8,3K подписчиков

КРИЗИСЫ. ВРЕМЕНА ОТМОРОЖЕННЫХ-1. Конец света. Проказник Овидий. Суровые времена. Верблюд для Моисея. Климат и цивилизация.

Западно-европейская живопись."Конец света: аллегория Апокалипсиса". Художник  Йозеф Хайнц Младший (Joseph Heintz The Younger). (Холст, масло, ок. 1630). Художественно-исторический музей Австрия, Вена. Источник - ru.pinterest.com
Западно-европейская живопись."Конец света: аллегория Апокалипсиса". Художник Йозеф Хайнц Младший (Joseph Heintz The Younger). (Холст, масло, ок. 1630). Художественно-исторический музей Австрия, Вена. Источник - ru.pinterest.com

Уважаемые читатели! Мой канал НЕ МОНЕТИЗИРОВАН, поэтому ваша материальная помощь - ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ поддержать труд автора. Я вынужден разместить номер карты, на которую каждый желающий поддержать канал и труд автора подписчик или читатель может переводить любую сумму, за которую я буду сердечно благодарен.

Сбербанк номер карты: 2202200798448732

С уважением, извинениями за просьбу и наилучшими пожеланиями, мои дорогие читатели!

ЭПИГРАФ

"В Ницце я живу взаперти: ни одного вечера из дома не выходил. Скучновато, но климат хороший. Днем солнце жарит, а ночи тёплые...И везде виллы, в коих сукины дети живут. Это беспредельное блаженство сукиных детей ужасно много портят крови. И все эти хлыщи здесь у себя дома! Непременно в Россию приеду, лучше в Витенево. Ежели умирать от зависти, так там."
(М.Е. Салтыков-Щедрин, из письма Некрасову, октябрь 1875, Ницца.)

Термин КЛИМАТИЧЕСКИЙ КРИЗИС введён в научный оборот группой товарищей, которые считают, что "мир переживает серьезнейшую угрозу, с которой сталкивается планета из-за продолжающихся выбросов парниковых газов. Помочь в этом глобальном бедствии может лишь твёрдая политическая воля, которой долгое время не хватало в защите климата". Вместе с тем, эти озабоченные товарищи хоть и нехотя, но признают, что термин климатический кризис больше отражает некую
эмоциональную реакцию, "передавая чувство неуверенности, страха и предостережения о конце света". Они же озабочены и чересчур паникерским преувеличением опасности.

Конец света и сопутствующие ему катаклизмы вообще тема обожаемая и охотно обсуждаемая чуть ли не со времен первобытных людей. Конец света ждали в Древнем Египте, Абиссинии, Греции, Риме и далее везде и повсюду. С появлением христианства под это событие апостол Павел подвел сугубо научную основу:"О временах же и сроках конца света нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью". (1 Фес. 5: 1-2) Это легко трактуется на простонародное - живите пока живётся, не тужите, но непременно готовьтесь к концу, когда бы он ни пришел. Ясно, понятно, легко запомнить. Последние десятилетия многочисленные симпозиумы и прочие конвульсиумы упорно предрекают погибель миллиардов и всей цивилизации, прогнозируя повышение глобальной температуры на 1-3 градуса и более. И вот тогда уж точно:"...вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются". (Мф.24:29). Но такое колебание сил небесных предрекают уже несколько тысяч лет, а человечество всё никак не погибнет, приноравливаясь к многочисленным климатическим изменениям. Как климат влиял на цивилизационные процессы, постараемся немного разобраться.

Пророческая европейская живопись. "Конец света", Художник Хосе Гутьеррес Солана 
(Масло, холст.1932). Источник - soundcloud.com
Пророческая европейская живопись. "Конец света", Художник Хосе Гутьеррес Солана (Масло, холст.1932). Источник - soundcloud.com

