Формирование мыслительных моделей у детей. Изоморфизм-2

Образование играет ключевую роль в формировании мыслительных процессов у людей. Причем #образование начинается с самого момента рождения. Новые ощущения, звуки, яркий цвет, свет – все накладывает отпечаток в мозге только родившего человека, формирует нейронные цепочки, создает матрицу эмоций. Потом появляются новые впечатления, они тоже добавляются в базу данных ребенка. Так происходит познание окружающего мира. И здесь далеко не последнюю роль играет последовательность, связность получаемых впечатлений, их эмоциональный окрас, реакции взрослых и много чего ещё. Чем более увязана между собой входящая в сознание ребенка информация, наполнена приятными ощущениями, тем быстрее он учится, развивается. Тогда обучение называют системным. Если же ребенок растет в неустойчивой эмоциональной среде, с резкими перепадами, криками, сменами условий проживания, окружения, то сознание у ребенка заполняется большими пластами информации, которая не увязана между собой, содержит разрозненные блоки. В таких случаях малышу гораздо труднее развиваться, он становится беспокойным, тревожным, у него могут возникнуть трудности в запоминании, сравнении, воображении и т.д.

Через систематическое #обучение люди усваивают базовые знания о мире и развивают навыки анализа и сравнения. Образование помогает сформировать устойчивые мыслительные модели, которые в дальнейшем определяют способ восприятия окружающего мира и понимания его структуры.

#базовые операции мышления
#базовые операции мышления

Ценности и убеждения родителей, воспитателей, их внутренняя культура также оказывают значительное влияние на формирование индивидуальных мыслительных процессов. От культурных норм и ценностей зависит, как человек интерпретирует информацию, какие аналогии и сходства он видит в окружающем мире. Шаблоны и стереотипы взрослых часто воспринимаются детьми напрямую или от обратного и оказывают сильное воздействие на развитие мышления у ребенка.

Посредством сравнения через известное человек учится находить различия и сходства между объектами, эмоциями, поведенческими реакциями, словами. Показывая малышу разные объекты и предметы, называя их, мы таким образом учим его различать, например, корову от собаки не только внешне, но и по их характеристикам, поведению, функциональности и роли в природе. Это помогает развивать умение видеть глубинные аналогии и изоморфизмы в различных областях жизни.

В процессе обучения, воспитания и социализации формируются индивидуальные убеждения, привычки и способы мышления. Каждый человек видит и понимает мир в соответствии со своей уникальной системой мышления, которая начала формироваться через полученный индивидуальный опыт с самого рождения. Поэтому даже у детей, родившихся и выросших у одних родителей, индивидуальный опыт будет сильно различаться, начиная от первого вздоха (он у каждого свой) и в каждом мгновении эти различия только возрастают: одного похвалили, второго отругали, один обжег палец, второй в это время играл в интересную игру, все это накладывает отпечаток на восприятие мира и формирует последующие реакции поведения.

Осознание влияния множества факторов при развитии ребенка позволит по-иному взглянуть на систему образования и #воспитание детей, чтобы помогать расти им личностно, уважать их уникальные перспективы на мир.

В заключении хочу вам предложить немного включить воображение, чтобы информация из статьи перестала быть безличной, а приобрела конкретные очертания, ну и немного повеселила вас, что способствует более глубокому пониманию роли системного (непрерывного) образования самих себя и окружающего мира.

Пример 1: Различение между коровой и собакой

Представим ситуацию, когда два человека с разным уровнем образования и культурным контекстом наблюдают корову и собаку. Человек, владеющий подробной информацией о жизни собак и коров, наблюдавший их многократно в природе, может увидеть не только внешние отличия между этими животными, но и понять их роль в сельском хозяйстве и жизненные функции в различных культурных традициях. В то же время, человек не имевший контактов с этими животными в жизни и мало интересовавшийся ими, может остановиться только на внешних признаках и не увидеть более глубокие различия и сходства между этими животными.

Пример 2: Сравнение культурных традиций

Представим, что два человека с разным образованием и культурным опытом рассматривают традиционные обряды разных культур. Человек, имеющий образование в области антропологии и истории культуры, может провести анализ сходств и различий между обрядами, увидеть значимость символов и исторические корни традиций. В то же время, человек без образования и понимания культурных особенностей может оценить эти обряды исключительно внешними признаками, не раскрывая их глубокого смысла.

Пример 3: Понимание социокультурных феноменов

Представим, что два человека с разной подготовкой и культурным багажом анализируют социокультурные феномены, такие как школьная система разных стран. Человек с педагогическим образованием и пониманием культурных различий может увидеть, как образовательная система отражает ценности и идеалы общества, какие принципы лежат в ее основе. В то же время, человек без образования в области педагогики и культурологии, без развитого критического мышления может оценивать школьную систему только по поверхностным критериям, не замечая ее внутренней структуры, функций и политической, социальной подоплеки.

Даже из приведенных примеров (а их можно приводить по каждой жизненной ситуации) становится ясно, как важно развивать осознанность для глубокого понимания самих себя и окружающего мира.

Источник сайт об осознанности: «Странники жизни».