Лето красное жаркое окутало город, и семья Ф уехала на дачу. Там, на лоне природы, в тени деревьев, было приятнее переживать жару. На грядках зеленели лучок, чеснок, щавель… Еще не было в парнике огурчиков, но зато на небольшой грядке уже краснели первые ягоды клубники. Сегодня на даче к ароматам природы примешались запахи сочного шашлыка. Сочного и вкусного, потому что у главы семьи других шашлыков не бывало. Он среди родных считался по шашлыкам непререкаемым авторитетом. А уж сегодня, когда вся родня собралась на его юбилей, тем более! Поэтому был приготовлен не только «дежурный банальный» шашлычок, а целый набор. Разумеется, из свиной шеи, но тут были и из курицы, и из лосося, и еще какой- то авторский сюрприз! 70 - это юбилей настоящий! Как заметил сам юбиляр: «Юбилейнее не бывает!». Матушка юбиляра этого не слышала, но даже с высоты своих 96, наверное, не стала бы ворчливо возражать… Праздничный стол с французским коньяком во главе был накрыт в тени большой липы. Гости уже вручили свои подарки и, отделив желудочный сок на манящие виды и запахи еды, рассаживались… На почетное место в кресле привезли матушку юбиляра, с другого конца разместился сам юбиляр с молодой супругой. Он всегда подчеркивал молодость жены, ведь она не только прекрасно выглядела, но действительно была моложе лет на восемь или даже почти девять…
Гости расселись, навалили на тарелки салатов и закусок, налили коньячка… и пошло веселье, тосты, шутки, прибаутки, улыбки, смех…Застучали вилки… Захрустели гости фирменными маринованными огурчиками хозяйки, захрустели невероятной квашеной капустой, которую привезли к столу родственники из Костромы… А мезенская семга, горка которой манила каждого, расходилась на ура! Да что может быть лучше теплой компании родных и друзей, которые собрались за таким столом да еще по такому поводу?!
Дачу заполнил перезвон бокалов, шум разговоров, кто- то даже пытался негромко петь…
Вдруг к столу подошел внук юбиляра. Симпатичный юноша лет 12… На вопрос кого - то из гостей: «Почему он опоздал и где он был?»- паренек улыбнулся и сказал, что ходил в магазин за мороженым. Бабушка отрока спросила: «В морозилку положил?». Денис (а может , и Иван) кивнул головой. Бабушка повернулась к столу. Мама мальчика в свою очередь спросила: « А себе купил?». На что парнишка озорно улыбнулся и весело ответил: « Я там просто так съел». Не все, сидящие за столом, услышали его ответ. Кто-то сидел далеко на другом конце, кто- то был увлечен трапезой или беседой…
Мама мальчика удивленно открыла рот… Его бабушка с маминой стороны возбужденно спросила: «А это никто не заметил???». Дядя Дима, в молодости служивший во внутренних войсках, и знавший, и чтивший Уголовный кодекс, сразу назвал статью и срок… Папа Дениса покраснел. Старшая сестра парнишки захихикала, предвкушая… Юбиляр был увлечен общением с гостями, поэтому он не сразу, понял кому дядя Дима пообещал срок… Известие о событии стало быстро распространяться за столом. Только глуховатая прабабушка не поняла, что там случилось, и с улыбкой на лице была в полудреме…
Над столом повисла на мгновение мхатовская пауза. Но это было реально одно мгновение. Дядя Дима сказал, что он пошутил, что ничего Денису не будет. Другой дядя, Слава, сказал, что в таких магазинчиках видеокамер нет и бояться нечего. Кто-то пробормотал:
- Что мол ну и что тут такого? Ну, съел ребенок мороженое и? Не разорятся эти барыги из-за пломбира.
-Миллионами ворочают,- поддакнула тетя Жанна…
Мама мальчика встала, подошла и обняла ребенка. Она страшно перепугалась, когда услышала о возможном наказании. И даже слова о шутке, ее совсем не успокоили…
- Ты уверен, что продавщица не заметила?!
