Найти тему
Александр Марков

Выставка "Иконы петровского времени (1672-1725)" в Ярославле в Митрополичьих палатах

Здравствуйте!

В прошлом обзоре я подробно коснулся выставок "Русские иконы XIII-XVII веков и "Спор о бороде" в Митрополичьих палатах Ярославского художественного музея. Прекрасные выставки шедевров русских мастеров я подробно разобрал, но не сказал про еще одну выставку в этом же здании - "Иконы петровского времени (1672-1725)", поскольку на нее нужно было брать отдельный билет, это отдельная, выставка и мешать всё в кучу мне не хотелось, пост и так вышел вполне объемным. В этом обзоре я дам информацию только по вышеуказанной выставке, про здание Митрополичьих палат, где находится и прочее я также разобрал в прошлом обзоре, с ним вы можете ознакомиться по ссылке ниже:

Выставка "Иконы петровского времени (1672–1725)" из собрания Ярославского художественного музея приурочена к 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра I и была открыта 27 мая 2022 года. На выставке экспонируются всего 39 икон, которые являются выдающимися образцами ярославской иконописи этой эпохи. На выставке представлены подписные и датированные иконы, а также впервые экспонируются, согласно информации с сайта Ярославского художественного музея, вновь отреставрированные произведения. Главная цель выставки – показать изменения, происходящие со средневековым искусством в эпоху исторических перемен. В указанный период времени активно используются живописные приемы, воспринятые при работе в Оружейной палате в Москве, а богатый опыт ярославских мастеров в создании монументальных росписей позволяет освоить новые принципы построения композиции, расширить иконографический репертуар, привлечь западноевропейские графические источники. Новые привозные пигменты обогащают колористическую систему. Всё вышеуказанное даёт ярославской иконописи новое звучание в рамках иконописной художественной системы.

Здание Митрополичьих палат в Ярославле
Здание Митрополичьих палат в Ярославле
Вход на лестницу к выставке
Вход на лестницу к выставке
Лестница на цокольный этаж
Лестница на цокольный этаж
Начало выставки
Начало выставки
Скульптура Петра I
Скульптура Петра I
Скульптура Петра I
Скульптура Петра I
Общий вид залов выставки
Общий вид залов выставки
Общий вид залов выставки
Общий вид залов выставки
Общий вид залов выставки
Общий вид залов выставки

Перед входом в залы выставки стоит скульптура "Петр I". Первый император России изображен здесь сидящим на высоком стуле над картой побережья Балтийского моря, а на карте перед ним заметна надпись "Здесь будет Санкт-Петербург". Скульптурное изображение Петра I было изготовлено из бронзы на фабрике Александра Соколова в Санкт-Петербурге в 1872 году. Автор этого произведения — Александр Опекушин. Высота скульптуры — 60 сантиметров. На стене музея висят информационные плакаты с небольшой информацией о месте Ярославля во времена Петра I, в частности то, что Пётр I приезжал в Ярославль шесть раз и каждый визит приходился на важный исторический момент. Город Ярославль при Петре I сохранил свой прежний статус богатого торгового города и культурного центра. В ярославских иконах времени Петра I можно выделить два направления: 1-ое связано с развитием местной традиции иконописи XVII века, что объясняется сохранением обучения мастеров внутри цеха, семейной преемственностью и крепостью школы; 2-ое направление было определено полученными опытом и навыками работы в столице, которое выражалось в следовании традициям школы Оружейной палаты. В искусстве Ярославля в петровское время было сильно иконографическое влияние западноевропейских образцов. Некий компромисс был достигнут в передача пространства, построении композиций с использованием прямой перспективы и мастера соответственно свободно размещали сцены по принципу стенной росписи, создавая многофигурные сложные композиции, позволив уйти от традиционного разделения на клейма. Колористически иконы получили новое звучание из-за привозных материалов. Это баканы, добавившие в палитру необычные лилово-красные тона; это дорогая ярь веницейская - прозрачный ярко-зеленый лак, его использовали для лессировки (технический приём нанесения красок на основу тонким, просвечивающим слоем) красочных слоев. Ярославская иконопись усилила повышенную декоративность, отдавая предпочтение подчеркнуто дорогим и роскошным многодельным образам и изысканным орнаментам.

Икона "Святая Троица с деяниями", последняя четверть XVII века

Икона "Святая Троица с деяниями", последняя четверть XVII века
Икона "Святая Троица с деяниями", последняя четверть XVII века

Иконы "Святая Троица с деяниями" известны в ярославском искусстве XVII века в нескольких близких изводах (разновидность (редакция) памятника, связанная с особенностью региона). Кроме того, Сказание о деяниях Троицы иллюстрировалось в росписях галерей ярославских храмов. Композиция этой иконы отличается своим обилием подробностей и одновременно с этим выверенностью пропорций. Эта икона строится ярусами вокруг смыслового центра - трёх ангелов за трапезой. Ее повествование разворачивается снизу вверх. Три сцены в нижней части иконы изображают встречу праотца Авраама с ангелами. Выше, по сторонам от центральной композиции - заклание тельца, приготовление опресноков и поднесение трапезы Авраамом и Саррой. В верхней части представлены жертвоприношение Авраама, которое было остановлено ангелом, и история спасения Лота и его дочерей из Содома, разрушаемого Богом. Выразительна фигура жены Лота, написанная в монохромной гамме, отражающей ее превращение в соляной столп. Уделено внимание к жанровым деталям, в особенности серебряной посуде и орнаментам столешницы, что является особенностью произведения. В иконе много дополнительных персонажей, юношей и девушек, которые помогают Аврааму и Сарре. Такое "многолюдство" передает ощущение того праздника, который пришел в дом праведника. Насыщенность композиции и богатый колорит с обилием золота, киновари, белил и цветных лаков создает радостное настроение и атмосферу торжества.

Икона "Сошествие Святого Духа", начало XVIII века

Икона "Сошествие Святого Духа", начало XVIII века
Икона "Сошествие Святого Духа", начало XVIII века

На иконе представлен сюжет из книги "Деяния апостолов". 12-ть апостолов изображены в Иерусалимской горнице в день Пятидесятницы (50 день по Пасхе), когда произошло чудо: "Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них". Богоматерь в центре композиции являет собой и избранную Деву, одушевленный храм, и символ апостольской церкви, и божественный престол. Икона была создана для ярославского Успенского собора. Для обновления иконного убранства собора в начале XVIII века были привлечены лучшие мастера, имевшие опыт работы в Оружейной палате. Вертикальный формат иконного щита потребовал от мастера знание западноевропейских образцов и выбор подходящего для верного художественного решения. Автор соединил здесь традиционные иконописные приемы с новыми элементами построения пространства, что поддержано цветовым решением интерьера горницы и выглядит очень эффектно. Сложные разнообразные ракурсы сидящих фигур подчеркнуты цветовым ритмом оттенков красного от тепло-оранжевого до темно-вишневого.

