14,2K подписчиков

«Отряды бездомных» в США: каким образом маргиналы боролись с преступностью

С самого начала своей деятельности правоохранители практиковали работу на улице, или «в поле». Это делалось с целью вести наблюдение, выявлять преступный элемент и смешиваться с обычными людьми в городских переулках. Особенно важно было делать это максимально естественно. И это – делали.

Одним из интересных случаев были «Отряды бомжей» (или «Отряды бездомных», если кому-то так удобней), который появился в Соединенных Штатах в период сложных времен, когда страну охватила волна наркотиков. Это были конец 70-х и начало 80-х годов. Специалисты ЦРУ и ФБР начали вербовать бездомных и сами пытались внедряться на улицы городов для выявления нарушений. Раскрытие преступлений значительно возросло. Но появились и негативные моменты. Несколько десятков бездомных были убиты наркодилерами просто потому, что им показалось, что бомжи – агенты.

Отряды бездомных в США

О таком отряде рассказал BBC непосредственный участник событий, полицейский-пенсионер Кайл Бруневич: «Конечно, я хорошо помню эти времена. Это был 81-ый год. Я находился «в поле» примерно год. Представьте, год я не жил дома, нормально не мылся, не кушал в ресторанах, не пил кофе в кафе, не ел своей любимой паэльи. Но согласился на эту работу. Был молод, было интересно, было желание задавить эту гадину, принести пользу стране. Мой дед воевал с немцами, он принёс пользу. Вот, и я тоже хотел как-то оставить след в истории страны. Ну... и с женой развёлся, хотел как-то переключиться на работу.

Меня приняли сразу в одну из таких компаний бездомных. Рассказал, что приезжий. Ночевали у пляжа, там из коробок был небольшой переулок. Местные подкармливали объедками из ресторана, а сами мы просто шатались по Саут Бич или в районе Луммус Парка. В целом, по побережью. Пока я просто присматривался, никуда не лез, ничем не интересовался. Чтобы не вызвать подозрений. Даже научился играть на банджо, валялся в теньке, бренчал по струнам.

Примерно через месяца четыре я познакомился с одним парнем. Он был местным, но бомжевал со всеми. Однако я заметил, что он был часто помыт, сыт и так далее. То есть, его что-то выдавало. Как-то он предложил подзаработать. Суть – отнести в Истсайд посылку. Я получил свёрток, и понёс. Предупредили, чтобы я его не открывал. Я отнёс. Через пару дней – опять. Потом – опять. Я носил, без проблем по разным адресам города. Но прекрасно понимал, что это такое.

Затем меня тот парень познакомил с другим, ямайцем по виду. Тот похлопал по плечу: типа, поздравляю, проверку прошёл. И дал мне сотню баксов мелочью. Как оказалось, там в свёртках ничего не было. Они только внутри были приклеены ниткой, чтобы видно было, вскрывал я посылки или нет. А я их не вскрывал. Кстати, со своими коллегами я на связь вообще не выходил. Было запланировано так – только при 100-процентном криминале или раскрытии. Или меня спасти, или уже кого-то арестовать.

Спустя месяцев десять, я там был уже практически своим в доску. Доставлял товар, лупил дубинами конкурентов. Присутствовал при двух устранениях конкурентов. В какой-то момент я понял, кто стоит за этой веткой поставок наркоты. Выяснил места скопления товара, кто и когда его забирает. А главное – когда происходят поставки. Именно в эти дни при проверке товара присутствовали все люди верхушки. Подробности рассказывать не буду, но сведения я передал коллегам. И в одну прекрасную ночь всех повязали. И меня тоже, кстати. Реально побили, отправили в тюрьму дожидаться суда. Там я был со своими криминальными корешами. Никто подозрений не проявил. Дальше – суд. И я получил 8 лет. Кто-то получил 8-9 лет, кто-то – 20 лет, а главарей вывели в отдельное производство – для смертной казни.

Я отправился в лагерь для заключенных Дейд, где пробыл примерно две недели. А затем меня якобы перевели для отдельного делопроизводства в другой штат, где я якобы ранее совершал преступления. Таким образом, меня забирали с тюрьмы мои же коллеги, а за решёткой оставались тоже «коллеги», которые так ничего и не заподозрили. После этого мне полагался год оплаченного отпуска, а далее – перевод в другой штат. Я уехал, и больше ни с кем из той компании не пересекался». Такая вот история от бывшего внедрённого копа-бомжа.

В 2003 году в одном из штатов повторили подобный эксперимент, что привело к увеличению количества раскрытых преступлений. Однако, общество возмутилось таким методом и его пришлось прекратить. Либеральные ценности оказались в опасности. Такой опыт доказал свою эффективность. Но методы теперь в США неприемлемы. «Когда я об этом услышал, аж мурашки по коже пробежали. Ну, наконец они поняли, что можно пересадить бандитов. А потом – незаконно, нельзя и запретили. Что за бред??? Садить и выявлять преступников нужно любыми методами. Я в этом убеждён», – прокомментировал Кайл.

С самого начала своей деятельности правоохранители практиковали работу на улице, или «в поле».

В российской истории не было официально зарегистрированных «Отрядов», за исключением нескольких случаев. Один из них – миф о «Белой стреле», организации в 90-е годы. Там якобы бывшие сотрудники силовых органов мочили без суда и следствия криминальных авторитетов по всей России. В частности, есть история про (якобы) действие этого отряда в Смоленской области (расскажем позже).

Другой – реальный случай спецслужб в послевоенной Одессе, где сотрудники по приказу Жукова уничтожали преступников без суда и следствия, что привело к резкому снижению уровня преступности. Но то уже – иная история.