- Да что я первый раз что ли? Конечно, не заметила, я в углу спрятался и спиной к проходу повернулся…
- Подожди, так ты не в первый раз у них воруешь?
- Ничего я не ворую, я же ничего не унес без оплаты. Да у нас многие в классе так делают. И шоколадки едят, и конфеты, а Валька с Танькой сырки с изюмом…
Денис вдруг понял, что восхищаться его находчивостью не собираются и даже могут обвинить в чем-то нехорошем… Поэтому говорил запальчиво и громко. Настаивал на своем!
Мать испуганно замолчала, а потом заплакала… Заплакала тихо от отчаяния, от предчувствия какой -то беды, от бессилия…
Отец шалуна, сын юбиляра, бизнесмен средней руки, показал сыну кулак и увел жену в дом.
Растерянный Денис стоял с опущенной головой… Бабушка заслонила собой любимого вихрастого внука от рассерженного отца своим большим телом, чмокнула в щеку, покрытую веснушками. Дала понять, что он под надежной защитой и ничего ему ТАКОГО не грозит. Сыну она мягко сказала, чтобы не портил отцу праздник. Что потом все Денису объяснит… Мужчина сел за стол, но семга больше в рот не просилась и коньяк тоже. Было очень неприятно перед родней, ведь совсем недавно он за столом объявил, что Денис подает надежды как программист, что уже хорошо знает английский, что год закончил почти на одни пятерки и в планах заняться китайским. И вот на тебе… И Люся плачет в доме, а Люсе плакать нельзя… она в положении третьим.
Тема юбилея сменилась на совсем другую тему. Кто-то из взрослых с юмором вспоминал свои детские шалости. Стекла, разбитые футбольным мячом, прогулянные уроки и даже украденные с соседских дач ягоды… Но главный разговор крутился все- таки вокруг – узнают или не узнают, а если… то что будет?! Дядя Дима всех пытался успокоить, что Дениска еще слишком маленький для уголовной ответственности, на что юбиляр невозмутимо сказал, что стыда ведь не оберешься… «Эту дачу еще мама получила от своего министерства, нас тут каждый знает,»- грустно сказал он. Это осознали все. И хотя большинства гостей это совсем не касалось: разъедутся они во все концы страны, а кто и дальше… И даже знать не будут, как закончилась эта история. История, которая по сути своей не стоила и выеденного яйца… «Съел парень мороженое и??? Нашли о чем говорить за праздничным столом. Да таким коллективом не встретимся еще лет пять, а может, уже и никогда… Проживет ли матушка юбиляра еще пять лет?! Да и все мы под Богом ходим»,- подумал почти каждый…
Но хозяйка заметила, что салаты и закуски стали скучать без внимания и решила подать горячее! Надо же как то сойти с этой неприятной неуместной темы. И она, вместе со сватьей начала предлагать шашлыки. Народ оживился, ароматные, разные…. Кто брал шампур, кто просто кусочки, пропахшие дымом… а вот и сюрприз. Круглые шарики фольги, горячие… А внутри оказались картофелины в кожуре. Да не просто запеченные в углях, а предварительно разрезанные пополам и с прослойкой нежного сала. От того невероятно нажористые м аппетитные. А все это со свежими и маринованными овощами, да еще с овощами гриль и зеленью… Тем более, что хозяева знают вкусы своих гостей. Знают кому что предложить к мясу… К столу вернулась и Люся, которая успокоилась и умылась.
И вроде бы все забыли про инцидент, юбиляр вздохнул с облегчением, кто то предложил очередной тост… Все до дна выпили и стали закусывать. Шашлыки были бесподобны… Матушка очнулась от дремы, увидела на своей тарелке кусочек запеченного лосося. Маленький, сочный, ароматный и отправил а его в рот… Тут она заметила Дениса, который так и стоял немного в стороне. Не решаясь сесть к столу. Правнука она очень любила, поэтому она поманила его к себе. Денис подошел к бабушке и поцеловал ее в ухо. Бабушка заулыбалась…
Повернула голову и спросила: « А ты почему не ешь?».
