8,6K подписчиков

«Кризис в кино позади!» - так считает известный клипмейкер, актёр, рёжиссер и успешный продюсер Федор БОНДАРЧУК

Федор Бондарчук — сын выдающего режиссера, народного артиста СССР Сергея Бондарчука и народной артистки РСФСР Ирины Скобцевой.

"У нас уже минимум двадцать миллиардников!" Фото  из архива "7 секретов"
"У нас уже минимум двадцать миллиардников!" Фото из архива "7 секретов"

Впервые появился на экране в 19-летнем возрасте в роли царевича Федора в фильме отца «Борис Годунов» (1986). Через год, будучи студентом ВГИК, снялся в картине своего педагога Юрия Озерова «Сталинград». В 1990 году начал успешную карьеру в качестве клипмейкера.

Первым заказчиком был лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев, который решил сделать видео для популярной песни «До свидания, мама». В 1991 году Федор снимает клип для Натальи Ветлицкой на ее песню «Посмотри в глаза».

Потом заказы посыпались как из рога изобилия. Среди клиентов многие звезды - Пугачева, Орбакайте, Киркоров, Пресняков, Варум, Свиридова, Овсиенко и другие. Однако Федор всегда мечтал о настоящем кино.

С родителями. 1999. Фото  из архива "7 секретов"
С родителями. 1999. Фото из архива "7 секретов"

Фильмы-миллиардники

В этом году Фёдор Бондарчук мог бы отметить юбилей: ровно 20 лет назад, в 2004 году, он снял свой первый большой фильм в качестве режиссера - «9 рота».

Этот военно-исторический боевик рассказывает о судьбе группы из семи солдат-новобранцев, призванных на срочную службу в Советскую армию в конце 1980-х годов.

После нескольких месяцев учебки их отправили в Афганистан. В картине описываются реальные события, произошедшие во время операции «Магистраль», когда десантники 9-й роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка приняли бой у высоты 3234.

Картина получила 7 различных кинопремий и даже выдвигалась на «Оскар». Потом вышли и другие фильмы («Обитаемый остров», «Сталинград», «Притяжение», «Вторжение» и пр.), каждый из которых неизменно приковывал внимание публики.

В детстве. Фото  из архива "7 секретов"
В детстве. Фото из архива "7 секретов"

ОТМЕТИМ, что недавно на ВДНХ состоялась интересная творческая встреча с Фёдором Бондарчуком. Предлагаем наш авторский вариант вопросов и ответов.

Годы без большого кино

- Когда я учился во ВГИКе, кино уже никто не снимал, - рассказал публике Федор Бондарчук. - На него попросту не было денег. В это трудно поверить, но в год тогда выходило всего несколько картин.

Меня спасали музыкальные клипы. Сегодня ситуация в нашем кинематографе разительно отличается. Это настоящая победа. Причем не только режиссеров. Потому что любая победа - это результат общей работы.

Да, наша новая российская киноиндустрия еще совсем молода. Но с каждым годом она набирает обороты. «9 рота» собрала 25 миллионов долларов США (по нынешнему курсу это 2,2 миллиарда рублей — Здесь и далее прим. ред.). Тогда еще все мерили в американской валюте. С тех пор прошло ровно 20 лет. Фильмов-миллиардников снято тоже штук двадцать.

На съемках "9 роты". Фото  из архива "7 секретов"
На съемках "9 роты". Фото из архива "7 секретов"

Сейчас все подсчитывать гораздо проще. А в 2004 году еще не было единого электронного билета, так что точная отчетность практически отсутствовала. Рисовали любые цифры.

Часто все преуменьшали, чтобы уйти от налогов. Хотя кинотеатров после длительного кризиса было не так много, как сегодня. «9 роту» мы показали всего на 200 экранах.

Сейчас кинотеатров уже где-то 3 тысячи. Раньше их массово превращали в торговые центры и в различные учреждения. Проката как такового не существовало.

К 2004 году мы, можно сказать, практически потеряли киноиндустрию. Но, наверное, нужно было дойти до самого дна, чтобы, оттолкнувшись от него, не только выплыть на поверхность, но и успешно преодолевать все новые дистанции.

С родителями и сестрой. Фото  из архива "7 секретов"
С родителями и сестрой. Фото из архива "7 секретов"

Снимают на высшем уровне

- Что помогло выплыть наверх?