Икона "Шестоднев", конец XVII века

Икона "Шестоднев", конец XVII века
Икона "Шестоднев", конец XVII века

Иконография "Шестоднев" основана на православной литургической традиции, связывающей каждый день недели с памятью определённого священного события. В клеймах представлены праздники, соответствующие шести дням недели: "Сошествие во ад" - воскресенье, "Собор Архангелов" - понедельник, "Усекновение Главы Иоанна Предтечи" - вторник, "Благовещение" - среда, "Омовение ног" - четверг, "Распятие" - пятница. Субботе Всех святых отведена главная часть композиции. Здесь представлены святые всех чинов: праотцы и пророки, апостолы и святители, мученики и мученицы, преподобные и праведные младенцы. В средневековье неделя начиналась в воскресенье. Шесть дней соотносились с шестью днями творения и шестью тысячами лет мировой истории, а суббота была седьмым днем, когда "Господь почил от дел своих", днем отдыха и покоя, наступающего после истечения исторического времени. Поэтому изображение в центре композиции Голгофского креста и ангелов, которые вручают венцы святым праведникам, указывает на Второе пришествие Христа, конец времени и Страшный Суд.

Икона "Святители Гурий и Варсонофий Казанские в молении перед иконой "Богоматерь Казанская", последняя четверть XVII века

Икона "Святители Гурий и Варсонофий Казанские в молении перед иконой "Богоматерь Казанская", последняя четверть XVII века
Икона "Святители Гурий и Варсонофий Казанские в молении перед иконой "Богоматерь Казанская", последняя четверть XVII века

Почитание казанских чудотворцев Гурия (ок. 1500-1563) и Варсонофия (1495-1576) было распространено в Ярославле благодаря выгодным торговым связям с Казанью. Данным святителям был посвящен придел в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Икона является образом прославления православных святынь Казани. Данная композиция симметрична, представляя святителей практически зеркальным отражением друг друга. Цветовое решение полей, фона и позе́ма (так в иконописи условно называют землю в нижней части иконы) это необычный пример построения "глубокого" пространства, в котором пребывают святые. Обилие золота в облачения святых и золотой фон на иконе Богоматери словно освещает это пространство, а яркая киноварь и белила придают колориту звучность и радостность. Эта икона экспонируется впервые.

Икона "Избранные святые в молении иконе "Спас Великий Архиерей", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Избранные святые в молении иконе "Спас Великий Архиерей", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Избранные святые в молении иконе "Спас Великий Архиерей", конец XVII - начало XVIII века

Икона относится к изображениям молитвенного предстояния, которые получили широкое распространение в искусстве XVII века. Каждый образ тщательно продумывался и имел глубокий смысл. В этой иконе на фоне Московского Кремля изображены московские митрополиты Алексий и Петр (слева), Иона и Филипп (справа), а также московские юродивые Василий и Максим Блаженные. Святые предстоят образу "Спас Великий Архиерей", который прославляется как глава Церкви и земной, и небесной. Содержание иконы - прославление Москвы - богоизбранного города, за который молятся его святые. Сама Москва изображена тонким графическим рисунком в центре иконы, в котором угадывается кремлевская стена и колокольня Ивана Великого. С изменением исторической обстановки, в записи конца XVIII века эта идея была изменена: вместо образов московских блаженных были выполнены фигуры преподобного Александра Невского и святителя Димитрия Ростовского. Композиция иконы отличается своей симметрией и уравновешенностью. В декоративном решении святительских облачений мастер демонстрирует большую изобретательность и свой художественный вкус. Многоцветные орнаменты сочетаются с золотистой охрой, белилами и почти прозрачным светло-зеленым фоном, что создает изысканное колористическое решение.

Икона "Богоматерь Казанская", последняя четверть XVII века

Икона "Богоматерь Казанская", последняя четверть XVII века
Икона "Богоматерь Казанская", последняя четверть XVII века

Образ Богоматери Казанской сыграл в истории Ярославля особую роль. В 1609 году ярославский земский староста Василий Лыткин выкупил у поручика Якова Любского икону Казанской Богоматери, принесенную им из города Романова. Этот образ был списком 1588 года с чудотворной иконы, в 1579 году явившейся в Казани. Икона 1588 года прославилась как Ярославская Казанская икона Богоматери, став как святыней Казанского женского монастыря в Ярославле, так и покровительницей народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, освободивших Москву в 1612 году. Эта икона является списком с чудотворного образа Ярославской Казанской, имея необычно большой размер. Вероятно, она была написана как храмовый образ для Казанского придела церкви Рождества Христова, который в начале XVII века был временным местом пребывания чудотворной иконы 1588 года. Икона "Богоматерь Казанская" отличается своей изысканностью художественного решения. Удлиненные пропорции фигур и чуть вытянутые овалы ликов придают образам легкость. Выполнение нимбов не золотом, а цветными пигментами "в растяжку" создает эффект свечения и лишает их плотности и массивности. Золотистая охра на фоне, сияющие блики пробелов на ликах, золотая с жемчужной обнизью кайма мафория (верхняя одежда, покров) Богоматери создают впечатление особой светоносности образа.

Икона "Богоматерь Боголюбская", иеромонах Геннадий, 1694

Икона "Богоматерь Боголюбская", иеромонах Геннадий, 1694
Икона "Богоматерь Боголюбская", иеромонах Геннадий, 1694

Богоматерь Боголюбская это список с древней чудотворной иконы, которая изображает явление Богоматери князю Андрею Боголюбскому недалеко от Владимира в 1155 году. Справа на поземе иконы имеется подпись: "Писал сей святый образ Толгскаго монастыря недостойный иеромонах Геннадий ЗСВ [1694] года месяца иуния во 8 день". Эта подпись - единственное свидетельство того, что монахи Толгского монастыря в конце XVII века выполняли заказы по созданию икон. Она позволяет предполагать существование в монастыре иконописной мастерской. Скорее всего, это было связано с крупными художественными работами обители при игумене Гордиане (1671 - 1700). Так, в 1691 году была завершена грандиозная роспись Введенского собора монастыря, которую выполнила бригада ярославских посадских художников во главе с Дмитрием Семеновым. Подобная работа должна была активизировать собственно монастырскую художественную жизнь.

Икона "Илья Пророк в пустыне", конец XVII века

Икона "Илья Пророк в пустыне", конец XVII века
Икона "Илья Пророк в пустыне", конец XVII века

Икона может быть отнесена к классике ярославского иконописания. Центричная композиция получает внутреннюю динамику за счет энергичного поворота фигуры Ильи Пророка, которая поддержана нисходящими склонами горок и течением воды источника Хорав. Оранжевый с малиновыми разделами хитон пророка и золотое мерцание пробелов на его милоти словно расцвечивают всё вокруг и преображают пустыню: малиновым и яркими белилами вспыхивают горки, золотом - деревья. Один из излюбленных в Ярославле сюжетов о трёхлетнем пребывании пророка Илии в пустыне приобретает новое звучание. Дополнив композицию образом "Спас Благое молчание", автор углубляет ее богословское содержание. Здесь присутствуют темы Ангела Предвечного Совета, и Софии Премудрости Божией, и Христа Агнца, и Христа-священника, облаченного в белый диаконский стихарь. Эта сложная программа говорит о хорошем знании и внимательном переводе в художественные образы текстов святоотеческой литературы и литургической поэзии.