Публий Овидий Назон родился в 43 году до н. э. в богатой всаднической семье и получил хорошее платное образование в столице Римской империи. Подобно Александру Сергеевичу Пушкину, он был большой озорник. Писал разные стихи, пародии, оскорблял почтеннейших сограждан, обременённых властью, и ухлёстывал за римскими девчатами и жёнами многомудрых мужей военно-политических. Все свои подвиги он отражал публично в "прославленном стихе", чем наносил моральный ущерб целомудренным представителям римской общественности. Общественность его порицала и неоднократно проводила товарищеские суды, где пииту предписывалось поэтическую ниву покинуть и, сообразно полученному образованию, поступить на чиновничью службу. Овидий внушениям не внял и стал писать совсем уж порнографические вирши, попутно меняя своих жён, как перчатки. В конце концов, целомудренный император Октавиан Август за веселые фривольности и жизнелюбие Овидия очень невзлюбил. Тем более, что спецслужбы якобы выявили связь поэта с внучкой императора.

Вся эта бурная деятельность господина Назона привела к тому, что "гения младого" отправили в ссылку. Для ссылки избрали самые суровые климатические края - Крым, Тамань, субтропический Кавказ, золотые пески Болгарии и район современных румынских курортов Мамая и Констанца. Его под стражей покатали по указанным местам и поэт долго впечатлялся суровостью указанных мест, где ныне строят свои замки и дворцы современные элиты многонациональной Российской Федерации, уверенно ведущие народ в светлую Россию будущего.

Публий Овидий Назон. Источник -ru.pinterest.com
Публий Овидий Назон. Источник -ru.pinterest.com

Покатавшись всласть по этим краям, поэт осел, в конце концов, в Констанце и начал слать в Рим императору льстивые письма, в коих слёзно умолял простить его и вызволить отсюда в тёплые края. Император просьбам не внял, но с удовольствием читал новые сочинения гения римской словесности с апокалиптическим описанием будущих курортных мест:

"Везде лежит снег, и чтобы солнце и дожди не растопили его, Борей укрепляет его и делает вечным.
Таким образом, не успевает еще растаять прежний, как выпадает другой,
и во многих местах он обыкновенно остается два года подряд...
Меня окружают дикое племя савроматов, бессы и геты, о, сколь недостойные моего дарования имена!
Волосы при движении часто звенят от висящих на них льдинок, и белая борода блестит, покрытая инеем.
Вынутое из сосуда вино стоит, сохраняя его форму, и пить его дают не глотками, а кусочками...
И там, где проходили корабли, теперь ходят ногами, и кони топчут копытами волны моря, твердые от мороза.
Я видел, как огромное море застыло подо льдом и гладкий покров сковывал неподвижные воды.
И я не только это видел: я ступал на твердую водную гладь и, не замочив ног, стоял над волнами.
И приезжает враг-варвар на быстром коне. Враг, сила которого в коне и далеко летящей стреле, разоряет на широком пространстве соседнюю землю.
Одни из жителей разбегаются, и поскольку никто не охраняет поля, враги растаскивают необерегаемое имущество - жалкое деревенское добро: скот, скрипучие телеги и прочие богатства бедного поселянина.
Других угоняют в плен, связав им руки за спиной; напрасно оглядываются они на свое село и дом. Третьи, несчастные, падают на землю, пронзенные крючковатыми стрелами, ведь летучее железо пропитано ядом...
Здесь сладкая виноградная гроздь не прячется в тени листьев и клокочущее молодое вино не наполняет глубоких чанов. Страна лишена плодов. Здесь видишь только голые поля без зелени и без деревьев...
О места, в которые не следует приезжать счастливому человеку!
И вот, хотя так широко раскинулся огромный мир, как раз эта земля избрана для моего изгнания!"

И так далее.

Картина из цикла "Путь империи. Запустение (The Course of Empire)". Художник Томас Коул. (Холст, масло, 1833).  Нью-Йоркская галерея изящных искусств. Источник - desharel.blogspot.com
Картина из цикла "Путь империи. Запустение (The Course of Empire)". Художник Томас Коул. (Холст, масло, 1833). Нью-Йоркская галерея изящных искусств. Источник - desharel.blogspot.com

Эта обширная цитата, при внимательном прочтении открывает глаза читателю на то, что льда прежде Овидий не видел, что виноградники здесь не растут, снега лежат по два года не тая, а море стоит в замёрзшем виде.

