Найти тему
Скар Крипипастов

Вурдалакула. "Le Vourdalak" - эстетское европейское прочтение отечественной классики

"Вурдалак"(Le Vourdalak, 2023)

Режиссер: Адриен Бо

В ролях: Кейси Моттет Кляйн, Ариана Лабед, Грегуар Колен

Рейтинг: Кинопоиск 5.8 /Imdb - 5.8

-2

С возвращением в балканский погребок семейных ужасов Скара, мои дрожащие от дефицита гемоглобина (без)кровные сородичи.

Французы - несомненно нация весьма выдающаяся. Веками облюбованный ими кусочек старушки-Европы являлся культурной меккой и законодателем вкусов для всего прозападного мира. Поэзия, литература, философия, архитектура, дизайн - потомки франков в свое время преуспели во многих областях искусства, а на их национальном языке в качестве веяния моды долгое время было принято общаться на светских раутах и официальных встречах даже в нашей родной стране. Да шутка ли, если одно из наиболее одиозных произведений русской литературы, роман Л.Н. Толстого "Война и мир", на добрую четверть состоит из реплик на французском. К слову, запомните названную выше фамилию, ибо она имеет самое непосредственное отношение к теме этого обзора. А пока продолжим развивать мысль. Любая великая культура, особенно в условиях острого социального неравенства, когда она является, по сути, прерогативой эстетствующей интеллигенции, имеет частную тенденцию к пресыщению элит и уходу в гедонизм или даже чистой воды декаденство. Неспроста сам термин этот изначально появился именно у французов, и едва ли могло быть иначе - наряду с японцами (но это уже совсем другая история) они как никакая иная нация тяготеют к эклектичному смешиванию возвышенного и низменного, святости и гнили, утонченного вкуса и крайней степени извращенности. Не даром мрачной фантазией и искусным слогом Гюго, Ги де Мопассана, Бодлера и Гюисманса восхищался сам патриарх литературного кошмара Говард Лавкрафт, а макабрический парижский театр ужасов Гран Гиньоль со ставящимися на его подмостках жуткими пьесами, по сути, является одним из формальных родоначальников и первопроходцев жанра "хоррор" как культурного явления.

-3

Вовсе не удивительно, что и в наше время именно за французскими постановщиками осталась прерогатива называться главными enfant terrible современного киноужаса - даже не искушенный в индустрии человек наверняка краем уха слышал про новую экстремальную волну, равно как и о её наиболее ярких апологетах, таких как Гаспаре Ложье или Александр Ажа. Режиссер-постановщик Адриен Бо пока что не может похвастать печальной популярностью своих знаменитых земляков, так как "Вурдалак" - его дебют в большом кино, да и авторский почерк Адриена явно тяготеет не к экстриму или сплаттерпанку, а скорее к ретро-готике и романтизму. И, тем не менее, его оригинальная экранизация рассказа российского графа Алексея Толстого "Семья вурдалака" (оригинал которой, к слову, юный литератор написал именно на французском языке) поражает воображение, зачаровывает и буквально пленяет тем самым исконно французским шармом упаднической, болезненной эстетики.

-4

В 1759 году эмиссар короля Франции маркиз Жак Антуан Сатурнен Д'Юрфе был отправлен с важной дипломатической миссией к господарю Молдавии. В пути где-то на территории нынешней Сербии на экипаж неудачливого буржуа совершает нападение банда разбойников, убив сопровождающих маркиза, и украв все его пожитки и лошадей. Пробираясь в скорбном одиночестве сквозь глухую лесную чащу, Д'Юрфе по счастливой случайности (хотя это как посмотреть) натыкается на уединенное жилище старого Горчи и его семейства. Впрочем, самого хозяина нет дома - на соседнюю деревню напали турки, и Горча со своим ружьем отправился по их следу, чтобы жестоко отомстить за причиненные опустошения печально известному предводителю неверных, разбойнику Алибеку. Детям же своим он строго наказал ждать его шесть дней, а по истечении этого срока не пускать на порог, ибо в таком случае он станет уже не человеком из плоти и крови, но кровожадным вурдалаком (разновидностью вампира в славянском фольклоре). Д'Юрфе, изнеженному комфортом парижского двора, поведение и обычаи сербских селян кажутся дикими и непонятными, но за неимением альтернатив он вынужден просить у старшего сына Горчи, Егора, который остался в доме за главного, дать ему лошадь, чтобы дипломат смог продолжить свой путь. Еще раньше, в лесу, он знакомиться с младшим братом Егора Петром, который предстает перед путником переодетый в женскую одежду, а также дикую нравом и прекрасную наружностью юную Зденку, которая моментально очаровывает француза.