Икона "Ростовские святители Леонтий, Исайя, Игнатий, Иаков перед Богоматерью на престоле", конец XVII века

Икона "Ростовские святители Леонтий, Исайя, Игнатий, Иаков перед Богоматерью на престоле", конец XVII века
Икона "Ростовские святители Леонтий, Исайя, Игнатий, Иаков перед Богоматерью на престоле", конец XVII века

В петровское время Ярославль был в составе Ростовской епархии, поэтому прославление ростовских чудотворцев было важным сюжетом ярославских икон. Леонтий Ростовский (? - 1077) был последовательным борцом за христианскую веру в Ростове. Он был канонизирован в конце XII века. Епископ Исайя (? - 1090) утверждал христианскую веру, строя храмы на месте языческих капищ. Епископ Игнатий (? - 1288) прославился как храмоздатель, примиритель князей и ходатай за церковный причт в Золотой Орде. Иаков Ростовский (? - 1392) был основателем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове. Изображение четырех ростовских епископов в одной композиции встречается нечасто. Торжественность предстояния образу Богоматери подчеркнута крупными фигурами епископов, выверенной симметричной композицией, в которой согласованы и цветовые пятна, и разнообразие орнаментов и деталей. Образы святителей образуют единую монолитную группу, молитвенное общее стремление которой ярко выражено жестом руки епископа Игнатия. Эта икона экспонируется впервые.

Икона "Богоматерь Неопалимая Купина", конец XVII века

Икона "Богоматерь Неопалимая Купина", конец XVII века
Икона "Богоматерь Неопалимая Купина", конец XVII века

Русские иконы "Богоматерь Неопалимая Купина" известны с середины XVI века. Иконография восходит к текстам Ветхого Завета о явлении Бога пророку Моисею. Это чудо связано с образом Неопалимой купины - горящего и несгорающего тернового куста. Позднее "Неопалимая Купина" стала одним из символов Богоматери и прообразом воплощения Христа. Поэтому на иконе изображены ветхозаветные святые, которые пророчествовали о пришествии на землю Спасителя, и знаки их пророчеств: Моисей и Неопалимая Купина, Иессей и Древо родословия Христа, Иаков и Лестница на небеса, Иезекииль и Затворенные врата. Образы пророчеств Даниила о Горе Нерукосечной и царя Соломона о Храме Премудрости размещены на груди Богоматери. Избранная Дева с младенцем в окружении херувимов представлена на фоне двух перекрещивающихся ромбов, которые образуют восьмиконечную звезду, и которая напоминает о Рождестве Христа и Вифлеемской звезде. В лепестках облачной розетки имеются изображения ангелов - управителей стихий (ветра, града, дождя, молнии, снега, бури), которые держат в своих руках атрибуты своего служения. Изображение в лучах алого ромба символов евангелистов подчеркивает идею новозаветного спасения. Направление движения фигур Ангела, Орла, Льва и Тельца к центральному изображению является необычным, но встречается в ярославских иконах второй половины XVII века. Эта икона экспонируется впервые.

Икона "Святые ярославские князья Василий и Константин и князь Владимир с образом Богоматери Знамение", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Святые ярославские князья Василий и Константин и князь Владимир с образом Богоматери Знамение", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Святые ярославские князья Василий и Константин и князь Владимир с образом Богоматери Знамение", конец XVII - начало XVIII века

Святые ярославские князья, братья Василий (конец 1220-х - 1250) и Константин (1230-е - начало 1260-х ?) Всеволодовичи изображены на иконе вместе со своим великим пращуром, крестителем Руси, киевским князем Владимиром. Такая программа, вероятно, должна была подчеркнуть место Ярославля и ярославского княжеского дома в древнем родословии русских князей. Принадлежность ярославских князей к Рюриковичам подчеркнута художественными средствами с помощью любимого в Ярославле роскошного декоративного убранства. Драгоценный царский венец и дорогое оружие в руках князя Владимира - это атрибуты государственной власти. Князья изображены в шубах подбитых мехом и богато орнаментированных. Роскошные золотые орнаменты повторяют декор тканей, привозимых на Русь из Европы и Азии в XVII веке.

Икона "Святая Троица (Гостеприимство Авраамово)", первая четверть XVIII века

Икона "Святая Троица (Гостеприимство Авраамово)", первая четверть XVIII века
Икона "Святая Троица (Гостеприимство Авраамово)", первая четверть XVIII века

Библейский сюжет о встрече праотца Авраама с тремя ангелами, известный как "Ветхозаветная Троица", имеет глубокую традицию изображения в древнерусском искусстве. Однако уже в XVII веке число иконографических вариантов было расширено за счет привлечения западноевропейских образцов. В прдеставленной иконе гравюра голландской Библии Пискатора повторена в деталях: ракурсы фигур, облачения, посуда и скатерть, изогнутые ножки стола. Автор сочетает новые и традиционные художественные приемы. Он строит пространство путем использования прямой перспективы, изображает теряющийся в дымке пейзаж, разномасштабные фигуры, представляя происходящие события на трех планах. При этом он остается в рамках традиционной иконописной формы. Для композиционного равновесия мастер добавляет сцену заклания тельца. Этот сюжет часто присутствует в русских иконах со сказанием о Деяниях Троицы, но здесь сцена вынесена за пределы центрального события и изображена под деревом, что напоминает о грядущем испытании - жертвоприношении Авраама, который должен был принести в жертву Богу своего сына. Икона экспонируется впервые.

Икона "Богоматерь Умиление", начало XVIII века (слева) и икона "Богоматерь Коронующая", начало XVIII века (справа)

Икона "Богоматерь Умиление", начало XVIII века (слева) и икона "Богоматерь Коронующая", начало XVIII века (справа)
Икона "Богоматерь Умиление", начало XVIII века (слева) и икона "Богоматерь Коронующая", начало XVIII века (справа)

Икона "Богоматерь Умиление", начало XVIII века (слева).

В этом богородичном образе были соединены западноевропейские и русские образцы: "Богоматерь Благодатное Небо", "Богоматерь Достойно есть", "Богоматерь Страстная", а также европейский образ "Богоматерь Кармелитская" (по названию горы Кармель в Палестине) и чудотворный образ Богоматери из церкви Неусыпной помощи Богоматери в г. Пассау (Бавария). Два последних образца были известны по гравюрам из сборника о чудотворных иконах Богоматери "Солнце Пресветлое", издававшегося на рубеже XVII-XVIII веков. Текст на ленте, образующей раму, заимствован из церковной службы и прославляет Богоматерь: "Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце правды; Рай, яко взрастила Царя нетления; Деву, яко прибыла нетленная, Чистую матерь, яко имела на руку всех Бога...". В тексте службы Христос прославляется как Солнце, а Богоматерь как небо, эти образы положены в основу композиции. Светоносная сфера, в которой изображена Богоматерь, уподобляется восходящему Солнцу. Изображение ангелов с Орудиями Страстей, предвещающих крестную смерть Христа, становится знаком и грядущего захода Солнца, и неизбежности его нового восхода - Воскресения Спасителя.

