122,1K подписчиков

Ярослав Фёдоров: 25 лет застоя в индустрии звукозаписи объясняется просто

9,4K прочитали
 Полгода назад мы бурно обсуждали парадокс  развития индустрии звукозаписи.

Полгода назад мы бурно обсуждали парадокс развития индустрии звукозаписи. Вкратце напомню: с начала 70х годов, ведущие производители бытовой радиоаппаратуры наперебой предлагали все новые и новые технологии повышения качества звукозаписи. Появление цифровой техники в области аудиозаписи было настоящей революцией. Казалось еще чуть-чуть и карманную аппаратуру Hi-End каждый сможет купить на сдачу от покупки мороженного... Увы, этого не произошло.

Очень интересное объяснение этому застою высказал Ярослав Фёдоров:

Итак. Придётся начать чуть ранее. У высших приматов, живущих на деревьях, была необходимость иметь цветное стереоскопическое зрение чтобы определять расстояние и положение ветки, за которую надо схватиться, а так же отличать спелый фрукт от неспелого. Так же по ряду причин требовалось хорошее осязание... Но вот обоняние и слух высшим приматам были нужны постольку поскольку, поэтому они отчасти редуцировались. Мы - потомки высших приматов, живущих на деревьях. У нас шикарное (одно из лучших в животном мире) цветное стереоскопическое зрение, но довольно посредственный слух.

Рынок диктует предложение. Все люди до одного являются видеофилами, но вот только один из миллиона является аудиофилом. Да и то не всегда им является на самом деле, а лишь себя таким считает. В итоге человечество тратит кучу ресурсов на устройства визуализации, но ничего не тратит на устройства качественного воспроизведения звука. Почему? да просто проблема воспроизведения звука давно решена на 99,9999999%. Всех людей прекрасно устраивает то, что уже давно придумано. Это либо широкополосник в телевизоре или радио, либо что-то напольное побольше, чтобы играло громко.

Профессиональные системы звуковоспроизведения - эстрадная акустика (системы звука в кинотеатрах) более чем устраивают всех.

 Полгода назад мы бурно обсуждали парадокс  развития индустрии звукозаписи.-2

Собственно мы можем наблюдать прогресс телевизоров, а ведь это на пять порядков более сложное устройство. А вот прогресса в звуке по сути нет.

Если кто-то думает, что аудиофилов много, то он сильно заблуждается. Просто ему так кажется ибо он варится в этом медиапространстве и ему кажется, что все вокруг любят слушать музыку на чем-то ХайЭндовом. Да нет... Все слушают музыку в наушниках аля айподс (или как их там) и на колонках ЖБЛ переносных. Ну и в машинах более чем всех звук устраивает.

В итоге что? В итоге денег на НИОКР в этом направлении давно уже нет. Всё, что можно было изобрести на те деньги, которые можно получить от аудиофилов, всё изобрели к концу 70-х! Да да... Именно так. Цифровой звук и усилители Д класса - побочный эффект от общего развития науки и техники за этот период. С развитием цифровых технологий нельзя было не внедрить и цифровой звук, а усилители получили иную элементную базу, которую изобрели вовсе не для звука, а просто изобрели для всего остального. Всё...

Весь прогресс в аудио был нацелен на очень широкий круг меломанов, но никак не аудиофилов. Меломанам достаточно того звука, который уже есть давно, им гораздо важнее удобство. Что мы и видим.... Сейчас аудиофил может в секунду получить доступ к любой музыки, которая только была когда-либо написана. А послушать он может на чем угодно... На простом широкополоснике своего телевизора или компьютерных колонок или в копеечных наушниках-более чем годно, чтобы кайфовать от музыки. А вот чтобы кайфовать от звука, нужны системы воспроизведения звука-достоверные. А тут всё плохо.