-5

Егор пообещал маркизу достать лошадь на следующий день, а до той поры гостеприимно предоставил пищу и кров. И все бы ничего, но внезапно возвращается сам старый Горча с головой Алибека. Правда шесть дней уже истекли, и выглядит старец, мягко говоря, ужасающе. Но у Егора не хватает духу не пустить отца в его собственный дом, даже не смотря на мрачные легенды о вурдалаках, которые пьют кровь и ломают волю своих домочадцев, губя целые семьи. С тех пор в дом Горчи приходит смерть, медленно забирая его потомков одного за другим, а Д'Юрфе с ужасом понимает, что может никогда не выбраться из смертельной ловушки, в которую превратилось обреченное жилище гостеприимных некогда хозяев...

-6

"Вурдалак" берет за душу прежде всего своей нарочито вычурной ретро-эстетикой и непередаваемой красотой буквально каждого кадра. Претенциозный дебютант Адриен Бо, бывший дизайнер, ранее снимавший лишь атмосферные фэнтезийные короткометражки, делает ставку на натурные сьемки и образцовую стилизацию картинки под винтаж 60-70-х. Весь фильм снят оператором Давидом Шизалле на 16-мм пленку с использованием оригинального объектива формата super-16, а саундтрек вдохновлен итальянским кинематографом второй половины прошлого века, в частности музыкой Нино Роты к фильму "Казанова" Федерико Феллини. В совокупности это дает поистине волшебный эффект, как будто вы в самом деле смотрите фильм из прошлого, при этом прекрасно осознавая, что он снят буквально "вчера", что не может не вызвать у зрителя легкий (и весьма приятный) когнитивный диссонанс.

-7

Подкрепляются эти необычные ощущения и подходом постановщика к работе с практическими эффектами и реквизитом. Степень проработки и детали костюма, от цыганского шика сербского национального платья до характерной мушки на напудренном лице французского франта Д'Юрфе, выглядят максимально аутентично и гармонично своей эпохе, а изюминкой всего этого эстетического великолепия является сам вурдалак-Горча, которого играет ... настоящая кукла-марионетка! Коей управляет и дарит ей свой голос самолично режиссер картины, что в контексте оригинального произведения и избранного подхода к сьемке выглядит блестящей и остроумной идеей. Изначально кажущаяся нелепой кукла-вурдалак по мере развития событий начинает выглядеть поистине жутко и наглядно демонстрирует эффект "зловещей долины", чего просто невозможно было бы добиться с помощью компьютерной графики или даже грима.

-8

Что касается содержания - "Вурдалак" в большей степени сохранил готическую мрачность, бойкость и мистическую притягательность оригинального рассказа, написанного молодым графом Толстым еще до публикации Стокером своего "Дракулы". И довольно бережно обошелся с персонажами и последовательностью событий, лишь немного изменив их в угоду киноформату, и перекроив концовку, сделав её еще более мрачной и трагичной, чем в литературной версии. Если отбросить ширму вампирских ужасов, "Вурдалак" это кино о несвободе на глубинном, подсознательном уровне, о невозможности перебороть закосневшее чувство долга и болезненной привязанности, а зачастую и просто привычки, перед предками, семьей, коллективом или традициями, даже если они противоречат морально-нравственным ориентирам и всякому здравому смыслу, ведя к очевидной гибели. Это кино о страхе. И несмотря на всю свою видимую "старомодность" и декадентский флёр болезненного французского романтизма, оно чертовски современно. Ведь самое страшное, что подобные вурдалаки, питающиеся собственными семьями, сородичами, нациями и целым миром, вероятно, могут существовать и в наши дни...

ВЕРДИКТ:

Общая оценка по моей крип-шкале - 8 скаров из 10

.....................................................................................................................................

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!

Ваша поддержка крайне важна для развития канала!