Икона "Богоматерь Коронующая", начало XVIII века (справа)

Этот богородичный образ не находит аналогов в искусстве этого времени. Все его поля опилены, поэтому сложно сказать, какие надписи оказались утрачены. Богоматерь как Царица Небесная возлагает венец на "людей благочестивых". Это деяние благословляет Христос, сидящий на ее руке. Венец как награда возлагается на "людей благочестивых" разного социального статуса, которые с благоговением принимают его. В книгах ангелов, в картушах, а также на облаках размещены прославляющие Богоматерь и обращенные к Ней молитвенные тексты, в том числе традиционное ангельское приветствие "Богородице Дево радуйся, благодатная Марие, Господь с тобою" и 50 богородичный Псалом "Под твою милость прибегаем Богородице, молитв наших не презри во скорбех от бед избави нас", входящий в Псалтырь Богородицы Димитрия Ростовского. Виршевые славословия привлекались к созданию иконописных образов мастерами Оружейной палаты еще в эпоху царевны Софии. Они украшали и поэтизировали иконописные образы, придавали им особенную торжественность и велеречивую пышность.

Икона "Апостол Павел из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева), икона "Введение Богоматери во храм", первая четверть XVIII века (справа)

Икона "Апостол Павел из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева), икона "Введение Богоматери во храм", первая четверть XVIII века (справа)
Икона "Апостол Павел из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева), икона "Введение Богоматери во храм", первая четверть XVIII века (справа)

Икона "Апостол Павел из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева).

Икона была написана для деисусного чина иконостаса. Во второй половине XVII века в городе шло активное каменное строительство. При замене прежних деревянных церквей на каменные неизбежно вставал вопрос об обновлении их иконного убранства. Для новых, просторных, более светлых храмов создавались многоярусные новые иконостасы. Апостол Павел всегда включается в состав деисусного чина, образуя пару с апостолом Петром. Автор четырнадцати новозаветных посланий, апостол Павел обычно изображается с Евангелием в покровенных руках. Значение этой книги подчеркнуто тем, что только драгоценная крышка Евангелия и нимб святого написаны золотом. Иконописец мастерски вписывает фигуру в пространство иконы: он изображает стопы апостола упирающимися в углы средника, чем придает ей весомость и устойчивое равновесие.

Икона "Введение Богоматери во храм", первая четверть XVIII века (справа)

О событиях детства Богоматери мы узнаем из Протоевангелия Иакова, апокрифического текста, автором которого является один из апостолов Христа. В этом сюжете представлено исполнение обета родителей Девы Марии, праведных Иоакима и Анны, пообещавших посвятить свою дочь Богу. Юная Мария в сопровождении праведных дев вступает под сень Иерусалимского храма, где ей предстоит вырасти для исполнения своего предназначения. Первосвященник Захария приветствует и благословляет ее. Икона следует известным в Ярославле иконографическим образцам второй половины XVII века. Однако художественное решение выглядит интересным. Автор жесткой прямой линией отделяет сцену Введения во храм от Явления Богоматери ангела и строит композицию в этом отдельном пространстве. Иконописец использует яркие контрастные движки белилами или серебром, создавая напряженную вибрацию цветовой поверхности. Мастер смело использует широкую палитру оттенков красного и зеленого, играя теплыми и холодными полутонами, и комбинирует цвета в живописи деталей архитектуры (капители колонн) - необычный способ придать легкость массивным архитектурным кулисам. Эта икона экспонируется впервые.

Икона "Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст", первая четверть XVIII века

Икона "Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст", первая четверть XVIII века
Икона "Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст", первая четверть XVIII века

На иконе представлены три великих иерарха, три выдающихся богослова, три Творца Литургии, почитаемые во всем христианском мире нераздельно как Собор Вселенских учителей. Автор иконы плотно заполняет пространство иконы. Монументальные, стоящие плечом к плечу фигуры уподобляются столпам и опоре Церкви. При этом иконописец избегает ощущения тесноты и перегруженности, а также монотонности при абсолютно одинаковой постановке фигур. В декоративном решении мастер сочетает геометрические и растительные орнаменты, полихромные и графические элементы, соблюдает точный ритм цветовых пятен, использует золото, серебро, цветные лаки, чернение по золоту. Такое виртуозное владение материалом и техниками выдает работу опытного мастера, которыми так славился Ярославль.

Икона "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие", начало XVIII века

Икона "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие", начало XVIII века
Икона "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие", начало XVIII века

Соловецкий монастырь - одна из самых прославленных обителей Руси. Зосима и Савватий Соловецкие были причислены к лику святых в 1547 году и почитались по всей Руси, особенно в северных землях. На иконк святые Зосима и Савватий изображены в предстоянии Богоматери Знамение, стоящими на острове, окруженном Белым морем. Они слово отдают под небесное покровительство Соловецкую обитель со всеми ее соборами и монастырскими храмами. Интересно, что автор иконы из всех соловецких чудес выбрал "Чудо о просфоре", которую случайно обронили приезжие купцы, но когда собака попробовала съесть ее, то просфора возгорелась пламенем, отогнав нечистое животное. Несмотря на то, что монастырь с XVI века был церковной и политической тюрьмой, оказывал вооруженное сопротивление правительственным войскам и был захвачен в 1676 году, а также был очень чтим старообрядцами, обитель оставалась важной приграничной крепостью с гарнизоном и артиллерией. Поэтому царь Петр Алексеевич дважды посещал обитель - в 1694 году и в начале Северной войны в 1702 году.

Икона "Спас Златая риза", конец XVII века

Икона "Спас Златая риза", конец XVII века
Икона "Спас Златая риза", конец XVII века

В Ярославле и заказчики, и иконописцы с большим вниманием относились к древним образам. Иконографическим образцом для данной иконы послужил древний византийский образ "Спас Златая риза" XI века из Успенского собора Московского Кремля. Это название икона получила благодаря полностью написанным золотом облачениям Христа. Еще одной особенностью является указующий жест Христа, направленный на текст в раскрытом Евангелии. В 1700 году образ был поновлен ведущим мастером Оружейной палаты, костромичом Кириллом Улановым. При сохранении основных иконографических особенностей образца ярославский мастер по-своему написал трон Спасителя. Его прихотливо изогнутые очертания с повторяющимися мотивами кругов, обилие декоративных деталей, выполненных в технике чернения по серебру, отражают любовь ярославских иконописцев к красочности и нарядности создаваемых ими образов.

