Найти тему

Докатились: как воспитать водителей СИМов

   Докатились: как воспитать водителей СИМов
Докатились: как воспитать водителей СИМов

Как и многие современные изобретения, электросамокат придуман, чтобы облегчить нам жизнь. Однако, в неумелых, особенно в детских руках, он может превратиться в устройство, опасное для жизни. Буквально недавно в Сургуте произошло ДТП с 14-летним подростком, ехавшем на элекросамокате.

Мнения разделились
Дорожно-транспортные инциденты с участием современных средств передвижения – это сезонный вид происшествий. Для нашего региона он актуален с мая по октябрь.
– В прошлом году на территории округа зарегистрировали 12 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей средств индивидуальной мобильности (СИМ), к ним относятся электросамокаты, в которых 13 человек пострадали, в том числе двое детей. В этом году ГАИ зафиксировала в нашем регионе одно ДТП с участием электросамоката, в котором несовершеннолетний получил травмы, – рассказал начальник управления госавтоинспекции УМВД России по Югре полковник полиции Максим Галушков. Недавно в группе соцсети «ВКонтакте» «Это Нижневартовск» появилось сообщение о том, что горожане создали петицию по сбору подписей для полного запрета электросамокатов в городе. Среди проблем вартовчане отмечают опасное поведение самокатчиков, возможность управления в неадекватном состоянии, а также беспорядочное оставление самокатов по всему городу.
Петиция вызвала бурные обсуждения. Мнения горожан, которые они высказали в соцсетях, разделились:
«Я думаю, что если бы для самокатчиков построили в определённых местах площадки для прогулок, и они не мешали бы прохожим, то никто не был бы против самокатов», – высказалась Людмила Кузнецова. «Несовершеннолетним точно нужно запретить. Вчера двое мальчишек лет по 12 ехали на одном самокате. Так они даже управлять им толком не умеют. А потом ищи виноватых», – пишет другая горожанка. «Дело не в самокатах, а в том, что нет определённых навыков и разрешений на управление данными транспортными средствами. Нужно открывать школу, где они также будут учиться, сдавать ПДД, получать корочки в ГАИ и учебном центре, и будут введены ограничения по возрасту», – выразил мнение Максим Казанин. «Зачем сразу запрещать? Можно просто обязать соблюдать правила, и с детьми в этом плане строже быть. Я с удовольствием езжу на своем электросамокате на работу вместо того, чтобы толкаться в автобусе. Никому не мешаю. Почему я должна страдать из-за того, что другие нарушают правила?» – возмущается Анна М. Местные власти пока не дали официального ответа на петицию, но обсуждение этой проблемы активно ведется. Возможно, в скором времени будут приняты меры по регулированию использования электросамокатов в городе.

Травмоопасная жажда скорости
В Госавтоинспекции Югры среди нарушений, которые допускают при вождении средств индивидуальной мобильности, отмечают передвижение на одном электросамокате вдвоем, движение по проезжей части при наличии велосипедной (велопешеходной) дорожки или тротуара, движение по проезжей части против транспортного потока, а также пересечение проезжей части, не спешившись. Водители авто могут просто не успеть среагировать на такое внезапное появление на нерегулируемом пешеходном переходе.
Подобные нарушения приводят к травмированию как водителей средств индивидуальной мобильности, так и иных участников дорожного движения.
– Чаще всего водители СИМ получают травмы при неправильном его использовании (при падении). В 2023 году таких происшествий в Югре зарегистрировано 54. Во всех этих случаях участники обращались за помощью в медицинские учреждения, – пояснил Максим Галушков. Детский врач-травматолог Окружной клинической больницы Ханты-Мансийска Владимир Дьячков подтверждает, что с наступлением тепла самые частые причины обращения детей к медикам – падения с самокатов и велосипедов. Чаще дети поступают в больницу с травмами головы и рук.
– Последствия от падения могут быть очень серьезными. Жажда скорости может закончиться черепно-мозговыми травмами и серьезными переломами, в частности, переломами предплечий со смещением, – предупреждает врач и советует родителям закупать для езды детей на самокатах и велосипедах соответствующую экипировку.
Следуйте правилам
По закону СИМ – это «транспортное средство», но не «механическое транспортное средство». Основное его отличие в том, что регистрировать в Госавтоинспекции, иметь водительское удостоверение и страховать устройство по ОСАГО не требуется. Но если мощность электродвигателя на СИМ превышает 250 Ватт, то данное транспортное средство будет относиться к категории «М» – мопед. Чтобы управлять таким транспортным средством, нужно иметь права категории «М».
– Список мест, где можно передвигаться на электросамокатах, закреплен в ПДД. Так, если устройство не тяжелее 35 кг и рядом отсутствует дорожка для велосипедистов, можно кататься в пределах пешеходных зон, но при движении по тротуару нельзя создавать помехи для пешеходов, – говорит полковник полиции Максим Галушков. – Согласно Правилам, движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч. Дети до 7 лет должны ездить на электросамокатах только в сопровождении взрослых. Самостоятельно управлять СИМ разрешено с 7 до 14 лет, по тротуарам, пешеходным и велосипедным зонам, в пределах пешеходных зон.
Выезжать на проезжую часть разрешается лицам старше 14 лет только в случае, если нет других способов проезда, а разрешенная скорость на дороге не превышает 60 км/ч. Допускается езда по правому краю проезжей части и только по ходу движения транспорта. Кроме того, СИМ должно быть оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями, а также фарой (фонарем) спереди.