Подтверждая слова пиита, история сохранила ещё один интересный документ. Легендарный Эратосфен Киренский в своем труде "География" повествует, что жители современной Керчи (тогда она называлась Пантикапей) прислали в столицу империи лопнувший от мороза медный сосуд с гравировкой: "Если кто не верит, что у нас делается с погодами, пусть убедится, взглянув на эту гидрию, которую не как прекрасное подношение богу, но как доказательство суровости зимы представил жрец Стротий". Стротий таким образом выбивал бюджетные деньги на дополнительную зимнюю форму одежды для священнослужителей и конвойных войск, охранявших ссыльнопоселенцев и рабов, трудившихся на керченском дорожном строительстве.

На протяжении истории человечества климат неоднократно менялся, порой катастрофическим образом. Современные историки и популяризаторы часто пренебрегают знанием климатологии, отчего приключаются многочисленные странности в документальных фильмах "про историю" или в иных художественных воплощениях.

(От автора - Наиболее часто встречается трагическая сцена исхода евреев из Египта (Исход - The Exodus). Поводом для Исхода стала обеспокоенность фараона возросшим количеством и, соответственно, потенциальной силой израильтян в Египте. Изверг порабощает их и приказывает убивать при рождении всех еврейских детей мужского пола. Однако одного ребенка удаётся уберечь, поместив в корзину, кою отправили в свободное плавание по Нилу. Этим младенцем был легендарный пророк Моисей, который позже по согласованию с новым фараоном, взялся увести свой народ богоизбранный от греха подальше. Так вот, на многочисленных картинах, гравюрах и документальных фильмах большинство исходящих идут по пустыне пешим ходом, но многие товарищи преодолевают путь в землю обетованную в Ханаане на верблюдах. Популяризаторы не учитывают, что не было у них никаких верблюдов. Верблюд в Африке был одомашнен гораздо позже, только в эпоху Юлия Цезаря. Да и пустыни в современной трактовке там никакой не было - 3500 лет назад там цвела саванна.)
Гравюра XIX века "Исход израильтян из Египта". Художник Дэвд Робертс (David Roberts.) Источник - Pinterest
Гравюра XIX века "Исход израильтян из Египта". Художник Дэвд Робертс (David Roberts.) Источник - Pinterest

Одна из самых интересных задач - проследить воздействие климата на историю цивилизации. Попыток было сделано множество и почти всегда напрашивался вывод, особенно в последние 20 лет, когда стало возможным наложить график климатических колебаний на человеческую историю, что существует климатическая закономерность. Она заключается в следующем: времена похолоданий всегда связаны с величайшими научными и культурными прорывами, временем создания великих империй. А эпоха потеплений, напротив, характеризуется распадом империй и научно-культурным застоем. Это правило срабатывает практически без
исключений. Отмечу интересный факт - именно в начале эпохи глобального потепления произошёл распад советской империи.
(Продолжение следует).

Поддержать канал и труд автора каждый подписчик или читатель может, если переведёт любую сумму по номеру карты Сбербанка

2202200798448732

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! ВАШИ ЛАЙКИ И КОММЕНТАРИИ ПОМОГАЮТ ПРОДВИЖЕНИЮ СТАТЬИ.

Ещё, ещё и ещё раз большущее СПАСИБО ЛЕОНИДУ МИХАЙЛОВИЧУ за оказанную помощь, человеческую душевность и поддержку в эти трудные времена!

Отдельное спасибо ВИТАЛИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ!

КРИЗИСЫ. О деньгах и не только. Золото из тьмы и пара. Переломный век. Отечество в опасности! Бунт. Часть 2

ИСТОРИЯ. СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, ЛЮДИ. Золотые космические яйца для победителей-3. Сформируем и разовьём! Операция "Скрепка." Демонтаж.

ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ-6 "ДОВОЖУ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ..." Донос как часть "недель милосердия." Домохозяйки бдят. Пролетарская Даздрасперма.

ИНТЕРВЕНЦИЯ. ПЕРЕЖИВАЯ БЛАГА РЕВОЛЮЦИИ-3. Империя посыпалась. Судьбоносная встреча. Несменяемость. 22 вымпела в Крыму.