Икона "Богоматерь на престоле", первая четверть XVIII века

Икона "Богоматерь на престоле", первая четверть XVIII века
Икона "Богоматерь на престоле", первая четверть XVIII века

В Ярославле были распространены довольно широко образы Богоматери на престоле в окружении ангелов, что отражало ее почитание как Царицы Небесной. Дева Мария изображена в царском венце, со скипетром в руке, она восседает на богато украшенном престоле, установленном на облаках. В руке Спасителя - царская держава в виде небесной сферы с Солнцем, Луной и звездами. Этот торжественный образ с некоторыми изменениями повторяет средник иконы мастерской Семена Спиридонова Холмогорца "Богоматерь прежде Рождества Дева, и в рождестве Дева и по Рождестве паки Дева", написанной около 1682 года для ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (представлена в постоянной экспозиции древнерусского искусства). Торжественность образа усилена изображениями ангелов с зеркалами в руках по сторонам от трона Богоматери, которых нет в иконе Холмогорца. Это свидетельствует, что ярославская иконопись в петровское время развивала традиции предшествующей эпохи.

Икона "Спас Смоленский с припадающими преподобными Михаилом Малеиным и Ксенией и Великомученицей Анастасией", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Спас Смоленский с припадающими преподобными Михаилом Малеиным и Ксенией и Великомученицей Анастасией", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Спас Смоленский с припадающими преподобными Михаилом Малеиным и Ксенией и Великомученицей Анастасией", конец XVII - начало XVIII века

На иконе представлена иконография, которая появилась в Ярославле в середине XVII века: избранные святые, которые припадают к стопам Спаса Смоленского. Программа этой иконы связана с историей ярославского княжеского дома. На данной иконе изображены святые, соименные княгине Ксении, супруге святого князя Василия, его дочери Анастасии, будущей первой жене святого князя Феодора Ростиславича, и сыну Анастасии и Феодора княжичу Михаилу. Княгиня Ксения, Анастасия и Михаил были погребены в Петропавловском монастыре Ярославля, стоявшем на берегу Волги, видимо, в 1270-х - 1280-х годах. Со временем монастырь свое существование прекратил, но гробницы князей сохранялись теперь уже в приходской церкви Петра и Павла, откуда и происходит эта икона. Дважды - в 1589 и в 1692 - клир, прихожане этой церкви делали попытки канонизации князей, и дважды им было отказано, ведь в Спасо-Преображенском монастыре находились мощи князя Феодора Ростиславича и его сыновей от второго брака с крещеной татарской княжной Анной, Давида и Константина. В собрании музея находится икона "Преподобная Ксения, великомученица Анастасия и преподобный Михаил Малеин" XVI века, написанная, видимо, к первой попытке канонизации князей. Данная икона, вероятно, связана с освящением в 1691 году каменной Петропавловской церкви, обновлением ее иконостаса и новой попыткой причислить князей к лику святых. Эта икона экспонируется впервые.

Икона "Собор Архангела Михаила", начало XVIII века

Икона "Собор Архангела Михаила", начало XVIII века
Икона "Собор Архангела Михаила", начало XVIII века

Иконы начала XVIII века продолжают ряд торжественных и величественных образов, создаваемых мастерами "золотого века" Ярославля. Архангел Михаил - верный служитель Бога и "небесных сил воевода". Он представлен в парадных одеждах, а не в военных доспехах, и вооружен лишь пальмовой ветвью, символом Божественной славы и мира. Вокруг него собраны все силы небесные, архангелы держат в руках хрустальные зерцала со словами Славы: "Свят, Свят, Свят", "ИIС", "ХС", обращенные к Христу на херувимском престоле. Об этом мы читаем в Книге пророка Исайи (Ис. 6, 1-5): "видел я Господа, сидящего на престоле высоком... Вокруг Него стояли Серафимы и взывали друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь! Вся земля полна славы Его!". Это говорит о непреходящей верности небесных сил Создателю и готовности поразить всех его врагов. Благословляющий жест Христа, обращенный к ангельскому собору, может быть прочитан как иллюстрация стиха понедельничной церковной службы, посвященной Собору архангелов - "Благословенно воинство небесного Царя".

Икона "Преподобный Алексий Человек Божий", начало XVIII века (слева), икона "Ангел-Хранитель", первая четверть XVIII века (справа)

Икона "Преподобный Алексий Человек Божий", начало XVIII века (слева), икона "Ангел-Хранитель", первая четверть XVIII века (справа)
Икона "Преподобный Алексий Человек Божий", начало XVIII века (слева), икона "Ангел-Хранитель", первая четверть XVIII века (справа)

Икона "Преподобный Алексий Человек Божий", начало XVIII века (слева).

Преподобный Алексий Человек Божий почитался святым покровителем отца Петра I, царя Алексея Михайловича (1629 - 1676), и названного в его честь сына и наследника императора - царевича Алексея Петровича (1690 - 1718). Ярославская икона необычна: отсутствует один из главных иконографических признаков святого Алексия - жест, именуемый "благое молчание" - скрещенные на груди кисти рук. Иконы с житийными сценами этого святого очень редки и встречаются в более позднее время и данная икона - одна из первых в этом ряду. Иконописец с легкостью справился с изображениями разного масштаба, достиг тональной согласованности в колорите, используя и холодные, и теплые оттенки красного и зеленого, с большой изобретательностью написал сложные архитектурные формы и даже разместил "окно с видом": в последней сцене в одном из открытых окон изображен фрагмент городского пейзажа. На иконе есть четыре клейма, где сначала читаются два клейма слева сверху вниз, затем два клейма справа сверху вниз: "Рождество Алексия Человека Божьего", "Брачный пир", "Уход из родительского дома", "Успение Алексия Человека Божьего".

Икона "Ангел-Хранитель", первая четверть XVIII века (справа)

Иконы "Ангел-Хранитель" получили своё распространение во второй пол. XVII в. под влиянием западноевропейской художественной традиции. Ангел здесь представлен стоящим на облаке в белом одеянии, он осеняет человека Крестом - Орудием спасения, а мечом сражается за его душу с темными силами. Художественной особенностью образа является его педантичная графическая проработка. Складки его одежд и перья крыльев выполнены с использованием разных приемов - цветовых притенений и чернения по серебру - но выглядят одинаково безупречно выполненными.

Икона "Иоанн Златоуст со сценами жития", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Иоанн Златоуст со сценами жития", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Иоанн Златоуст со сценами жития", конец XVII - начало XVIII века

Иоанн Златоуст (ок. 347 - 407) являлся константинопольским патриархом, одним из Творцов Литургии, одним из трех Вселенских учителей. Его чтили как писателя, проповедника, оратора, мыслителя и прославили Златоустом за красноречие. На иконе представлена излюбленная ярославская композиция рубежа XVII - XVIII вв. Крупная фигура святого в рост сопровождается его житийными сценами, расположенными на поземе внизу иконы. Изображенные в облаках Спаситель, вручающий Евангелие, и Богоматерь, воздагающая омофор (знак святительского сана), напоминают о Никейском суде, которое произошло с Николаем Чудотворцем. Лишенный сана за неподобающее поведение в конфликте на церковном соборе, святитель Николай чудесным образом обрел его вновь благодаря явлению Христа и Богоматери. Иоанн Златоуст, вступивший в конфликт с византийской императрицей Евдокией, также был низложен решением церковного собора в 404 году, изгнан из столицы и умер в ссылке. Поэтому две выбранные сцены - Рождества и Погребения - словно показывают нам начало и конец жизни, в которой было исполнено предназначенное небесами служение.

