Декупаж – основные материалы, которыми Я ПОЛЬЗУЮСЬ в своих работах: МОРИЛКИ, КРАСКИ, ЛАКИ - Часть 1

527 прочитали

Сразу говорю - это НЕ рекламная статья. Я не рассказываю о каком-то определенном товаре, я рассказываю о том, какие основные материалы я использую в своих работах, о которых вы часто меня спрашиваете.

Когда, в 2015-16 году, я писала мою книгу «Декупаж в стиле Прованс» (книгу вы можете купить во всех крупных маркетах – Лабиринт, Озон, Вайлберис и т.п.), то в начале книги был создан довольно большой раздел, посвященный материалам и инструментам, которые я использую в работе. Этот вопрос очень важен, т.к. от того, из чего все делается, важен и результат.

Моя книга "Декупаж в стиле Прованс"
Моя книга "Декупаж в стиле Прованс"

У меня, как и у каждой рукодельницы - декупажницы, имеются свои собственные, проверенные опытом и временем, любимые рабочие материалы, которые я использую практически во всех своих работах. Многие материалы попали ко мне совершенно случайно, и полюбились настолько, что я уже не променяю их ни на какие другие, пусть даже в сто раз лучше и дороже. А все потому, что я уже хорошо знаю, как они работаю, и что у меня получится в результате их использования.

С момента написания книги прошло уже почти 10 лет...
Время летит, все меняется, и материалы тоже. Пожалуй, только инструменты я использую те же, что и раньше. Поэтому в данной статье я расскажу именно о материалах,
которые использую сейчас.
Речь пойдет о красках, морилках и лаках.

Если вы только начинаете заниматься этим замечательным видом рукоделия – декупажем, то прислушайтесь к моим советам и рекомендациям, быть может мой опыт и знания помогут вам не сделать многие ошибки и пригодятся в дальнейшем. Однако, скажу сразу – все, что я использую в работе – это сугубо мой выбор, и я ни в коей мере не обязываю вас покупать именно такие краски, лаки и многое другое. Вы вправе выбрать то, что вам больше нравится, вы должны работать с тем, что вам больше по душе. А я расскажу вам о тех материалах, которые помогают именно мне.

Я не сторонник дорогих материалов, я покупаю и использую в моих работах то, что всегда доступно и есть во многих магазинах – в основном это строительные материалы (краски, лаки и т.д.) и нечто похожее. И пусть это не специальные материалы для декупажа, но они ничуть не хуже, а иногда и даже лучше дорогих и труднодоступных материалов. Все, что я использую, отработано уже годами (декупажем я занимаюсь уже около 20 лет), и за все это время ни одно изделие не испортилось и не вызвало нареканий. А это говорит лишь о том, что используемые мною материалы очень хорошего качества. Что касается цен, то они намного ниже, чем цены на «декупажные баночки».

Это было небольшое вступление, а теперь я более подробно расскажу вам о том, какими основными материалами я пользуюсь. И покажу несколько фото моих работ.

Основа любой работы – это окрашивание. Крашу я, либо различными морилками, если это работа из дерева, либо красками.

Морилки

Что касается морилок – использую только морилки на водной основе. Фирмы разные, смотря какой цвет мне нужен. Не у всех они одинаковые. Морилки (водные) разных фирм можно смешивать. Морилками я крашу деревянные заготовки, а также поделки из гипса.
Мой любимый цвет –
палисандр. Им я окрашиваю, пожалуй, большинство моих работ.

Морилки на водной основе - из старых запасов - переливаю все в большие бутылки, мне так удобнее.
Морилки на водной основе - из старых запасов - переливаю все в большие бутылки, мне так удобнее.

Примеры моих работ с использованием морилок:

Салфетница и корзиночка с ручкой. Фото автора статьи.
Салфетница и корзиночка с ручкой. Фото автора статьи.
Сухарница и шкатулка. Фото автора статьи.
Сухарница и шкатулка. Фото автора статьи.
Корзиночка с ручкой. Фото автора статьи.
Корзиночка с ручкой. Фото автора статьи.
Ящик. Фото автора статьи.
Ящик. Фото автора статьи.
Салфетница. Фото автора статьи.
Салфетница. Фото автора статьи.

На самом деле работ ОЧЕНЬ много, было трудно выбрать всего лишь несколько фото из всего, что я когда-либо делала.

Краски

Краски использую только акриловые.
Они не пахнут, быстро сохнут, легко наносятся и долговечны. После нанесения краски можно продолжать дальнейшее декорирование предмета.