- Целый комплекс мер. В том числе и образовательных. Были подготовлены новые кадры. Это касается и режиссеров, и других специалистов, которых мы, к сожалению, потеряли.

Но теперь они точно есть. Фильмы снимаются действительно на высшем уровне. Качество тоже поднималось постепенно. Сначала научились делать классные трейлеры, рассказывающие о новинках экрана.

Часто зрители говорили, что реклама явно лучше самого фильма. И с упреком добавляли: «Что же вы нас так обманываете? Ведь кино явно не такого качества!». А потом уже сами фильмы «подтянулись».

Поскольку мы стали жить в условиях открытой экономики, то российским лентам было архисложно попасть в кинотеатры. К тому же народ предпочитал Голливуд. Да, конкуренция всегда была невероятной. Нам противостоят мировые кинокомпании.

С детьми. Фото  из архива "7 секретов"
С детьми. Фото из архива "7 секретов"

Помню, как мы ломали лед недоверия. Так, 14 февраля 2018 года вышел мощный блокбастер - музыкальный романтический спортивный фильм «Лед» режиссера Олега Трофима (картина о талантливой фигуристке, которая получила серьезную травму из-за ошибки партнера, и о ее отношениях с хоккеистом, чья любовь помогла преодолеть все преграды).

14 февраля 2020 года, также в День святого Валентина, вышел «Лед-2» Жоры Крыжовникова. (Фильм стал продолжением первого «Льда». Общие сборы превысили 1, 5 миллиарда рублей).

А 14 февраля нынешнего года, то есть, как и предыдущие части трилогии, в День всех влюбленных, вышел третий «Лед» режиссера Юрия Хмельницкого, для которого проект стал дебютной полнометражной работой. (Этот блокбастер уже собрал в прокате более 1, 8 миллиарда рублей).

В роли царевича Фёдора в фильме «Борис Годунов» (1986). Фото  из архива "7 секретов"
В роли царевича Фёдора в фильме «Борис Годунов» (1986). Фото из архива "7 секретов"

За честную конкуренцию

- Но, наверное, можно было пойти по китайскому пути, установив квоты для своего кино. Во Франции тоже всячески поддерживают местные фильмы.

- В чем в чем, а в квотировании и прочем нас никогда не упрекали. Я против использования так называемого административного ресурса, чтобы продвигать именно свое.

Мы никого не отодвигали в сторону, никогда не работали локтями. Брали умением! Я всегда был против квотирования или каких-либо ограничений. Есть самые разные схемы, когда, например, сначала в течение какого-то времени идут только национальные картины.

Со второй женой Паулиной. Фото  из архива "7 секретов"
Со второй женой Паулиной. Фото из архива "7 секретов"

Нет, мы всегда честно конкурировали. И сегодня я особенно рад, что мы пошли по этому пути. Параллельно с нами свои миллиарды зарабатывали иностранные кинокомпании. Ну и пусть. А мы все равно будем гнуть свою линию.

Помню, как в 2009 году выпустили фильм «Черная молния». Это новогодний супергеройский фильм, снятый режиссерами Александром Войтинским и Дмитрием Киселёвым.

Примечательно, что картина тогда конкурировала ни с кем иным, как с самим «Аватаром» Джеймса Кэмерона. Представляете? Но ничего страшного. Справились! Премьеру нашей «Черной молнии» посмотрели почти 4 миллиона. Я и сегодня уверен: пусть зритель сам выбирает, на что ему идти.

Причем поначалу он выбирал поистине в дичайшей конкуренции. К сожалению, и сегодня российское кино зритель выбирает не всегда. Но отрадно, что его он предпочитает все чаще. А значит, мы точно на верном пути.

В Советской армии. Фото  из архива "7 секретов"
В Советской армии. Фото из архива "7 секретов"

«Космические» съемки

- «Доброжелатели» иногда пишут, что успех, скажем, фильма «Чебурашка» возник на фоне ухода иностранных кинокомпаний.

- Ерунда! Я с этом не согласен. К выходу «Чебурашки» мы уже успели создать мощную российскую киношколу. А все началось еще со ВГИКа. Когда я сам там учился, в год по всей стране снимали считанные единицы картин.

Но движуха шла. Творческие люди стали объединяться. Вгиковцы открывали свои студии, свои рекламные агентства. Эти компании росли и набирались сил. Так что все росло постепенно.