Икона "Богоматерь Толгская", начало XVIII века

Икона "Богоматерь Толгская", начало XVIII века
Икона "Богоматерь Толгская", начало XVIII века

Чудотворная икона Толгской Богоматери, по преданию явившаяся в 1314 году на берегу реки Толги, стала общерусской святыней с 1648 года, после внесения ее в печатные Святцы. 1-ый известный список чудотворного образа - икона "Богоматерь Толгская со Сказанием в 24 клеймах" 1655 года (находится в постоянной экспозиции древнерусского искусства), отличается от образца крупным размером, но самое главное - трактовкой образов Богоматери и Христа - светлоликих и величественно спокойных. Вероятно, мастер середины XVII в. воспроизводил икону Толгской Богоматери в том виде, который имела на то время, находясь под записью. Такой образ Богоматери Толгской - не единственный. На рубеже XVII - XVIII века была создана еще одна подобная икона, которая находится ныне в надвратной Никольской церкви Толгского монастыря. В 1707 году иконописец Иоанн Андреев, дьякон ярославской церкви Димитрия Солунского, написавший икону "Спас Вседержитель на престоле", которая представлена на выставке, поновлял древний чудотворный образ Толгской Богоматери. После этого поновления, видимо, икона приобрела тот вид, который она имеет сейчас. В 1715-1744 годах Иоанн Андреев написал не менее четырех списков иконы Толгской Богоматери, точно повторяя сумрачный колорит и темные, эмоциональные лики Христа и Богоматери. Свои списки Иоанн Андреев сопровождал своими надписями о точном соответствии этих икон чудотворному образу. Списки последующего времени, написанные иконописцами второй половины XVIII - начала XX века почти без исключения, так или иначе воспроизводили облик древней иконы. Поэтому можно уверенно утверждать, что в период 1655 - 1707 годов создавались редкие иконы Толгской Богоматери, точно повторявшие иконографию, но с мягко написанными светлыми ликами, спокойными и гармоничными. Данная икона входит в круг этих памятников.

Икона "Преподобный Александр Свирский с клеймами жития", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Преподобный Александр Свирский с клеймами жития", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Преподобный Александр Свирский с клеймами жития", конец XVII - начало XVIII века

На иконе представлена сложившаяся в ярославском монументальном искусстве второй половины XVII века композиция: крупное ростовое изображение святого в центре и житийные сцены, представленные на поземе в нижней части иконы. Это зримо воплощало идею заступничества перед Богом святого, стоящего ногами на земле и вознесшегося главой в небеса. У текста в свитке поучительный характер: "Не скорбите братия моя о сем, но разумейте если угодны будут дела наши пред Богом". На церковных соборах XVI века святой Александр Свирский был прославлен и учился как единственный русский святой, которому явился Господь в виде трех ангелов. Этот редкий сюжет изображен в данной иконе. В Ярославле преподобный Александр Свирский широко почитался: ему были посвящены приделы в церкви Николы Надеина и Николы Рубленого. Клейма на иконе читаются начиная с нижнего левого угла, затем идем вверх, затем переходим на верхнюю правую часть и идем вниз: "Рождество Амоса", "Крещение Амоса", "Приведение во учение", "Уход в Валаамский монастырь", "Пострижение в монахи", "Уход инока Александра из Валаамского монастыря и строительство кельи на берегу лесного озера", "Пророчество о Свирской пустыни на берегу озера", "Явление Троицы преподобному Александру", "Ангел указует преподобному Александру на место строительства церкви", "Преподобный Александр молитвой изгоняет бесов и возводит храм".

Икона "Преподобные Павел Фивейский и Иоанн Кущник со сценами жития", около 1705 года

Икона "Преподобные Павел Фивейский и Иоанн Кущник со сценами жития", около 1705 года
Икона "Преподобные Павел Фивейский и Иоанн Кущник со сценами жития", около 1705 года

Эта икона была создана для придела Павла Фивейского и Иоанна Кущника Спасо-Пробоинской церкви. Два этих подвижника не были связаны при жизни, но их память празднуется в один день - 28 (15 по ст. ст.) января. Павел Фивейский жил в IV веке в Египте. Во времена гонений на христиан 91 год прожил в Фиваидской пустыне "при ручье и пальме", плодами которой питался, и листья которой служили ему одеждой. Иоанн Кущник жил в V веке в Константинополе, приняв монашеский постриг. Тоскуя по родителям ушел из обители и тайно, как нищий, жил в шалаше ("в кущах") рядом с их домом. Подробные жития святых появились в начале XVIII века благодаря "Четьям-минеям" ("Книга житий святых"). Димитрий Ростовский по указу Петра I возглавлял Ростовскую кафедру с 1702 по 1709 годы. Святитель не раз бывал в Ярославле, во время своих визитов он останавливался в Митрополичьих палатах - резиденции ростовских митрополитов. В 1705 году Димитрий Ростовский приезжал освящать Ярославскую Спасо-Пробоинскую церковь и, вероятно, видел своими глазами этот образ, написанный по его книге. Клейма на иконе читаются так - сначала три клейма посередине, затем самая верхняя клейма, затем 3 клейма внизу (всё читается слева направо): "Антоний Великий в пустыне встречает кентавра, указывающего ему дорогу к пещере Павла Фивейского", "Беседа Антония Великого и Павла Фивейского", "Антоний Великий по возвращении находит Павла Фивейского умершего при молитве", "Антоний Великий видит вознесение души Павла Фивейского на небеса", "Иоанн Кущник получает благословение на монашеский постриг", "Пострижение в монахи Иоанна Кущника", "Иоанн Кущник получает разрешение покинуть обитель".

Икона "Святая Троица (Сопрестолие)", 1701, Василий Никитин Духовской (1658 - после 1707) (слева), икона "Великомученики Федор Стратилат и Евстафий Плакида", начало XVIII века (в центре), икона "Ярославские князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин и преподобный Александр Свирский в молении образу Богоматери Знамение", конец XVII - начало XVIII века (справа)

Икона "Святая Троица (Сопрестолие)", 1701, Василий Никитин Духовской (1658 - после 1707) (слева), икона "Великомученики Федор Стратилат и Евстафий Плакида", начало XVIII века (в центре), икона "Ярославские князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин и преподобный Александр Свирский в молении образу Богоматери Знамение", конец XVII - начало XVIII века (справа)
Икона "Святая Троица (Сопрестолие)", 1701, Василий Никитин Духовской (1658 - после 1707) (слева), икона "Великомученики Федор Стратилат и Евстафий Плакида", начало XVIII века (в центре), икона "Ярославские князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин и преподобный Александр Свирский в молении образу Богоматери Знамение", конец XVII - начало XVIII века (справа)

Икона "Святая Троица (Сопрестолие)", 1701, Василий Никитин Духовской (1658 - после 1707) (слева).

