А р х е т и п ы, п е р в о о б р а з ы, прообразы универсальных мифологических мотивов и сюжетов, формируется Согласно швейцарскому психоаналитику К. Г. Юнгу, в сфере коллективного "бессознательного" И реализуют не только явлениях бессознательного (сны и т. п.), Но и в мифотворчестве: архетипы отражают не столько реалии мира, сколько свойств и состояние психики; отсюда актуальность мотивов мужской (анимус) и женской (анима) ипостасей души (ср. кит. Инь и Ян, представление о целостности мужской и женской душ у догонов - см. Йуругу, представления об андрогинах - двуполых существах и т. п.), инцеста, младенчества, материнства ( см. Богиня-мать), мудрой старости и т.д. В современной науке архетипическими могут именоваться универсальные символы и образы - например, мировое древо, гора и т.п.; некоторые космогонические и другие сюжеты связываются преднатальной (зародышевой) памятью (зарождение земли в водах первичного океана и т.п.), детской психологией (дуалистические мифы)