Жить бы мне в такой стране,
Чтобы ей гордиться.
Только мне в большом **вне
Довелось родиться.
Не помог России Бог,
Царь или республика,
Наш народ ворует, пьёт,
Гадит из-за рублика.
Эльдар Рязанов, родившийся в 1927 года в СССР
У кинорежиссёра Эльдара Рязанова есть много хороших фильмов, мой любимый – «Служебный роман», снятый в 1977 году, с любовью к людям и к стране, где они и сам режиссёр живут.
А вот фильм «Гараж» 1979 года, куда Эльдар собрал лучших актёров Советского союза, в том числе и тех, кто играл в Служебном романе, это уже сатирическая трагикомедия, от которой становится грустно.
Некоторые даже считают, что гениальный Рязанов (вместе с соавтором сценария Эмилем Брагинским) показали все накопившиеся к концу 70-х проблемы СССР, от которых он в последствии рухнул.
Интеллигентные люди – сотрудники НИИ – быстро опускаются до скотского состояния, когда заходит речь о материальных благах, а именно о гараже в кооперативе, из которого нужно исключить четырёх членов, так как строится новая автомагистраль.
Исключили самых безобидных, но тут выясняется, что в кооперативе есть люди, которые к НИИ никак не относятся – крупный дипломат, отставной полковник, дочь Члена-корреспондента Академии наук, сын крупного чиновника и директор рынка, которых правление кооператива приняло по блату.
Создаётся впечатление, что это уже не СССР. Взаимоотношения между людьми ближе к капиталистическому строю, когда материальное выходит на первый план. Сейчас то же самое, только кооперативы и блат другого масштаба.
И от этого становится грустно. Что вот, получается, по Рязанову, СССР в конце 70-х был уже обречён на капитализм.
Да, Эльдар с Эмилем верно всё подметили. Такие проблемы были. Но стоило ли про них снимать фильм? Или стоило снять ещё один жизнеутверждающий «Служебный роман»?
Влияние кино на умы, особенно в то время, когда ещё не было интернета, трудно переоценить. Поэтому и ответственность режиссёра очень велика. Они не только могут показать мир, какой он есть. Они могут повлиять на мир, который будет.
Конечно, подобные проблемы в СССР были. Но было и много чего светлого. Было много бескорыстных людей – подавляющее большинство. Были прекрасные отношения между людьми, взаимопомощь.
Но про это Рязанову стало снимать неинтересно. И цензура не сработала – пропустила "видение" именитого режиссёра.
А режиссёр снял ещё три нейтральных к советской власти фильма, а потом в 1991-м раскрылся, как антисоветчик в фильме «Небеса обетованные» про бомжей на свалке. Очень поддерживал первого президента капиталистической России Ельцина.
«Я очень многие поступки Ельцина одобряю. Но единственное, что я не могу ему простить, это то, что он назначил такого преемника, который, во-первых, просто поднял опять, так сказать, то, что было отодвинуто историей - слой этих жадных, страшных, темных людей, которые представляли у нас самые страшные, злые силы, за которыми стоят толпы казненных, окровавленных и так далее, и так далее. Вот, чего я простить ему не могу, к сожалению».
Но вот капитализм при Путине Рязанову уже что-то не зашёл. Возможно напомнил ему его же фильм «Гараж».
На стихотворение Рязанова, которое он написал уже в 10-х годах нашего века, послужившее эпиграфом к данной статье, есть хороший ответ поэтессы Галины Журба:
Не без участия Эльдара,
Рождённого в «большом **вне»,
Преподносился нам с экрана
Порок, внедряемый в стране.
Кто гладил вора* по головке?
Кто пьянством в бане умилял?!
Так беспрепятственно и ловко
Безвкусицу в нас насаждал?!
Служа на поприще искусства,
Фальшивя, показал вдвойне,
Как человеческие чувства
Им попираемы в дерьме.
Забывшему о самом главном:
Что сам загадил дом, увы!
Хотел отмыться?! С лёгким паром!
Или ирония судьбы...
*«Берегись автомобиля» – воровство во благо, с возможностью оправдания