234 подписчика

Монтессори: Воспитание любовью

Фильм «Монтессори: Воспитание любовью» – байопик, посвященный началу карьеры основательницы одноимённой школы педагогики Марии Монтессори.

Фильм «Монтессори: Воспитание любовью» – байопик, посвященный началу карьеры основательницы одноимённой школы педагогики Марии Монтессори. Эту дебютную работу французской актрисы и продюсера Леа Тодоров можно считать удачным высказыванием в мире авторского вдумчивого остросоциального кино. Картина сочетает в себе черты драмы, художественного переосмысления биографии великой Монтессори, а также прекрасно выполнена эстетически.

Сюжет разворачивается вокруг двух главных героинь. Мария Монтессори ставит перед собой задачу в 1900-ом году достигнуть академического и просветительского успеха в сфере педагогики, а очаровательная актриса и куртизанка Лили хочет скрыть от светского общества свою дочь-инвалида в интернате, где работает Монтессори. Общение Марии и Лилии оборачивается для обеих новым жизненным опытом.

Актерский дуэт двукратной призёрши Каннского фестиваля Жазмин Тринки (Мария Монтессори) и Лейлы Бехти (Лили) красочно воплощает историю женщин с диаметрально противоположным социальным статусом и характером: жертвенная, строгая и бескомпромиссная Мария вдохновляет Лили на то, чтобы полюбить свою умственно отсталую дочь Тину, а кокетливая и капризная Лили учит Марию вращаться в светских кругах и привлекать к своему делу инвесторов. Особое внимание стоит уделить актёрской работе девочки, игравшую Тину (Рафаэль Сонневилль-Каби), скорее всего для ребёнка эта роль была серьёзным вызовом.

Сценарий фильма «Монтессори: Воспитание любовью» продолжает линию нестандартных байопиков в духе «Феррари» и «Присцилла: Элвис и я». В этих картинах не описывается весь путь становления главного героя, со всем напряжением везением и неудачей, вознаграждаемых финальным признанием, как в классических кино-биографиях «Железная леди» или «Игры разума», не выделяется для художественного переосмысления особенно значимый эпизод из жизни, определяющий ход истории, как в «Король говорит» или «Тёмные времена». Подхватывая новое течение байопиков, которым присуща более свободная форма, в кино про Монтессори вводится вымышленный антигерой Лили, которой посвящена половина хронометража. А сам фильм открывает середину жизненного пути Марии Монтессори, которая уже занимает прогрессивно непривычное положение для женщины эпохи начала XX века, но до конца ленты будет далека от всеобщего признания. Взамен привычной форме, новое кино подсвечивает несколько провокационную информацию о великом педагоге и предлагает глубокое погружение в остросоциальные темы.

В этом фильме репрезентируется несколько социальных мессенджев. Самый очевидный, следующий из оригинального названия фильма «La nouvelle femme», что переводится как «Новая женщина», отсылает к феминистскому дискурсу. Обе героини фильма выражают и реализуют свою волю к свободе по-разному, являясь полными противоположностями друг для друга. Второй социальный подтекст разворачивается вокруг инновационной образовательной системы, в основе которой лежали принципы гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания. Никогда не лишним будет вспомнить о таких базовых, но сложно реализуемых в массовом образовании ценностях. Последний, наиболее сложный мессендж составляет концепция инклюзии. Мария Монтессори начала разрабатывать свой метод как педагог-дефектолог и пыталась доказать коллегам, что при правильной методике и должном внимании дети с особенностями в развитии могут быть полноценными трудоспособными членами общества.

Несмотря на глубину и сложность затрагиваемых в ленте тем, фильм получился очень светлым и нежными. Такую атмосферу создают «воздушное» художественное оформление с пастельными тонами и фактурными игрушками для детей, а также прекрасными пейзажи и музыкальное акустическое сопровождение. Музыка играет важную роль для сюжета, через неё происходит первый робкий контакт Лили и Тины, а также именно музыка выступает мостиком для Лили в мир инклюзии.

Фильм «Монтессори: Воспитание любовью» глубоко погружает в изысканную атмосферу XX века, знакомит с инновационной методикой Монтессори через интересную драматическую историю, предлагает для размышления сложные темы. Это кино очень трогательное и глубокое, без лишнего пафоса и заумности, но не для лёгкого просмотра ввиду остроты поставленных вопросов и разворачивающихся на экране жизненных коллизий. Лента прекрасно подойдет для просмотра тем, кто предпочитает авторское кино масскульту или для тех, кто интересуется методикой Монтессори и эмансипацией женщин начала XX века.

АВТОР: Яковенко Елизавета