1,4K подписчиков

Выставки "Русские иконы XIII-XVII веков", "Спор о бороде" в Ярославле в Митрополичьих палатах

Здравствуйте!

Митрополичьи палаты являются сейчас частью Ярославского художественного музея, где проходят выставки икон. Я посетил Митрополичьи палаты, когда здесь проходила выставка русских икон XIII - XVII вв., около 80 шедевров, представляющих художественную и многовековую традицию Ярославля. Не буду скрывать, я купился еще на один интересный проект - "Спор о бороде", о котором прямо указано на камне у Митрополичьих палатах, фото камня вы сможете увидеть ниже. В музее можно купить разные сувениры от местных мастеров, в том числе посвящённых проекту "Спор о бороде" - бородовой знак - специальный медный жетон, который выдавали за оплату права носить бороду и усы. На его лицевой стороне были отчеканены борода и усы с надписью "Деньги взяты". Эти знаки могли использоваться в том числе как платежное средство и назывались они "бородовой копейкой" (на фото ниже бородовой знак, который я купил).

Расположение Митрополичьих палат в Ярославле на Яндекс картах
Расположение Митрополичьих палат в Ярославле на Яндекс картах
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Камень с информацией о проведении в музее проекта "Спор о бороде"
Камень с информацией о проведении в музее проекта "Спор о бороде"
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Митрополичьи палаты в Ярославле (Ярославский художественный музей)
Сувениры в Митрополичьих палатах
Сувениры в Митрополичьих палатах
Сувениры в Митрополичьих палатах
Сувениры в Митрополичьих палатах
Ангел от мастера Арискиной
Ангел от мастера Арискиной
Бородовой знак
Бородовой знак
Бородовой знак
Бородовой знак

"Спор о бороде" это проект, в рамках которого посетитель знакомится с теми историческими событиями, которые произошли в связи с попыткой Петра I запретить ношение бороды в России и подается это всё путем использования аудиовизуальных и мультимедийных технологий. На сайте музея указано, что текст для звукового сопровождения экспозиции разработан его ведущими специалистами, "голосами" экспозиции стали заслуженный артист РФ Куценко С. Ф. и заслуженный работник культуры РФ Горшкова В. В. Перед посетителями разворачивается музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком, без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Я купил билет на эту выставку и не пожалел, но были и те, кто не досматривал и уходил, сейчас расскажу чуть подробнее. Билет на "Спор о бороде" стоит 200 рублей, эта выставка работает по сеансам: начало сеансов – каждый час с 13:00 до 20:00. Когда я прошел в зал выставки, то меня попросили занять место, было 2 стула в центре зала, после этого пошёл фильм. Согласно ему в Митрополичьих палатах летом 1705 г. состоялся спор о бороде жителей Ярославля с митрополитом Ярославским и Ростовским Димитрием (причислен к лику святых). Димитрий Ростовский ответил ярославцам так: "Что отрастет, голова ли отсеченная или борода обриенная?", пытаясь успокоить взволнованный народ и задав такой по сути риторический вопрос. Затем после фильма я прошел в темное помещение, где луч прожектора выхватывал тот или иной музейный предмет в темноте, а голос за кадром вместе с лучом вел меня от предмета к предмету, давая соответствующую информацию о связанном с ним событии. Затем еще одно темное помещение, где луч снова выхватывал изображение того, кто "высказывал" своё мнение о бороде - носить или не носить. По окончании анимации снова вернулся в первый зал и снова фильм, где уже современные мужчины высказываются - почему они решились носить бороду. Подвели итог такой фразой: "борода - это состояние души". Согласно информации с сайта в 2016 г. проект "Спор о бороде" выиграл грантовый конкурс музейных проектов "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда В. Потанина в номинации - "Музейный старт". Теперь с 2016 года проект "Спор о бороде" в Митрополичьих палатах проводится на постоянной основе. По такой цене эту анимационную выставку посетить однозначно нужно и не надо уходить раньше времени, интересный и познавательный проект.

Вход на анимационную выставку "Спор о бороде"
Вход на анимационную выставку "Спор о бороде"
1-ый зал и мониторы, по которым показывали фильм выставки "Спор о бороде"
1-ый зал и мониторы, по которым показывали фильм выставки "Спор о бороде"
1-ый зал выставки "Спор о бороде"
1-ый зал выставки "Спор о бороде"
1-ый зал выставки "Спор о бороде"
1-ый зал выставки "Спор о бороде"
Люди, изображенные на картинах, выступавших за ношение бороды
Люди, изображенные на картинах, выступавших за ношение бороды
Люди, изображенные на картинах, выступающие против ношения бороды
Люди, изображенные на картинах, выступающие против ношения бороды
Элемент анимации в 3-м зале выставки "Спор о бороде"
Элемент анимации в 3-м зале выставки "Спор о бороде"
Бородовой знак, подтверждающий оплату ношения бороды и усов
Бородовой знак, подтверждающий оплату ношения бороды и усов

Русские иконы представлены в музее в нескольких залах. В первом зале музея экспозиция открывается единственной домонгольской иконой, экспонируемой в Ярославле, начала XIII века "Спас Вседержитель". Второй зал экспозиции представлен иконами XVI столетия редких иконографических сюжетов, например, "Иоанн Предтеча". В третьем и самом большом зале музея можно увидеть произведения ярославской иконописной школы XVII века: Икона "Преподобный Сергий Радонежский с житиеми "Сказанием о Мамаевом побоище". В экспозиции можно увидеть подписные иконы приезжих мастеров круга костромского иконописца Гурия Никитина, как: Фёдор Зубов и Семён Спиридонов (Холмогорец). Ниже будут фотографии представленных в музее русских икон XIII - XVII вв. с указанием информации, которую определил сам музей на информационных табличках рядом с каждой из икон. Текст рядом с иконами принадлежит Ярославскому художественному музею и указывается почти дословно с моими пояснениями и комментариями.

