Найти тему
Сергей Мазурин

Велопрокат в Москве. Мои впечатления от сервиса «Велобайк»

Нормальный с виду велик, но везти никого не хочет...
Нормальный с виду велик, но везти никого не хочет...

Если вы живёте в Москве, то наверняка замечали на улицах прокатные велосипеды. Трудно не заметить яркоокрашенный велик с надписью «Велобайк» или же наоборот серенький, невзрачный, но с бросающимся в глаза нелепым кожухом на заднем колесе с рекламой ВТБ.

- гласит лозунг на сайте данного сервиса (скриншот с сайта: velobike.ru)
- гласит лозунг на сайте данного сервиса (скриншот с сайта: velobike.ru)

Несколько дней назад я воспользовался услугами данного сервиса, после чего сразу же купил своего собственного двухколёсного друга и зарёкся раз и навсегда пользоваться сервисом «Велобайк».

Как я стал велосипедистом

До поры до времени меня вообще не интересовала велосипедная тема, так как велик остался позади, в далёком детстве и я даже не думал, что он снова в неё ворвётся. Но всего пару лет назад у меня в голове вдруг что-то перемкнуло, и я начал приобщаться к велоспорту, тем более что у нас уже был велик, который стоял без дела. И хотя горный велосипед не совсем подходит для езды по городу и уж тем более для дальних расстояний, но пока он меня устраивает, тренироваться можно.

Мой рекорд - 140 км. Скромное достижение пока, но все еще впереди...
Мой рекорд - 140 км. Скромное достижение пока, но все еще впереди...

И вот, глядя на меня жена тоже решила прокатиться со мной по Москве. Итак, один велик уже есть, но нужен второй. Решили воспользоваться раскрученным сервисом, который появился в Москве аж в 2013 году.

Казалось бы, за столько лет уже можно было отладить всё до четкости Кремлёвских курантов. Но не все так классно…

Моё знакомство с «Велобайк»

Вначале я даже не знал, как называется этот сервис и поэтому не сразу нашел его в Интернете. Мне не верилось, что столь масштабный проект имеет столь дурацкое и невнятное название. По-английски «байк», т.е. bike – означает велосипед. Получается ВелоВелосипед. Масло масляное… Сначала я выяснил, что в GooglePlay больше нет «того самого» приложения, а вместо этого теперь нужно заходить на специальный сайт. На всякий случай, вот адрес: velobike.ru. Регистрация через смартфон всё время приводила к ошибке и только через десктоп удалось зарегистрироваться. На выяснение и изучение всего этого ушла куча времени. Ну да ладно, может это я такой несообразительный…

Сервис «Велобайк» предоставляет три вида великов:

  • Механический
  • Станционный электрический
  • Электровелосипед 2.0

Поскольку электрические СИМ (средства индивидуальной мобильности) я считаю вселенским злом, я их даже не рассматриваю. Этому вопросу я даже посвятил отдельную статью. Почитайте для общего развития, если интересно (ссылку оставлю в самом конце). В общем, я воспринимаю только обычный механический велосипед!

Поехали!

Стартуем из района Ясенево. Ближайшая к нам станция велопроката находится возле метро Коньково (от нас около 4 км). Согласно приложению «Велобайк», на тот момент там был доступен только один велосипед. Но кто его знает, какой он этот один... В общем, не стали рисковать и поехали на следующую, на выбранном нами маршруте, станцию №334 (возле метро Беляево). Я ехал на велике, жена - на общественном транспорте. Согласно приложению, там на привязи должны были стоять аж 12 железных коней!

Станция №334 (возле метро Беляево). Все велики не рабочие, хотя колеса у всех накачаны как надо.
Станция №334 (возле метро Беляево). Все велики не рабочие, хотя колеса у всех накачаны как надо.

Приезжаем и видим: стоят пять великов и при этом ни один не хочет «покидать конюшню», все выдают ошибку. Звоним в службу поддержки, называем номер станции, описываем проблему – девушка отвечает: «по моей информации на данной станции есть три рабочих велосипеда» и называет их номера. Снова проверяем именно эти велики, убеждаемся, что не мы тупим, а это действительно сбой в системе и отправляемся на следующую - по ходу нашего маршрута - станцию. На улице Бутлерова есть станция №336. Там много великов и всё работает. Наконец-то, после часа мучений мы добыли работающий велик!

Станция №336. Много великов и все рабочие. Наконец-то мы раздобыли велик!
Станция №336. Много великов и все рабочие. Наконец-то мы раздобыли велик!
Первая часть нашей поездки до Поклонной горы
Первая часть нашей поездки до Поклонной горы

Что представляет собой прокатный велик...

Меня все интересовал вопрос: велосипед – это довольно капризная штука, которая требует бережного обращения и регулярного обслуживания, а народ у нас бывает очень разный... Например, одно из самых слабых мест современного велосипеда – это система переключения скоростей.

Добрались до "Поклонки". Жена ехала исключительно на этом велосипеде.
Добрались до "Поклонки". Жена ехала исключительно на этом велосипеде.

Самый распространенный вид – это внешнее переключение, при котором происходит перекидывание цепи между звёздами. Эта система никак не потерпит небрежного обращения. В велопрокате пошли по антивандальному пути - заднее колесо оснащено планетарной втулкой. Получается, одна звезда на колесе и одна на каретке - перекидывать цепь не надо. Правда у такого варианта всего три скорости. Что касается рамы, то она тоже вандалоустойчивая: тяжёлая, кондовая, стальная рама – тут не до дизайна и красоты. Поскольку мне дважды пришлось стаскивать велик по лестнице и один раз завозить на пешеходный переход, могу сказать, что весит он не менее 20 кг – это точно.

Чем руководствовались конструкторы, делая столь неудобный руль?
Чем руководствовались конструкторы, делая столь неудобный руль?

Руль – какой-то странный, чересчур загнутый и потому очень неудобный, как будто специально сделано, чтобы люди не шибко разгонялись. И опять же он на столько кондовый, что не сломается даже от падения с пятого этажа. На руле - безобразная хрень, не знаю, как её еще назвать. По размерам она как пульт управления временем из фильма «Назад в будущее», но на ней - всего лишь маленький ж/к экранчик и двенадцать кнопочек для аутентификации пользователя. Я все понимаю: где-то нужно было разместить модуль ГЛОНАСС, аккумулятор и прочую электронику, но неужели нельзя было сделать все это как-то компактно и не так топорно?

Стоимость

Для механического велосипеда действуют три тарифа:

  • Поминутный 32 р (доступ + страховка), дальше 4 руб/мин (только одна поездка)
  • Сутки 220 р (доступ + страховка + первые 30 мин), дальше 4 руб/мин (неограниченное кол-во поездок)
  • Прогулка 430 р (доступ + страховка + пакет 180 мин), дальше 4 руб/мин (неограниченное кол-во поездок)

Мы выбрали «Прогулку». Доехали до Поклонной горы, там поставили велик на станцию («остановили» время), свой велик привязали к забору и пошли гулять. Через пару часов вернулись к станции, нашего велика, как и следовало ожидать, уже не было, но это не проблема – взяли другой.

Самое ужасное – он не едет

С самого начала и большую часть пути на прокатном велике ехала жена. Я несколько раз предлагал ей поменяться, т.к. подозревал что на нем ехать тяжелее, но она всякий раз отказывалась и упорно преодолевала все горки. И хотя на велике она катается редко, но зато в прошлом серьезно занималась спортом. Тем не менее, примерно за 12 км до завершения нашей поездки, я все же уговорил её поменяться и вот тогда мы оба почувствовали разницу. Я не мог за ней угнаться. Было такое ощущение, что мне к ногам привязали свинцовые гири. Эти педали просто невозможно было продавить. Железный конь брыкался и фыркал и не хотел никого везти, сил приходилось тратить раза в полтора больше.

-9

Даже под горку, где наш велик сам разгонялся и даже приходилось натягивать вожжи, на этом, чтобы он не отставал, нужно было безостановочно крутить педали. Я не знаю с чем это связано, но думаю, что эти велики просто не получают должного обслуживания, самое большее - подкачивают колеса и на этом все.

Когда же мы доехали и я снова сел на наш велик и мне показалось что он не ездит, а летает с дикой скоростью. Как будто я скинул утяжелители с ног и могу оторваться от земли. Вот такое было чувство.

Итог

После Поклонной горы мы еще покатались, так что фактическое время нашей поездки составило 4 часа 34 мин. За всю поездку мы заплатили 814р. После этой «Велопрогулки» я загорелся желанием купить пусть и недорогого, но собственного второго «двухколесного друга» и больше не зависеть от капризного и недешевого сервиса. Благо сейчас велосипеды очень доступные и на одной довольно известной площадке объявлений я нашёл хороший экземпляр всего за 9000 р. В сравнении с «ВелоВелосипедом», этот, как метеор.

Вот так, сервис «Велобайк» ОТБИЛ желание им пользоваться, но зато ПОДБИЛ к покупке своего велосипеда.

Я думаю, что данный сервис мог бы быть хорошим, если бы не всякие НО:

  1. Велик тяжёлый и неудобный. После поездки на обычном, даже недорогом, скоростном велосипеде, этот просто уже никак не воспринимается. Даже велик из моего детства 90-х годов ездил гораздо лучше.
  2. Не везде логичное расположение станций. Например, в Ясенево, где проживает 176 000 человек нет ни одной станции. Ближайший рабочий велик оказался в 6 километрах от нас.
  3. Ненадежность электронной стороны сервиса. Если на карте в приложении числятся какие-то велики, это не значит что так оно и есть, а если и есть – не значит что они - рабочие.
  4. Плохое обслуживание: смазка подшипников, цепи, мойка велосипеда (многие велосипеды просто грязные).
  5. Ну и конечно цена услуги. Даже уставший велик за 5000 р будет ездить лучше, чем этот. Но при этом ты не будешь зависеть ни от тарифов, ни от станций, ни от всяких сбоев системы. Когда захотел - поехал.
Тоже Поклонная гора, но другая поездка...
Тоже Поклонная гора, но другая поездка...

А у меня на этом все. Желаю каждому иметь свой собственный велик и ездить на нём как можно чаще.

И вот еще мои соображения на счет СИМ. Если вы пользуетесь электросамокатами или другими СИМ, то возможно вы пересмотрите к ним своё отношение. Эта статья будет для вас полезна...