Найти тему
Последний романтик

Вам ничего не нравится

Жить бы мне в такой стране,
Чтобы ей гордиться.
Только мне в большом **вне
Довелось родиться.

Не помог России Бог,
Царь или республика,
Наш народ ворует, пьёт,
Гадит из-за рублика.

Эльдар Рязанов, родившийся в 1927 года в СССР

У кинорежиссёра Эльдара Рязанова есть много хороших фильмов, мой любимый – «Служебный роман», снятый в 1977 году, с любовью к людям и к стране, где они и сам режиссёр живут.

А вот фильм «Гараж» 1979 года, куда Эльдар собрал лучших актёров Советского союза, в том числе и тех, кто играл в Служебном романе, это уже сатирическая трагикомедия, от которой становится грустно.

Некоторые даже считают, что гениальный Рязанов (вместе с соавтором сценария Эмилем Брагинским) показали все накопившиеся к концу 70-х проблемы СССР, от которых он в последствии рухнул.

Рязанов и Брагинский на съемках фильма «Гараж»
Рязанов и Брагинский на съемках фильма «Гараж»

Интеллигентные люди – сотрудники НИИ – быстро опускаются до скотского состояния, когда заходит речь о материальных благах, а именно о гараже в кооперативе, из которого нужно исключить четырёх членов, так как строится новая автомагистраль.

Исключили самых безобидных, но тут выясняется, что в кооперативе есть люди, которые к НИИ никак не относятся – крупный дипломат, отставной полковник, дочь Члена-корреспондента Академии наук, сын крупного чиновника и директор рынка, которых правление кооператива приняло по блату.

Создаётся впечатление, что это уже не СССР. Взаимоотношения между людьми ближе к капиталистическому строю, когда материальное выходит на первый план. Сейчас то же самое, только кооперативы и блат другого масштаба.

И от этого становится грустно. Что вот, получается, по Рязанову, СССР в конце 70-х был уже обречён на капитализм.

Да, Эльдар с Эмилем верно всё подметили. Такие проблемы были. Но стоило ли про них снимать фильм? Или стоило снять ещё один жизнеутверждающий «Служебный роман»?

Влияние кино на умы, особенно в то время, когда ещё не было интернета, трудно переоценить. Поэтому и ответственность режиссёра очень велика. Они не только могут показать мир, какой он есть. Они могут повлиять на мир, который будет.

Конечно, подобные проблемы в СССР были. Но было и много чего светлого. Было много бескорыстных людей – подавляющее большинство. Были прекрасные отношения между людьми, взаимопомощь.

Но про это Рязанову стало снимать неинтересно. И цензура не сработала – пропустила "видение" именитого режиссёра.

А режиссёр снял ещё три нейтральных к советской власти фильма, а потом в 1991-м раскрылся, как антисоветчик в фильме «Небеса обетованные» про бомжей на свалке. Очень поддерживал первого президента капиталистической России Ельцина.

Эльдару Рязанову вручают орден «За заслуги перед отечеством» второй степени.
Эльдару Рязанову вручают орден «За заслуги перед отечеством» второй степени.
«Я очень многие поступки Ельцина одобряю. Но единственное, что я не могу ему простить, это то, что он назначил такого преемника, который, во-первых, просто поднял опять, так сказать, то, что было отодвинуто историей - слой этих жадных, страшных, темных людей, которые представляли у нас самые страшные, злые силы, за которыми стоят толпы казненных, окровавленных и так далее, и так далее. Вот, чего я простить ему не могу, к сожалению».

Но вот капитализм при Путине Рязанову уже что-то не зашёл. Возможно напомнил ему его же фильм «Гараж».

На стихотворение Рязанова, которое он написал уже в 10-х годах нашего века, послужившее эпиграфом к данной статье, есть хороший ответ поэтессы Галины Журба:

Не без участия Эльдара,
Рождённого в «большом **вне»,
Преподносился нам с экрана
Порок, внедряемый в стране.

Кто гладил вора* по головке?
Кто пьянством в бане умилял?!
Так беспрепятственно и ловко
Безвкусицу в нас насаждал?!

Служа на поприще искусства,
Фальшивя, показал вдвойне,
Как человеческие чувства
Им попираемы в дерьме.

Забывшему о самом главном:
Что сам загадил дом, увы!
Хотел отмыться?! С лёгким паром!
Или ирония судьбы...

*«Берегись автомобиля» – воровство во благо, с возможностью оправдания

Коллаж автора
Коллаж автора