Квалифицированная и неквалифицированная подпись: в чём разница

Для электронного взаимодействия в России применяется простая, неквалифицированная и квалифицированная электронная подпись (ЭП или ЭЦП). Сокращённо их называют ПЭП, НЭП и КЭП.

Для электронного взаимодействия в России применяется простая, неквалифицированная и квалифицированная электронная подпись (ЭП или ЭЦП). Сокращённо их называют ПЭП, НЭП и КЭП. Между ними существует значительная разница.

ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись».

Простая подпись состоит из набора символов — логина и пароля. В отдельных случаях к ним добавляется одноразовый код, который отправляют по СМС или электронной почте. ПЭП используется на развлекательных сайтах, интернет-магазинах, государственных порталах, банковских приложениях и т.п.

Отличие в том, что ПЭП может создаваться пользователем из цифр и букв самостоятельно. А квалифицированная и неквалифицированная подписи имеют более сложную техническую составляющую и специальный сертификат. Поэтому НЭП и КЭП называют усиленными. Это значит, что они не только подтверждают авторство, но и неизменность подписанного документа

В статье расскажем, чем квалифицированная подпись (КЭП) отличается от неквалифицированной (НЭП), рассмотрим различия в применении и где можно получить.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

Чтобы лучше понять отличия, для начала рассмотрим, что такое усиленная квалифицированная (КЭП) и неквалифицированная (НЭП) электронная подпись.

В отличие от простой, усиленная неквалифицированная электронная подпись создаётся криптографическим способом с помощью специальных программных или аппаратных средств. Можно установить личность владельца НЭП и посмотреть, были ли изменения после заверения электронного документа.

Закрытый ключ записывается в компьютер пользователя или на специальный защищённый ключевой носитель, который выглядит как обычная флешка — USB-токен. Он хранится только у владельца. С помощью закрытого ключа создаётся электронная подпись под документом.

Открытый ключ владельца усиленной неквалифицированной подписи доступен всем участникам электронного обмена. Он отсылает к закрытому ключу и расшифровывает документ. Получатели заверенного файла могут его прочитать.

Удостоверяющий центр (УЦ) выдаёт специальный сертификат НЭП, в котором содержится информация о владельце. В случае с неквалифицированной подписью сертификат создавать не обязательно. Его наличие не установлено Федеральным законом 63-ФЗ.

Где используется неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированную электронную подпись можно использовать для внутреннего документооборота или для взаимодействия с контрагентами. В первом случае, правила об использовании НЭП прописывают в учредительных документах. Во втором — участники электронного документооборота заключают дополнительное соглашение.

Юридическая сила НЭП

Усиленная неквалифицированная подпись имеет юридическую силу только в случае взаимного признания её использования. Она подходит для кадровых решений, заверения внутренних правил, соглашений, товарных накладных или договоров.

Для сдачи отчётности в государственные органы или участия в электронных торгах НЭП использовать нельзя. Это её основное отличие от усиленной квалифицированной подписи. Далее рассмотрим, чем же обусловлена такая разница.

Квалифицированная электронная подпись или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись так же, как и неквалифицированная, создана с помощью криптографических средств. В ней тоже используются открытый и закрытый ключи. Разница между квалифицированной (КЭП) и неквалифицированной (НЭП) электронной подписи в том, что к выпуску КЭП предъявляются дополнительные требования и выпускать сертификаты КЭП могут только аккредитованные удостоверяющие центры.

Усиленная квалифицированная подпись отличается от неквалифицированной тем, что КЭП:

  • получают только в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;
  • создаётся и работает на средствах криптографической защиты информации, которые прошли сертификацию ФСБ России;
  • обязательно имеет сертификат ЭП, где указан срок её действия и информация о владельце;
  • является аналогом рукописной подписи.

Сертификат КЭП подтверждает личность подписанта. С его помощью получатель электронного документа может узнать срок действия подписи и в каком УЦ она выдана.