 Полгода назад мы бурно обсуждали парадокс  развития индустрии звукозаписи.-3

При этом прогресс застрял именно в самом важном (пожалуй единственным важном элементе) - в том, что называют "акустической системой". Другими словами в динамиках и в "колонках". После того, как сложилась концепция стандартной Хай энд системы, всё остановилось. Стандартная ХайЭнд акустическая система - три или четыре полосы в ящике с дыркой (фазоинвертор) и пассивными фильтрами. Всё... С остальными элементами вопросы решили уже давным-давно. Собственно это мы можем наблюдать - ренессанс винила хороший тому показатель. Дело в том, что любой источник - даже 70-ти летней давности, вполне годно выдаёт электрическую волну. Если бы это было не так, никому бы в голову не пришло слушать сейчас винил, так же как не приходит на полном серьёзе смотреть телевизор КВН. А вот винил это вполне годный источник звукового электрического сигнала даже по нынешним временам.

Почему так? А всё просто. Сделать следующий шаг-нужны серьёзные НИОКР уже именно в области звука. А на это у промышленности нет денег вообще. Поэтому производители ХайЭнд давно перешли в режим "маркетинг всё, инженерия ничто". Просто это единственный способ зарабатывать на этом деньги. Гораздо более эффективно (коммерчески) просто каждые пару лет делать одни и те же колонки в разном дизайне, чуть меняя сведение полос (чтобы звук был чуть другой) и всё... За пару миллионов долларов можно написать в журнале хвалебный обзор. А вот для того, чтобы сделать, например, громкоговоритель не имеющий собственных колебаний (родовая травма электродинамического громкоговорителя) нужны десятки миллионов долларов, а будет ли это потом приносить доход - большой вопрос. Выбор стратегии очевиден... Делаем деревянный красивый ящик, суём туда динамики, сводим катушками и конденсаторами и всё... Дальше платим деньги обзорщикам и всё...Больше делать ничего не надо. Ценник на это будет любой, просто денег на обзор придётся потратить побольше.

Если бы на планете земля разумный вид был бы создан не высшими приматами, а рукокрылыми, то мир аудио был бы совсем другой. Летучие мыши почти ничего не видят, зато они слышат ультразвук и умеют на лету (на основе анализа отраженных волн) ловить комаров в полной темноте. В их мире всё бы было наоборот. Они бы не стали изобретать большие цветные телевизоры, так как у них плохое зрение, такой телевизор никому бы был не нужен. Но зато они бы изобрели фантастические акустические системы, так как на это работало бы вся промышленность мира.

И в их мире эта статья бы звучала так: "почему нет прогресса в телевидении, ведь аудиосистемы развиваются семимильными шагами, почему мы до сих пор смотрим 10-ти дюймовые монохромные мониторы с разрешением 50 строк?"

Самое прикольное, что прогресс давно мог бы состояться, если бы это реально было бы кому-то нужно. Давно изобретено куча всего, что могло бы на порядок повысить качество звука. Но парадокс в том, что никто этого внедрять не собирается. Все эти вещи - удел самодельщиков. Ситуация примерно такая. Весь мир ездит на машинах, оснащенных карбюраторными атмосферными нижневальными двигателями, при том, что давно изобретён и распределённый впрыск и ванос и турбонаддув. Только промышленно это никто не использует.

Допустим возьмём такую штуку как ЭМОС (электромеханическая обратная связь). Что это такое - очень долго объяснять. Ребята с вегалаб делают у себя его сами, без особых проблема. Вопрос: где промышленная реализация ЭМОС? Единственный случай промышленной реализации ЭМОСа - советские колонки S70, других никто не слышал (если кто знает, напишите).

Возьмите, например, колонки за 80 миллионов (такие есть). Что там особенного? Ээээээ.... ничего. Просто колонки и всё. Где ЭМОС, где активная фильтрация на .... да там долго можно перечислять то, что можно было бы внедрить за такие бабки. Но из крутого там только электромагнит в динамиках, что конечно хорошо, но совсем не основная проблема.

Итак. Ответ на вопрос простой. Прогресса нет ибо на него нет денег, а денег нет ибо люди - глухой вид. Вот и всё.

 Полгода назад мы бурно обсуждали парадокс  развития индустрии звукозаписи.-4