Денис испуганно замолчал, и тут одна из дам, перебравшая на жаре коньяка, сказала нарочито громко, чтобы слышала глуховатая бабушка: «Да он мороженое украл!».
И над столом снова густо повисла тягостная тишина… Кто то поперхнулся и выскочил из за стола. Дима махнул рукой и пошел в сторонку перекурить…
Хозяйка с ненавистью посмотрела на даму… Будь она Зевсом, она бы уже испепелила ее молнией!
Денис вспыхнул, отошел к липе и отвернулся от всех.
Матушка изумленно молчала, она никак не могла переварить неожиданную фразу, которую только что услышала.
Оставшиеся за столом возобновили тему…
Старшая сестра Дениса, Елизавета Максимовна, стройная барышня 15 лет от роду, прикрыла свою довольную улыбку ладонью. Она ревновала брата, ей не нравилось, что родители постоянно заставляют его опекать. И она была довольна, что он попал в неприятную ситуацию…
Юбиляр предложил послать Дениса в магазин, чтобы он заплатил за мороженое… Но хозяйка стола сразу сказала: «А ты точно хочешь, чтобы к вечеру о том, что твой внук вор, знали все?». Юбиляр угрюмо крутил в руках шампур с последним куском шашлыка…
Максим сказал: «Убью мерзавца»,- так, что ему почти все поверили. Особенно Денис, который с ревом побежал в дом. Туда же побежали обе бабушки и Люся… Из домика послышался не только рев и плач, но и громкие крики бабушек, которые обещали спасти кровиночку… Стол начал пустеть; кто - то пошел в туалет, кто - то посмотреть на розарий хозяев, несколько человек, у которых в дачном поселке были знакомые, пошли на минуточку к ним.
За столом остались онемевшая матушка, юбиляр с сыном и еще несколько взрослых мужиков. Поэтому стесняться перестали и обсуждали уже все без «финтифлюшек», прямо!
Снова перебрали все варианты:
- забить на хрен, все равно никто не видел;
- надрать уши (ж...пу) и объяснить;
- отправить заплатить и извиниться:
- заставить рассказать, кто еще там бесплатно ел, собрать всю ватагу и пристыдить всех разом;
Говорили горячо, много, но так ни к чему и не пришли…
Из дома вернулась депутация защитников. Шли они сомкнутым строем, сзади брел Денис. Дениса посадили рядом с прабабушкой, которой громко на ухо крикнули, что Татьяна подшофе пошутила. Матушка улыбнулась и попросила добавки семги. По молодости она несколько раз гостила у родни на Мезени, откуда на всю жизнь привезла любовь к семге и морошке. А еще несколько старинных русских песен и расшитый древней славянской вышивкой сарафан. Сарафан был обещан городскому музею, и музей терпеливо его ждал…
Но коньяк был недопит, яства недоедены, и народ постепенно снова собрался у столу. Дело шло к вечеру. Жара спала, но к остаткам духоты стали добавляться комары. С пруда донеслось кваканье лягушек, закаркали вороны… природа напомнила о себе.
Татьяна испытывала неловкость и решили искупить свою вину. Она взяла с собой гармонь, на которой не только играла, но под которую еще и пела. А пела она задушевно… и вместе с ней половина народа подхватила…
Последней спели любимую - «Ленинградские вечера». Вообще-то это были вечера подмосковные, но дача была под Петербургом… поэтому на ней всегда пели про ленинградские…
И тут юбиляр задумчиво доел последний кусок шашлыка… Мысль о том, что что -то все равно надо делать, не отпускала его.
Он позвал к себе внучку. «Юленька, ты же не откажешь мне в такой день в просьбе, – начал он, – сходи с Денисом в магазин, извинитесь и отдай 500 рублей Валентине (так звали продавщицу), скажи ей , что сдачи не надо…»
Лицо Юлечки вытянулось: стало понятно, что просьба эта ее озадачила. Но потом Юля сообразила, что извиняться - то не ей… и повела Дениса в магазин…
Не успели они выйти за калитку, как увидели вдалеке участкового, который за руку вел друга Дениса…
28.05.24