Ответственность нужно воспитать
В прошлом году сотрудники Госавтоинспекции за нарушения Правил дорожного движения привлекли к административной ответственности 138 человек, управляющих средствами индивидуальной мобильности.
Штрафы, например, за езду по обочине автомагистрали, либо выезд на середину проезжей части составляет 800 рублей, за создание помех в движении транспортных средств – 1000 руб.
– Юные нарушители правил дорожного движения могут быть привлечены к ответственности с 16 лет, а что касается нарушителей помладше, то их родителей могут наказать за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей, – говорит главный автоинспектор Югры. Многие моменты в отношении привлечения водителей электросамокатов к ответственности за нарушения ПДД оставались неурегулированными. Сейчас проблемой занялись на самом высоком уровне. Как сообщает ТАСС, комитет Госдумы одобрил законопроект о штрафах для электросамокатчиков. В частности, КоАП РФ предлагается дополнить статьей, устанавливающей штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей за управление СИМ в состоянии опьянения или отказ от медосвидетельствования, и штрафами за превышение скорости. «Известия» тем временем сообщают, что АНО «Институт исследования современной политики» (ИИПСП) обратилась в МВД России с просьбой рассмотреть возможность установки на тротуарах и в парках «лежачих полицейских», чтобы снизить число аварий с участием электросамокатов.
Однако мало просто вводить ограничения и развивать инфраструктуру. В первую очередь необходимо воспитывать ответственного участника дорожного движения, и прежде всего, нужно работать с детьми.
– Дети подражают взрослым, прежде всего – родителям. Поэтому их личный пример – самый лучший и надежный «учитель» для ребенка. Несмотря на свой совсем юный возраст, дети запоминают, где и как они переходят дорогу с родителями, пристегивается ли он, как едет на велосипеде. Уважаемые родители! – обращается к югорчанам главный автоинспектор Югры. – Учите несовершеннолетних не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста приучайте их наблюдать и ориентироваться в дорожной обстановке. Тогда травм и несчастных случаев будет гораздо меньше.
Интересный факт
Снежный май не отбил у россиян желания кататься. Аудитория российских сервисов кикшеринга за первую половину мая выросла на 26 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Как сообщают «Ведомости», чаще всего электросамокаты в аренду берут россияне 25–44 лет, а также пользователи 45+, которые впервые обогнали по размеру молодёжную аудиторию.

Кстати
Проблема с электросамокатами назрела и в Москве, но, как пишет ТАСС, запрещать ездить по тротуарам в столице России электросамокатам не будут. «Нарушителей надо жестче контролировать, – заявил мэр Москвы Сергей Собянин. – Можно все запретить: велосипеды запретить, автомобилистов запретить, потому что они сбивают пешеходов, а можно пешеходов запретить, потому что они мешают автомобилистам. Это вечный конфликт». По его мнению, необходимо искать компромисс и вовлекать в процесс регулирования отрасли всех, в том числе городские видеокамеры и кикшеринговые службы.
Читать в источнике