Самое главное в нашей сфере - это люди. И они пришли. Причем в массовом порядке. За минувшие годы выросло немало специалистов. Наше кино накрыло с головой сразу несколько волн и режиссеров, и продюсеров. А сколько появилось хороших актеров и актрис.

Молодой клипмейкер. Фото  из архива "7 секретов"
Молодой клипмейкер. Фото из архива "7 секретов"

Сегодня у нас отличные киностудии. Они не только ни опаздывают или идут в ногу со временем, но часто его заметно опережают. Уровень продукции высочайший.

Еще надо сказать о технике. Какое же кино без нее. Тут произошла настоящая революция. Студенты ВГИКа знают, о чем я говорю. Свет, звук - сегодня все новое и суперкачественное.

Сама технология съемок уже совершенно другая. Процесс жутко компьютеризирован. Оператор похож на космонавта, который сидит за пультом управления сложнейшего космического корабля.

Я так говорю не ради какого-то хвастовства, а чтобы дать понять: действительно хорошее и большое кино на пустом месте не появляется.

Это касается и «Чебурашки», и других наших великолепных кинопроектов. Причем та же техника не стоит на месте. Только за последние два года она снова ушла далеко вперед. Только успевай следить за новинками.

Режиссёр Юрий Озеров (слева) и Фёдор Бондарчук  в роли снайпера Ивана (второй справа) на съёмках «Сталинграда» (1989).
Режиссёр Юрий Озеров (слева) и Фёдор Бондарчук в роли снайпера Ивана (второй справа) на съёмках «Сталинграда» (1989).

Кинорынок как следует прогрелся

- Когда-то Ленин говорил, что кино является важнейшим из искусств. С другой стороны, сейчас порой пишут, что в СССР ничего не было, в том числе и кино...

- Ну что вы. Госкино СССР был одним из самых больших в стране министерств. В том числе и по объему денег. Одна из главных статей дохода в Советском Союзе был кинопрокат.

Скажем, фильм «Пираты двадцатого века» посмотрели 200 миллионов человек. Можете себе такого представить? Сама цифра кажется невероятной. Всего в СССР было 200 тысяч экранов, то есть мест, где крутили кино. Двести тысяч!

А сейчас в России, как я говорил, всего порядка 3 тысяч экранов. Как говорится, почувствуйте разницу. В советское время массово работали и летние кинотеатры, и передвижки - это когда приезжала машина с кинопроектором.

А потом наступил настоящий провал. Вот откуда мнение, что «кина» не было. Но это был лишь такой период. Помню творческие встречи, когда на вопрос «Кто хочет работать в кино?» в зале стояла гробовая тишина.

С дочерью Варей и первой женой Светланой. Фото  из архива "7 секретов"
С дочерью Варей и первой женой Светланой. Фото из архива "7 секретов"

Руки поднимались за редким исключением. Тогда молодежь в основном хотела что-то, связанное с Интернетом. Чуть ли не каждый мечтал освоить профессию компьютерного дизайнера и тому подобное.

Киноконтентом практически никто не интересовался. Сегодня в это трудно поверить, но кино тогда считали увядающей сферой. Многие думали, что совсем скоро оно вообще перестанет существовать.

А сейчас посмотрите, сколько снимается сериалов. И какого качества. В каждом дворе у нас что обсуждают? Правильно, кино. «Слово пацана» и другие фильмы. Причем люди обсуждают наше родное кино, а не какое-то заграничное.

И зрителей уже миллионы и миллионы. Подтянулись продюсеры. Да и финансисты понимают, что киноиндустрия — это большой и прибыльный бизнес, где крутятся огромные деньги.

Если можно заработать, так почему бы не вложиться. Так что кино действительно вернулось. Можно смело сказать, что кинорынок уже как следует прогрелся. Даже не успеваешь за всем следить — так много сейчас снимают.

- Будет ли четвертый «Лед»?

- Нет. Это ведь была трилогия, она уже завершена. Хочу отметить только что вышедший фильм «Сто лет тому вперед». Это очень дорогая для меня картина. Но не потому, что в нее вложено немало денег. Самое главное — этот фильм как раз передает все торжество нашей нынешней киноиндустрии. Так что советую его посмотреть.

- Благодарим за интересную беседу, желаем дальнейших успехов во всем!

Читайте другие статьи автора:

Два Фёдора: режиссёр и актёр Бондарчук сыграл своего тёзку Конюхова