комсомолку, спортсменку и просто красавицу» 19-летнюю Наталью Варлей.

А вот на роль старой Ведьмы Ершов и Кропачев долго не могли найти подходящую кандидатуру. Перепробовали не менее десятка характерных актрис, но никто из них не смог внушить тот ужас, который требовался по их замыслу. К тому же многие актрисы сами не горели желанием сыграть столь отталкивающий образ, и отказывались от проб. От безысходности хотели даже пригласить на эту роль «всесоюзную Бабу-ягу» Георгия Милляра. Но здесь свое веское слово сказал Александр Птушко. Опытный режиссер справедливо посчитал, что для этого фильма нужно не замыленное, неожиданное лицо, а Милляр мог придать образу излишней комичности.

И тогда Георгий Кропачев вспомнил о Николае Кутузове. Недавно он был на премьере «Андрея Рублева» и его поразил пронизывающий, пробирающий до костей тяжелый взгляд сыгранного актером игумена.

Николая Николаевича вызвали на пробы, загримировали, и сразу же всем стало ясно - это идеальное попадание, как раз то, что надо.

Потом ходили слухи, что, снимаясь в «Вии», ведущий здоровый образ жизни трезвенник Николай Кутузов пару раз так напился, что сорвал съемку – настолько тяжело ему далось перевоплощение в нечистую силу. Но надо признать, что «его» кадры – одни из мощнейших в картине. Особенно в сцене, где «его» Ведьма идет к Хоме и камера крупно показывает ее абсолютно нечеловеческий взгляд. Жуть! Показанные в концовке фильма зловещие синекожие вислоухие вампиры, трехносые упыри, губастые вурдалаки и даже Вий, конечно, тоже впечатляют, но и близко не внушают такого страха, как эта Ведьма.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
А. Птушко, Н. Варлей и Л. Куравлев на съемках фильма "Вий"
А. Птушко, Н. Варлей и Л. Куравлев на съемках фильма "Вий"
На съемках. Фото из открытых источников
На съемках. Фото из открытых источников

И НИКАКОЙ ГОГОЛЕВЩИНЫ

Очень жаль, что не осталось никаких воспоминаний о Николае Кутузове. Слишком много лет прошло, сегодня, наверное, нереально найти тех, кто его хорошо знал. Была бы хоть какая-то зацепка – дети, родственники, соседи. Но никаких зацепок нет.

…Помню, в октябре 1999 года я позвонил Леониду Куравлеву. Поздравил его с днем рождения, попытался напроситься на интервью. Но Леонид Вячеславович элегантно отшутился, сказал, что в этом тысячелетии интервью не дает, «а в следующем – возможно».

Ровно через два года, то есть в наступившем 21 веке, я вновь позвонил ему и напомнил об этом разговоре. Куравлев рассмеялся: «А я еще не решил, буду ли встречаться с журналистами в этом тысячелетии». Мы с ним мило пообщались о футболе, еще на какие-то актуальные для того времени темы. Но так и не встретились.

Так вот в большом списке вопросов для Куравлева были вопросы о Николае Кутузове. Ведь Леонид Вячеславович – единственный, у кого были большие совместные сцены с Кутузовым на съемках «Вия». Николай Николаевич даже «полетал» верхом на Хоме Бруте – герое Леонида Вячеславовича.

Любопытно, что эту сцену «полета» снимали в павильоне. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Кутузов, крепился на небольшой высоте. Леонид Куравлёв повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег. У них были еще совместные съемки, наверняка во время «перекуров», после репетиций и дублей беседовали «за жизнь». Но не судьба.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Годы спустя вокруг «Вия» было много разговоров о «мистическом проклятии ленты», «порче, злом роке», дескать, боком вышла гоголевская дьявольщина. В качестве подтверждения приводились факты «загадочных» смертей нескольких создателей фильма – через несколько лет после премьеры скончались Александр Птушко и оператор Федор Проворов, исполнитель роли Сотника актер Алексей Глазырин. Еще, мол, «странным образом» дотла сгорела церковь Пресвятой Богородицы села Горохолин, в которой Хома читал заупокойную. Но совершенно очевидно, что все это большие натяжки – Птушко было 72 года, Проворову – 69. А церковь была деревянная и сгорела в феврале аж… 2006 года.

Никакая мистика не коснулась ни Натальи Варлей, ни Леонида Куравлева (кстати, оба всю жизнь опровергали любую мистическую подоплеку), ни Николая Кутузова. И после «Вия» Николай Николаевич, если не ошибаюсь, преподавал во ВГИКе и продолжал сниматься. Например, сыграл родственника Безуховых в «Войне и мире» (1968), эмигранта в «Беге» (1970), актера театра «Колумб» в «12 стульях» (1971).

Свои последние роли он сыграл в 1973-ем (купец в «Вечном зове») и 1976 годах (священник - в дилогии «Легенда о Тиле»).