Где используется квалифицированная электронная подпись

КЭП может выполнять все функции НЭП. Однако, факт того, что квалифицированная электронная подпись является подписью прямого действия и не требует заключения дополнительных соглашений, расширяет возможности её применения. В отличие от неквалифицированной, квалифицированную подпись также можно использовать для:

Юридическая сила КЭП

КЭП придаёт документам юридическую значимость. При этом участникам электронного взаимодействия не требуется заключать дополнительные соглашения. КЭП автоматически приравнивается к собственноручной подписи, оставленной на бумаге. Основанием для этого служит закон Российской Федерации, а именно 63-ФЗ.

Преимущества КЭП

Квалифицированная электронная подпись — это вид электронной подписи, который создаётся с использованием криптографических средств и позволяет подтвердить авторство и целостность документа.

Преимущества использования квалифицированной электронной подписи:

  1. Юридическая значимость — признаётся подписью прямого действия на законодательном уровне и может использоваться для подписания любых цифровых документов.
  2. Защита от подделки — обеспечивает высокий уровень защиты и несанкционированного доступа к документам и безопасность при их передаче.
  3. Использование в государственных и коммерческих структурах для обмена электронными документами.
  4. Удобство использования — позволяет подписывать документы без необходимости физического присутствия сторон.
  5. Возможность интеграции с различными информационными системами и сервисами.
  6. Использование в различных сферах деятельности, таких как бизнес, государственное управление, медицина и т. д.
  7. Возможность использования в международных отношениях для обмена электронными документами с партнёрами из других стран. Например, Российская Федерация и Республика Беларусь находятся в процессе взаимного признания электронных подписей друг друга.

Неквалифицированная электронная подпись также может использоваться для подписания электронных документов. Но она имеет юридическую силу только при условии подписания дополнительного соглашения.

Какую подпись выбрать: неквалифицированную или квалифицированную

Усиленная неквалифицированная электронная подпись может использоваться сотрудниками, которые отвечают за внутренний и внешний документооборот. Ей можно подписать приказы, справки, инструкции и заявления. Сотрудники организаций могут использовать НЭП для подписи кадровых документов.

Если участник электронного взаимодействия является ИП или руководителем юрлица, то наличие КЭП для него — обязательное условие. Налоговую отчётность принимают в ФНС только в электронном виде. Сделать это без КЭП невозможно. А налоги платят все, вне зависимости от статуса бизнеса. Также без усиленной квалифицированной электронной подписи нельзя работать в системах ЕГАИС или «Честный ЗНАК».

Самозанятым КЭП понадобится для удалённой работы с заказчиками, участия в госзакупках, покупки имущества банкротов, открытия ИП или ООО.

Физлица могут использовать квалифицированную подпись для дистанционного поступления в вуз, устройства на работу, продажи или покупки квартиры, получения госуслуг и патента.

Как получить электронную подпись

НЭП можно выпустить в любом удостоверяющем центре или сервисе, который предоставляет такую услугу. Также НЭП используется в личном кабинете ФНС, но такая подпись будет ограничена только использованием сайта налоговой. Усиленную квалифицированную электронную подпись для физических лиц выдают в аккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах.

УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска сертификатов КЭП физического лица — Астрал Подпись и 1С-ЭТП. Выпущенная УЦ «Калуга Астрал» подпись является универсальной и подходит для любых задач.

Участникам банковского рынка выдают КЭП в Центробанке России, сотрудникам бюджетных учреждений — в Казначействе РФ. Индивидуальные предприниматели и руководители юридического лица получают усиленную квалифицированную электронную подпись в УЦ ФНС или её доверенных лиц. Клиенты обслуживаются в порядке живой очереди в отделении ведомства. Перед посещением необходимо предварительно подготовить пакет документов и сертифицированный токен.

УЦ «Калуга Астрал» поможет с ускоренным выпуском сертификатов УКЭП юрлица и ИП. Для получения рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в налоговой и настройку рабочего места.