Найти в Дзене

Богиня-Мать

картинка из интернета
картинка из интернета

Богиня-мать, главное женское божество в большинстве мифологий. Обычно соотносится с землёй и - более широко - с женским творческим началом в природе. Ранние свидетельства почитания богини-матери - верхнепалеолитические "Венеры" (статуэтки с подчёркнутыми женскими половыми признаками). Более поздние представления о богине-матери связаны с представлением об изначальной божественной паре, прародителях вселенной и населяющих её существ (Дьяус и Притхиви, Илу и Асират, Кукумац и Тепев, Есь и Хоседэм, Ранги и Папа т др.). Иногда в функции богини распределялись между несколькими персонажами (например, в якутской мифологии каждое из айысыт связана с плодовитостью только одного вида существ: людей, лошадей, коров, собаки т.д.). Основная функция богини-матери - созидательная, которое имеет несколько аспектов. Как супруга бога-творца богиня-мать участвует в творении мира (в этом качестве она обычная идентифицируется с землёй), в создании населяющих вселенную существ (богов, людей, животных, чудовищ и т.д.). Покровительство плодородию почвы, скота, людей, сексуальной активности - один из аспектов созидательной функции богини-матери (Деметра, Иштар, Исида и др.). Во многих мифологиях богиня мать  соотнесена с умирающим и воскресающим богом (Исида и Осирис, Кибела и Аттис, Иштар и Таммуз и др.). Включение богини-матери в круг мифологических представлений о вечном возрождении было причиной того, что именно она рассматривалась как источник жизненной силы и бессмертия как высшего проявления этой силы. Отсюда связь богини-матери с мистериями и различными тайными культами. Существует точка зрения, что культ Богородицы обязан своим возникновением и развитием представлений о богине-матери. Важная функция богини-матери - покровительство культуре, городам, микрокосму (социуму), законам, тайным знаниям, мореплаванию и т.д. При этом божество обладает и ещё одной важной чертой - оно связано также с природой, войной, злыми чарами (культ рим. богини войны Беллоны слился с культом Кибелы, в высшей степени оргиастическим и жестоким; см. также Тепев, Кали - Дурга, Хоседэм т др.). Вероятно, источник этой амбивалентности восходит к одной из основных оппозиций любой космологии - противопоставлению космоса и хаоса. Выделившись из хаоса, Земля (и шире - женское созидательное начало) остаётся в значительной степени образом хаоса. Миф о войне богов с чудовищами, т.е. об устройстве космоса, повествует о борьбе небесных божеств с хтоническими созданиями (гигантомахия) или с породившей их праматерью - вселенной (борьба Мардука с Тиамат и др.). Идентификацией с хаосом объясняется связь богини-матери с горами (Кибела, Хоседэм и др.), с влагой и водой (Афродита, Исида, Aпи и др.). Так, в образе богини-матери реализуется как дикое (хаос), так и культурное (космос) начала. Такая эквивалентность её функции вызвана двойственностью архаических воззрений на природу, которая представлялась одновременно и частью устроенного богами космоса, и хаосом, окружающим упорядоченную и сакрализованную общину, создательница которого богиня-мать тем самым и дружественна, и враждебна социальному (культурному, космическому) началу. Поэтому Кибела с ее оргиастическим культом в то же время покровительствует городу и т.п.