В фильме "Легенда о Тиле", 1976 год
В фильме "Легенда о Тиле", 1976 год

«Мастер эпизода» (не будем разбрасываться громкими титулами вроде «Короля эпизода») Николай Кутузов умер 9 мая 1981 года в Москве, в возрасте 84 лет - после нескольких лет борьбы с тяжелой болезнью. Говорят, незадолго до смерти ему собирались присвоить звание Заслуженного артиста РСФСР, однако не успели. Актер, оставивший яркий след в кино своими 44 ролями, но не оставивший никаких сведений о своей личной жизни, увлечениях, страстях, друзьях и мечтах похоронен на Троекуровском кладбище.

«Я ЧУТЬ ЗАИКОЙ НЕ СДЕЛАЛСЯ. БРАВО, НИКОЛАЙ КУТУЗОВ!»

А в заключение хочу процитировать несколько читательских откликов, посвященных прекрасному советскому актеру Николаю Кутузову, опубликованных на сайте «кино-театр.ру»:

«Недавно пересмотрела «Вий», думала не проймёт меня - уже, взрослого человека этот кино-ужас. А нет... мой страх вернулся до иголочек по коже, шевеления волос у висков и на затылке... И это, когда Варлей встает из гроба, садясь, а потом ходит, взлетает в гробу и ищет Хому. И мне действительно страшно и за себя, и за Хому, хотя и знаю итог. А до неё, самая страшная бабушка всех времен в исполнении Николая Кутузова. И не помню я в момент выхода бабули, что это всего-то дядечка, переодетый актер, нет, для меня, это страшная бабушка, ведьма от которой нет избавления. Браво, величайшему Николаю Кутузову!»

«Помню, когда в детстве (а я 1961 года рождения ) посмотрел фильм «Вий», то самый страшный эпизод был, когда Хома спросил у ведьмы про харчи, а она в ответ: «Ишь чего захотели, а у меня печка с утра не топлена», ну и, конечно, взгляд ведьмы на Хому . Мама родная, у меня аж руки задрожали от страха и было какое то чувство оцепенения . И это ещё в сопровождении жуткой музыки. Игра, конечно, - высший пилотаж, что ребёнок чуть заикой не сделался. Таких фильмов уже не будет никогда».

На съемках фильма "Вий"
На съемках фильма "Вий"
А. Птушко и Вий. Фото из открытых источников
А. Птушко и Вий. Фото из открытых источников
Н. Кутузов, фото из открытых источников
Н. Кутузов, фото из открытых источников

«В роли ведьмы (Кутузов, - авт.) просто неотразим. Даже жутко на фото смотреть, да того страшная старуха получилась. Самый классный персонаж получился. Спасибо актеру и светлая память».

«Присоединяюсь ко всем предыдущим высказываниям! Самый жуткий момент в «Вии» - это крупный план ведьмы в исполнении Николая Кутузова. Страшно по-настоящему! После этого все упыри, лешие, да и сам Вий-просто смешные персонажи детской сказки. Браво, Артист, и спасибо!»

«Прекрасный актёр! Думаю, что ведьму из «Вия» лучше сыграть было невозможно. У меня до сих пор волосы на голове начинают шевелиться, когда вспоминаю взгляд и ухмылочку этой ведьмы. Жуть! Согласна, что вся нечисть из «Вия» - ничто по сравнению с этой жуткой ведьмой в исполнении Николая Кутузова. Видела этого актёра и в других фильмах. Прекрасные работы! Но ведьма - это что-то»

«После того, как ведьма из «Вия» глянула с улыбкой, - адреналин стёк в тапочки! Браво! Это даже страшнее было, чем сам Вий, вся нечисть и Панночка в гробу. Бесподобная ведьма, сыгранная великолепным актером. И вообще неповторимый фильм. Такой фильм как «Вий» или подобное наше старое кино, сказки больше не дано создать никому, как бы ни старались. От «Вия» до сих пор при просмотре мурашки».

«Эпизод с ведьмой в сарае просмотрел полностью взрослым. В детстве эта «бабка-вурдалачка» вынуждала меня закрывать глаза и забиваться под впереди стоящее кресло в кинозале. Потрясающая работа постановщиков, операторов, гримеров. А артисты у нас всегда были самые лучшие в мире».

«Талант безусловный, высшей степени! Конечно, другие актеры не менее талантливы в этом фильме, преклоняюсь перед Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей, но эта небольшая роль РЕАЛЬНОЙ «ведьмы», это ВЫСШИЙ КЛАСС, низкий поклон!»

«Самая лучшая, правдоподобная и ужасная ведьма всех времен и народов! Вот это талант!»

И - я уверен - под этими строками могли бы подписаться сотни тысяч благодарных зрителей. А может быть, миллионы.

Николай Кутузов. Фото из открытых источников
Николай Кутузов. Фото из открытых источников