Акриловая краска – это, в первую очередь, белая краска. Это – основа. Она идет на окрашивание изделий, а также я использую ее и в виде грунта. Я вообще не использую никакой грунт. Делаю первый слой белой акриловой краской, а затем, после просушки, накладываю еще 1-3 слоя, в зависимости от декорируемого предмета. Если это деревянная поверхность, обычно я наношу 2 слоя краски. Если это стекло (ваза, баночка, бутылка или что-то подобное), то здесь нужно нанести 3-4 слоя краски, иначе слои будут просвечивать сквозь стекло. На металлических предметах (лейки), также достаточно двух слоев краски.

  • СОВЕТ: Краска должна быть не слишком жидкая и не слишком густая – средней консистенции. Тогда она прекрасно ложится на поверхность и дает ровный тонкий слой. Если краска загустевает, ее можно разбавить небольшим количеством обычной воды.

Сейчас во всех своих работах я использую две основные краски: акриловую латексную краску ОЛИМП БЕТА и акриловую эмаль ЛАКРА (купить их можно в интернет-магазинах типа Озона и Вайлберис, цена только сильно выросла). Обе эти краски на водной основе. Одну краску (Лакру) я использую для первых слоев, а вторая идет для верхних слоев, т.к. она образует те самые «пупырышки», которые являются основной изюминкой моих работ.

Выглядят сейчас эти краски вот так:

Банки с краской, которыми я все окрашиваю.
Банки с краской, которыми я все окрашиваю.

Лакру можно заменить на аналогичные акриловые эмали. Я покупала несколько вариантов – по сути очень похоже. Поэтому данный выбор я оставляю за вами.

  • Можете написать в комментариях, какими красками пользуетесь именно вы – я про строительные акриловые краски.

А вот аналогов БЕТЫ я как-то не обнаружила, хотя, конечно же, и не покупала много разных красок для сравнения.

Чем именно привлекла меня еще тогда данная краска: при раскатывании краски валиком на поверхности образуются небольшие пупырышки, которые не растекаются, а остаются даже после высыхания краски.
Именно эти пупырышки и дали начало почти всем моим авторским разработкам и техникам. В них весь смысл моих работ!

А получаются они, как показал мой опыт, вовсе не на всех красках. Поверхность получается немного шероховатая и очень приятная на ощупь.

  • Если вы знаете аналоги краски, которые могут образовывать такую же поверхность, напишите в комментариях, думаю всем будет полезно знать это – для замены.

Другие краски - ЦВЕТНЫЕ, которые я использую в своих работах – это, чаще всего, художественные краски в баночках по 100 мл. Фирмы я покупаю разные. Для меня главное – цвет, а фирма не имеет особого значения. Художественные краски свободно продаются в художественных и рукодельных магазинах, а колоранты – в строительных, стоят не очень дорого, и все они используются намного меньше, чем основная белая краска, поэтому покупка цветных красок совсем не накладное дело.

У меня в наборе есть все основные цвета палитры – черный, коричневый, красный, желтый, синий, несколько зеленых оттенков... Необходимые цвета – для подрисовки сюжета картинки или окрашивания заготовки под цвета картинки – я составляю сама – смешиваю основные краски в мисочке и получаю тот цвет или оттенок, который мне нужен.

Здесь я подрисовывала края доски с цветами - подбирала цвета краски под картинку.
Здесь я подрисовывала края доски с цветами - подбирала цвета краски под картинку.

Стараюсь замешивать не много, т.к. потом эта краска не будет нужна и в итоге просто засохнет. Т.о. я не трачу деньги на покупку новых баночек с краской, делаю из того, что есть.

Примеры моих работ, где я использовала окрашивание поверхности этими составными красками (В основе всех – белая), а также работы с белой краской:

Ящик покрашен белой краской и затем сделана тонировка.
Ящик покрашен белой краской и затем сделана тонировка.
Баночки из липы - цвет слоновая кость + коричневые крышки.
Баночки из липы - цвет слоновая кость + коричневые крышки.
Липовая баночка с серо-голубой крышкой.
Липовая баночка с серо-голубой крышкой.
Очень красивый зелено-голубой цвет  - подгоняла под цвета картинки. Лесенка вообще шикарная вышла!
Очень красивый зелено-голубой цвет - подгоняла под цвета картинки. Лесенка вообще шикарная вышла!
Лесенка с оливковыми боками, подгоняла под цвет фона картинки.
Лесенка с оливковыми боками, подгоняла под цвет фона картинки.

