Близнецы, мифологизированные персонажи, рождение которых в большинстве традиций считалась сверхъестественным (ср. Миф о рождении Оразмазда и ахримана богом времени Зерваном). В дуалистических близнечных мифах близнецы - культурные герои, творцы всего полезного и вредного, ассоциирующиеся с добром и злом, днём и ночью, жизнью и смертью и т. д.: ср. Кабинана и Карвуву меланизийцев, Иоскеха и Тавискарон гуронов, Ловананги и Латуре Дане у ниасцев, Маявока и Очи у ябарана, ен и Омоль у коми и т. д. Вплоть до богомильских представлений о боге и Сатанаиле; распространённый мотив - вражда братьев и убийство одним братом другого ( в том числе у гуронов - ср. также Ромула и Рема в римской, Йиму и Спитьюру в иранской традиции и тому подобное). В различных пантеонах близнецы ("сыновья неба", сыновья Диеваса у литовцев, инд. Ашвины, греч. Диоскуры, Лонгорик и Лонголап у микронизийцев) - покровители людей, целители, связанные с плодородием, как и персонажи, воплощаемые двойным плодом ( латыш. Юмис, слав. Спорыш). С темой плодородия связаны мотивы "небесной свадьбы" Близнецов. Для мифов, где близнецы - брат и сестра, характерен мотив инцеста (египетские Осирис и Исида, инд. Яма и Ями, хеттские 30 близнецов и т. д. Вплоть до славянских представлений, связанных с Купалой). Близнечные мотивы свойствами также мифам о первочеловеке - скандинавском Имире, Йиме, Яме (Чьи имена означают "близнец"); о близнецах андрогинах (Номмо у догонов, Маву-Лиза у фон и т.п.).