При всем богатстве ярославского иконописного наследия подписное произведение в нем - это большая редкость. На обороте иконы читаем: "Сей святый образ в Троице славимаго Бога писания в богоспасительном граде Ярославле в нынешнем от создания мира ЗСiМ [7210] и от Рожества (так!) Христова А-АМ [1701] году ноября по 20 число. Писал изограф Василий Никитин сын Духовской по обещанию ярославские приказные палаты подьячего Лариона Иванова сына". Тут интересны сразу несколько деталей. По указу Петра I о переходе на новое летоисчисление 7208 год от Сотворения мира стал 1701 годом от Рождества Христова. Поскольку от нововведения прошло меньше года, понадобилось указать дату написания иконы в обеих системах летоисчисления. Василий Никитин Духовской - потомственный, в трех поколениях, иконописец, внук великого ярославского мастера Стефана Евфимьева Духовского. Василий Никитин работал с лучшими знаменщиками, участвуя в создании самых значимых произведений ярославской монументальной артели. Исходя из надписи, можно сказать, что заказчик Ларион Иванов был чиновником городской управы, подчинявшимся воеводе. В 1701 - 1703 годах ярославским воеводой был стольник Петр Андреевич Квашнин-Самарин (1671 - 1750), придворный аристократ, прежде состоявший в свите царицы Прасковьи Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича.

Икона "Великомученики Федор Стратилат и Евстафий Плакида", начало XVIII века (в центре).

Представленные образы святых воинов Федора Стратилата и Евстафия Плакиды являются иконографической редкостью и, вероятно, изобразить их было пожеланием заказчика. В поздней записи имя "Евстафий" было заменено на "Иоанн Воин", и первоначальное название иконы было выявлено только после реставрации, но фрагменты обеих надписей были сохранены. Перед нами яркий пример того, как ярославская иконопись начала XVIII века сохраняет любовь к пышному многодельному декору, изысканным орнаментам. Изысканные одежды, великолепные доспехи и оружие выполнены разнообразно и мастерски. Автор свободно строит композицию, представляя статичные фигуры на диагональном поземе. Это необычное решение вызвало предположение, что фигура воина Федора Стратилата была дописана позже. Икона экспонируется впервые.

Икона "Ярославские князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин и преподобный Александр Свирский в молении образу Богоматери Знамение", конец XVII - начало XVIII века (справа).

В 1463 году в Спасо-Преображенском монастыре были обретены мощи князя Феодора (около 1240 или 1 сентября 1233 - 1299) "с чадами" Давидом (? - 1321) и Константином (? - не позднее 1321). Вскоре произошла их канонизация. В 1501 году после пожара в Успенском соборе были открыты мощи братьев Василия (конец 1220-х - 1250) и Константина (1230-е - 1260-х ?) Всеволодовичей, причисленных к лику святых в конце 1520-х годов. Во второй половине XVII века появились композиции, где пятеро святых ярославских князей изображены вместе. Чаще всего они изображались как молитвенники за родной город. На нашей иконе они предстоят в молении образу Богоматери Знамение, чтимому во всей Руси, особенно в новгородских землях. Возможно, поэтому автор дополняет изображение ярославских князей образом святого Александра Свирского, основателя Троицкого монастыря в Обонежских землях, тоже принадлежавших Новгороду. Эту икону отличает высокий уровень исполнения. Автор мастерски исполняет и тонкую сплавленную живопись ликов, и изысканные орнаменты княжеских одежд.

Икона "Богоматерь Мирожская", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Богоматерь Мирожская", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Богоматерь Мирожская", конец XVII - начало XVIII века

Икона является списком с почитаемой чудотворной иконы г. Пскова, которая прославилась чудесами во время морового поветрия 1567 года. Богоматери, изображенной в типе Оранты, предстоят святой псковский князь Довмонт (? - 1299, канонизирован в середине XVI века) и его супруга княгиня Мария (? - 1299), внучка Александра Невского. Служба иконе была напечатана в московских святцах в 1666 году. Несмотря на это, списки с иконы Мирожской Богоматери крайне редко встречаются. Написание такой иконы в Ярославле конца XVII века говорит об обширных торговых связях ярославских посадских людей с псковской землей. Интересно, что псковский князь Довмонт изображен во фресках церкви Николы Мокрого. Композиция иконы почти симметрична и уравновешена, что было любимым приемом ярославских мастеров. Умело найденные пропорции и ритм расположения нимбов святых и медальонов с изображением архангелов усиливают значительность и монументальность этого образа. В колорите использован также часто встречающийся принцип центральной симметрии в чередовании красного и зелёного цветов и в изображении облачений святых.

Икона "Избранные святые: пророк Аввакум, мученики Мина, Косьма и Дамиан в молении иконе "Богоматерь Знамение", конец XVII века

Икона "Избранные святые: пророк Аввакум, мученики Мина, Косьма и Дамиан в молении иконе "Богоматерь Знамение", конец XVII века
Икона "Избранные святые: пророк Аввакум, мученики Мина, Косьма и Дамиан в молении иконе "Богоматерь Знамение", конец XVII века

Иконы с изображением избранных святых как правило - это заказные образы, представляющие соименных святых, небесных покровителей семьи заказчика. Так богатые ярославцы благодарили высшие силы за свое благополучие и успехи торговых предприятий и семейных дел. В конце XVII века получают распространение новые приемы в изображении таких композиций. Строгая симметрия смягчается заменой прямой линии позема на дугообразную, а сам позем представляется в виде пейзажа с травами и цветами. В колорит помимо золота вводится серебро, которое тоже расцвечивается цветными лаками. В написании фонов широко используется растяжка пигмента от более тёмного к более светлому тону. Появляется изображение ангелов, несущих в руках моленный образ. Эти детали дают возможность проследить развитие вкусов ярославских заказчиков в сторону большей изысканности художественного языка.

Икона "Николай Чудотворец", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Николай Чудотворец", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Николай Чудотворец", конец XVII - начало XVIII века

Святитель Николай Чудотворец - один из самых чтимых христианских святых. Его иконописные образы разнообразны и многочисленны. В Ярославле было 5 церквей, посвященных этому святому. Ярославские купцы, путешествующие по торговым делам, просили Николу о благоприятном пути и счастливом возвращении домой. Мастер освоил образные и стилистические приемы столичной школы Оружейной палаты. Ассиметрия лика святителя придает ему подвижность; создается впечатление, что Никола внимает молитвам, обращенным к нему. Данью влияниям придворного искусства является и новая иконографическая деталь - драгоценная панагия на груди святителя, выполненная в технике чернения по серебру. В то же время монументальность образа, цветовые контрасты, крупный растительный орнамент фелони - это черты, традиционно присущие ярославской иконописной традиции.