Эти и другие выкройки (картинки под размер лавочек!) вы можете найти на моем сайте: https://olga-sukhova.ru/vikroyka-lesenka-money.php

Кофейник - белый, но за счет тонировки выглядит под слоновую кость.
Кофейник - белый, но за счет тонировки выглядит под слоновую кость.
Баночки белые, крышки лиловые. Цвет делала под лаванду на картинке.
Баночки белые, крышки лиловые. Цвет делала под лаванду на картинке.
Белый подносик.
Белый подносик.
Белый поднос с подсолнухами.
Белый поднос с подсолнухами.
Полочка цвета слоновая кость. Окрашена другой краской, готовой. Рамки на картинах - слоновая кость, замешивала под цвет полки.
Полочка цвета слоновая кость. Окрашена другой краской, готовой. Рамки на картинах - слоновая кость, замешивала под цвет полки.
Рамка из гипса окрашена и тонирована "под чугун".  Смотрится шикарно!
Рамка из гипса окрашена и тонирована "под чугун". Смотрится шикарно!

Видео про составление этой краски "под чугун" можно посмотреть у меня здесь:

Я долго искала рецепт такого "чугунного" эффекта, но ничего не нашла, что хотелось - в итоге придумала его сама. Если вы нашли аналоги, значит рецепт однозначно скопировали у меня!

Гипсовая рамка окрашена оливковым цветом.
Гипсовая рамка окрашена оливковым цветом.

Акриловый лак

Акриловых лаков существует огромное количество. Есть специальные лаки для декупажных работ, а также всевозможные строительные акриловые лаки на водной и других основах. Однако, не все они подходят для нашего творчества.

Мои основные требования к лаку: его прочность при высыхании, быстрота высыхания, взаимодействие с другими составами (краской, патиной и т.д.), износоустойчивость, необходимое и достаточное количество слоев, прозрачность, цена.

Я также, как и с краской, пробовала в работе несколько лаков, но мой выбор пал на один, который мне понравился с первого раза – это лак ОЛИМП ОРИОН. И это было ТОГДА ...
Почему тогда? Потому что СЕЙЧАС его уже, увы, не выпускают – сняли с производства по неизвестной мне причине, и мне пришлось срочно искать замену. Проб было много. Названия писать не буду, т.к. просто не помню половину.

Сейчас я работаю только с двумя лаками – финишное покрытие делаю в основном французским лаком 3V3 (у меня еще остался небольшой запас его с тех времен – сейчас купить его весьма проблематично), и второй лак, который есть в продаже и по свойствам он ничуть не хуже – это лак для пола Акватекс.

Лак для пола на водной основе.
Лак для пола на водной основе.

Это акриловый лак на водной основе. Он абсолютно прозрачный (не желтит со временем), полуматовый – очень приятный на ощупь после полного высыхания.

Этот лак очень быстро сохнет – первый слой можно высушить за 5-10 минут при помощи горячего фена (этого достаточно - лак «схватится» и можно накладывать следующий слой), а второй – лучше всего оставить на несколько часов для полного высыхания естественным способом.

В любом случае, лак – это лак, он не высыхает мгновенно, ему нужно время и ускорить процесс не получится никаким способом! Помните об этом. Все подробности читайте на банке.

Игрушки-сердечки покрыты матовым акриловым лаком.
Игрушки-сердечки покрыты матовым акриловым лаком.
Скворечник покрыт лаком, после чего я сделала лессировку белой краской.
Скворечник покрыт лаком, после чего я сделала лессировку белой краской.

Я использую только матовые лаки, так как они в большей степени подходят для всех моих работ. Глянцевые лаки я не использую вообще. Пожалуй, они подходят только для финишного покрытия елочных игрушек. Там такой блеск вполне уместен, в отличии от работ в стиле «под старину».

  • Количество слоев лаков может быть произвольным. Я обычно накладываю 2-3 слоя, а в некоторых работах (таких как, лавочки, лейки, стеклянные изделия) до 3-4 слоев и этого вполне достаточно.

В своих работах я не добиваюсь идеальной зеркальной гладкости поверхности, именно поэтому я не шкурю слои лака и не вывожу его шкуркой до гладкого состояния. Мои работы сами по себе «под старину», шероховатые и очень приятные на ощупь. Такой у меня стиль.

  • СОВЕТ: Если вы делаете свои работы идеально гладкими, вы можете накладывать 2-3 слоя лака (полностью просушить), затем зашкурить поверхность – выровнять ее. Дальше снова 2-3 слоя лака и вновь зашкурить поверхность. И так до полной ее гладкости.

Лаки и краски, которыми я пользуюсь - на водной основе, поэтому кисточки и руки отмываются очень легко обычной водой.

Наношу краску и лак я при помощи кисточки, а затем обязательно раскатываю поверхность сухим поролоновым валиком. Повторюсь, но скажу снова – это МОЙ стиль! Я так хочу, мне так нравится!

На этом все. Надеюсь эта обзорная статья по моим основным рабочим материалам стала вам полезна.
Ставьте лайки, пишите комментарии!
Надеюсь будет продолжение – расскажу о других материалах, с которыми я работаю,
если у вас будет к этому интерес, и мне будет не лень писать :)

Дополнительно от меня: