319,2K подписчиков

Зачем до войны в Липецке обучали пилотов люфтваффе?

267 прочитали

В годы горбачёвской «перестройки», и в последующие за ней 90-е появился миф о том, что многие и лучшие пилоты люфтваффе; а также основные боевые самолёты гитлеровских ВВС – были подготовлены в СССР, в секретной советско-германской авиашколе в городе Липецке. Что там долгое время проживал сам Геринг. Что он завёл себе в Липецке любовницу, которая родила ему дочь. И из-за этого самолёты люфтваффе потом никогда не бомбили Липецк… И тому подобные басни.

На деле это легенда имеет под собой реальные факты. Которые потом перевернули с ног на голову, и "обвешали" разными выдумками в угоду повестке. Германская авиашкола была, но не стоит преувеличивать её роль в развитии немецкой военной авиации. Подготовленные в Липецке по интенсивной ускоренной программе 200 пилотов (за все годы существования авиашколы) – это капля в море, по сравнению с нелегально обученными в самой Германии начала 30-х годов тысячами будущих пилотов люфтваффе. Все самолёты германских ВВС, ставшие основными во Второй мировой - тоже были созданы в Германии уже после закрытия Липецкой авиабазы…

События развивались так.

В годы горбачёвской «перестройки», и в последующие за ней 90-е появился миф о том, что многие и лучшие пилоты люфтваффе; а также основные боевые самолёты гитлеровских ВВС – были подготовлены в СССР, в

Первая мировая сбросила Германию и Россию в бездну жуткого кризиса. В нашей стране этот кризис был кровавым, а в Германии – в основном экономическим (хотя локальные стычки тоже были). Развал затронул и вооружённые силы. Немецкий рейхсвер, по кабальным условиям Версальского мирного договора, был мало похож на армию. У него не было права иметь бронетанковые войска, военную авиацию и военно-морской флот. Рапалльский договор Советской России и Германии, заключённый в 1922 году, стал «союзом одураченных и проигравших в Первой мировой войне».

Сотрудничество пошло не только в экономической, но и в военной сфере. В рамках этого партнёрства один из аэродромов ВВС РККА, расположенный на северо-западной окраине города Липецка, стал тренировочной базой для немецких военных лётчиков.

База эта была нелегальной. Летали германские пилоты на 50-ти закупленных у Голландии (якобы Аргентиной) истребителях Фоккер D XIII, которые в разобранном виде были доставлены морем в Ленинград, а оттуда - по железной дороге в Липецк.

Самолёты и прочее оборудование фигурировали в документах как коммерческие грузы для специально созданного акционерного общества «Метахим», а немецкие лётчики-курсанты и авиатехники приезжали в СССР как сотрудников частных компаний, в гражданской одежде, с паспортами не на свои фамилии.

В Липецкой школе они носили гражданскую одежду, либо советские гимнастёрки без знаков различия. Германское называлось «4-м авиационным отрядом 38-й авиаэскадрильи ВВС РККА», а его персонал - просто словом «друзья».

Германия, поставленная в жёсткие рамки после проигрыша в Первой мировой войне, получила нелегальный полигон для обкатки своей боевой авиатехники и подготовки специалистов (на её территории устроить его было невозможно из-за жёсткого контроля из Лондона). А Советский Союза – доступ к авиатехнологиям.

Германские курсанты в Липецке. Фото в свободном доступе.
Германские курсанты в Липецке. Фото в свободном доступе.

Курс обучения лётчика-истребителя был расписан на 4 недели интенсивной практической подготовки, в учебных группах по 6–7 человек. Инструкторами были опытные немецкие пилоты Первой мировой.

В 1925 г., когда Липецкая школа заработала, в её постоянном личном составе было 7 немцев и 20 русских, а к 1932 году его численность достигла максимума — 303 человека, из них 43 немца.

Жили они в специально построенной именно для них новой казарме. У каждого – своя отдельная комната. Были и офицеры, приехавшие с женой и детьми. Сначала они снимали квартиры в самом городе Липецке. Но вскоре для них рядом с аэродромом выстроили трёхэтажный жилой дом с квартирами-коммуналками. Для культурного досуга немцы построили клуб - деревянный домик в саду.

В программе обучения, кроме тренировочных полётов, были стрельба из пулемётов по буксируемым конусам-мишеням, учебные воздушные бои, ночные вылеты, бомбометание (в том числе — с пикирования) по деревянным макетам, стрельба по наземным мишеням. Испытывались новые типы прицелов и прочего авиаоборудования (навигации, радио, фотоаппаратуры и т.д.) Проводили бомбометание зажигательными бомбами по старой барже, стоящей на воде.

За годы существования немецкой авиашколы в Липецке погибло в авариях пятеро германских лётчиков. Их тела вывозились на родину нелегально, в ящиках для инструментов и оборудования, и официально считались погибшими на территории Германии при занятии парашютным спортом.

За 8 лет работы германской авиашколы в Липецке курс подготовки в ней было прошли 120 лётчиков-истребителей и 100 пилотов-разведчиков.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Истребитель Фоккер D XIII – основной боевой самолёт авиабазы в Липецке все годы её существования. Фото в свободном доступе.
Истребитель Фоккер D XIII – основной боевой самолёт авиабазы в Липецке все годы её существования. Фото в свободном доступе.

Было испытано 20 типов новых самолётов, лишь некоторые из которых не остались экспериментальными, а позже всё-таки поступили на вооружение германских ВВС.

В начале 1930-х годов Германия стала потихоньку переступать через прочерченные Лондоном для неё «красные линии», всё более активно развивая вооружённые силы внутри страны, на своей собственной территории. А осенью 1933 года, после того как власть получили НСДАП и Гитлер, открыто плюющие на эти запреты англичан, авиашкола в Липецке была ликвидирована.

Кто из бывших лётчиков-курсантов Липецкой авиашколы стал знаменитым асом или высокопоставленным командиром? Не так уж много таких:

  • Ганс Ешоннек – стал генералом, начальником Генерального штаба люфтваффе. В августе 1943-го застрелился, в 44-летнем возрасте - на фоне обвинений в том, что германские истребители ничего не могут сделать с массированными налётами британских бомбардировщиков.
  • Курт Штудент – также стал генералом, командующим парашютно-десантных частей люфтваффе. Был одним из руководителей крупнейшей воздушно-десантной операцией по захвату острова Крит (после которой Гитлер наложил вето на проведение таких операций в будущем).

В прямом смысле – раз, два – и обчёлся… Поэтому вся это история, это лишь инфоповод, который в годы развала СССР развернули в нужную сторону.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, правильно ли СССР пошёл на это соглашение?