Икона "Апостол Фома из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева), икона "Предста Царица", конец XVII - начало XVIII века (справа)

Икона "Апостол Фома из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева), икона "Предста Царица", конец XVII - начало XVIII века (справа)
Икона "Апостол Фома из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева), икона "Предста Царица", конец XVII - начало XVIII века (справа)

Икона "Апостол Фома из деисусного чина", последняя четверть XVII века (слева).

Икона входит в состав деисусного чина иконостаса. После реформ патриарха Никона в середине XVII века в русском искусстве получил распространение апостольский деисус, куда входили изображения всех 12-цати учеников Христа. Образ юного апостола Фомы, прозванного неверующим, отличается прихотливой линией своего силуэта, динамичность которой придает рисунок складок гиматия, свисающих вниз острыми углами. Разнообразит фигуру апостола и разное положение рук, при этом правая полностью задрапирована ярко-алым плащом. При этом поиски художественного образа были непростыми, о чем нам говорит графья, показывающая иной, более традиционный вариант положения рук святого.

Икона "Предста Царица", конец XVII - начало XVIII века (справа).

Композиция подобна "Деисусу", в которой Спасителю предстоят в молении Богоматери и Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил. Иконография восходит к тексту 44 Псалма Давида "Предста Царица одесную Тебя в ризах позлащенных одеяна". Здесь Царица - это Богоматерь в царских одеждах и венце, предстоящая Царю - Христу, который восседает на престоле в облачениях Великого Архиерея. Изображения коленопреклоненных воинов Феодора Стратилата и Димитрия Солунского, вероятно, было оговорено заказчиком. Различный масштаб изображения подчеркивает иерархию образов и величие Божества. Темный санкирь ликов с контрастными пробелами придает образам святых серьезность и сосредоточенность. Строгая симметрия композиции неочевидна за счет богатого декоративного убранства. Орнаменты украшают все детали изображения: престол и подножие Спасителя, облачения и венцы святых, воинские доспехи. Розовый фон с золотыми и серебряными облаками создает образ неземного света в Царствии Небесном. Данная икона экспонируется впервые.

Икона "Спас Вседержитель на престоле с предстоящими", около 1707 года, Тихон Иванов Филатьев (?) (? - 1731)

Икона "Спас Вседержитель на престоле с предстоящими", около 1707 года, Тихон Иванов Филатьев (?) (? - 1731)
Икона "Спас Вседержитель на престоле с предстоящими", около 1707 года, Тихон Иванов Филатьев (?) (? - 1731)

Икона происходит из церкви Воскресения в с. Красном, которое принадлежало Григорию Андреевичу Племянникову (1658 - 1713), сподвижнику Петра I, руководителю Приказа Адмиралтейских дел, одному из первых сенаторов Российской империи. По заказу Г. А. Племянникова в создании храмового иконостаса участвовал Тихон Филатьев - ведущий мастер Оружейной палаты петровского времени. Икона близка по стилю работам Тихона Филатьева и может принадлежать его руке. На иконе представлена композиция с избранными святыми, молящимися перед Спасителем. Изображены ярославские князья Василий и Константин, Федор, Давид и Константин (слева), а также Кирилл и Афанасий Александрийские и мученица Ирина (справа). Вероятно, состав святых был определен пожеланием заказчика.

Икона "Спас Нерукотворный", 1698 год, Георгий Туфанов (? - 1716) (слева), икона "Спас на престоле", 1703 - 1707 годы, Иоанн Андреев (? - 1745) (справа)

Икона "Спас Нерукотворный", 1698 год, Георгий Туфанов (? - 1716) (слева), икона "Спас на престоле", 1703 - 1707 годы, Иоанн Андреев (? - 1745) (справа)
Икона "Спас Нерукотворный", 1698 год, Георгий Туфанов (? - 1716) (слева), икона "Спас на престоле", 1703 - 1707 годы, Иоанн Андреев (? - 1745) (справа)

Икона "Спас Нерукотворный", 1698 год, Георгий Туфанов (? - 1716) (слева).

Икона написана торопецким иконописцем Георгием Туфановым, который работал в Оружейной палате вместе с братом Лаврентием (уп. 1692 - 1730). В подписке к иконе Георгий Туфанов называет себя диаконом: "... CS (7208 г., 1698 г. от Рождества Христова) писал сий образ изограф диакон Георгий Туфанов". Образ Нерукотворного Спаса - "Святой Мандилион" - стилистически восходит к иконе, написанной Симоном Ушаковым в 1658 году для московской церкви Троицы в Никитниках. Симон Ушаков создал "новый канон", который был многократно повторен мастерами Оружейной палаты. Здесь мы также видим стремление передать "живоподобие" лика Христа, светотеневую моделировку и яркие белильные высветления. Столь же реалистично переданы мягкие складки убруса, на котором запечатлен нерукотворный Божественный образ. Эта икона экспонируется впервые.

Икона "Спас на престоле", 1703 - 1707 годы, Иоанн Андреев (? - 1745) (справа)

Иван Андреев Попов родился в городе Костроме, но большую часть жизни он провел в Ярославле. Он был священником церкви Димитрия Солунского и писал иконы для многих ярославских храмов. На лицевой стороне сохранилась его авторская подпись: "Сей образ писал костромитин Иоанн Андреев сын Попов". На данной иконе мы находим обилие цитат из Священного Писания, расположенных на одеждах Спасителя, что может быть подтверждением священнического служения автора иконы. На каймах хитона и гиматия, как драгоценный орнамент, представлены цитаты из Евангелия: "Аз есмь свет всему миру..." (Ин. 8, 12), "Аз есмь пастырь добрый..." (Ин. 10, 11), "Аз есмь хлеб живый..." (Ин. 6, 51), "Аз есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6), "Заповедь новую даю вам да любите друг друга..." (Ин. 13, 34). Икона буквально делает Слово зримым и представляет живописную проповедь неизменных христианских истин. При этом роскошь убранства престола, украшенного медальоном с изображением святителя Василия Великого, гирлянды цветов и фруктов, клубящиеся многоцветные облака, подчеркнуто крупные золотые буквы отсылают нас к эстетике стиля барокко с его драматичностью, контрастностью цветового решения и напряженной эмоциональностью.

График работы Митрополичьих палат в Ярославле
График работы Митрополичьих палат в Ярославле

В эпоху петровских реформ иконопись сохранила национальный эстетический идеал общества, независимо от его социальных различий. Ярославская иконопись петровского времени это яркий пример развития иконописного искусства, не исчерпавшего образных и стилистических возможностей в раннее Новое время. Выставка музея "Иконы петровского времени (1672 - 1725)" это отличная возможность увидеть все те изменения, указанные выше, которые произошли в петровские времена, при понимании того, что традиционная художественная система Ярославля сохранилась, и узнав в экспонируемых шедеврах удивительные и старинные русские иконы, которые поражают своим величием и красотой.