1-ый зал музея экспозиции
1-ый зал музея экспозиции
3-ий зал музея экспозиции
3-ий зал музея экспозиции
3-ий зал музея экспозиции
3-ий зал музея экспозиции

Иконы в 1-ом, 2-ом и 3-м залах музея.

Иконостас "Деисусный чин" с тремя иконами (слева направо): "Богоматерь", "Спас в Силах", "Иоанн Предтеча", конец XV века

Иконостас "Деисусный чин" с тремя иконами (слева направо): "Богоматерь", "Спас в Силах", "Иоанн Предтеча", конец XV века
Иконостас "Деисусный чин" с тремя иконами (слева направо): "Богоматерь", "Спас в Силах", "Иоанн Предтеча", конец XV века

Деисусный чин (ряд) - наиболее важная по смыслу часть русского высокого иконостаса, сложившегося к началу XV века. "Деисус" в переводе с греческого означает "моление". Главная идея деисусного чина - моление святых за род человеческий на Страшном Суде. Три представленные иконы являются центральной частью такого деисусного чина. Христос - Судья Мира, изображен здесь в окружении небесных сил, торжественно восседающим на престоле. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча со склоненными главами и молитвенно простертыми руками.

Икона "Илья пророк в пустыне", конец XIV - начало XV века

Икона "Илья пророк в пустыне", конец XIV - начало XV века
Икона "Илья пророк в пустыне", конец XIV - начало XV века

Литературной основой для указанного сюжета служит повествование III Книги Царств о трёхлетней засухе, посланной на Израиль за идолопоклонство как наказание. Илья пророк, ревнитель истинного Бога, оставался во время засухи "у потока Хорафа, что против Иордана", куда вороны, исполняя волю Божью, дважды в день приносили ему пищу. Образ пророка отмечен печатью библейской значимости и необычайной одухотворённость, что достигается простыми и очень выразительными художественными приемами. Силуэт святого массивный, напоминающий огромный камень, он подчеркивается изящной фигуркой птицы, похожей больше на голубя, чем на ворона. Иконописец использует свободное письмо прозрачными красками, сквозь которые просвечивает левка́с, а также небогатую палитру, преимущественно состоящую из песочно-желтых, прозрачных оранжевых и зеленовато-оливковых тонов. Левка́с — это грунт, который представляет собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла. Левка́с используется в подготовке под иконопись и сусальное золочение, где наносится несколькими слоями на грунтуемую поверхность (на иконную доску), а после высыхания шлифуется.

Икона "Распятие", середина - вторая половина XV века

Икона "Распятие", середина - вторая половина XV века
Икона "Распятие", середина - вторая половина XV века

По евангельскому повествованию в центре композиции представлено Распятие Христа на горе Голгофе. В голгофской пещере изображен череп Адама. Кресту предстоят Богоматерь и святая жена, Иоанн Богослов и Ло́нгин сотник - римский воин, уверовавший в Спасителя. Икона написана в лучших традициях новгородской иконописной школы XV века.

Икона "Богоматерь Иерусалимская", конец XV века

Икона "Богоматерь Иерусалимская", конец XV века
Икона "Богоматерь Иерусалимская", конец XV века

На этой иконе вокруг центрального персонажа, Богоматери Иерусалимской, изображены святые. Первый верхний ряд слева направо: Апостол Пётр, Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Апостол Павел. Второй верхний ряд слева направо: Николай Чудотворец, Василий Великий. Третий верхний ряд слева направо: Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Четвертый верхний ряд слева направо: Митрополит Пётр, Леонтий Ростовский. Пятый верхний ряд (самый нижний) слева направо: Мученик Мина, Мученик Никита (трое святых между ними к сожалению неизвестны).

Икона "Спас Вседержитель", начало XIII века

Икона "Спас Вседержитель", начало XIII века
Икона "Спас Вседержитель", начало XIII века

"Спас Вседержитель" - единственная домонгольская икона, экспонируемая в Ярославле. Это моленный образ святых ярославских князей - Василия (1229 - 1249) и Константина (годы его жизни неизвестны) Всеволодовичей. Икона появилась около 1218 года, когда город Ярославль стал столицей удельного самостоятельного княжества, выйдя из состава Ростовской земли. Среди икон домонгольского периода ярославский "Спас" выделяется своей лиричностью и тонким душевным настроем, что в свою очередь напоминает памятники древнего искусства Владимира. У Христа исполненный благородства и спокойствия лик с небольшими глазами, тонким носом и мягко очерченными устами. Лимонно-желтое золото фона, глубокая синь гима́тия (гима́тий - верхняя одежда в виде куска ткани прямоугольного формы), а также золотисто-охристый тон хитона, ки́новарь книжного обреза (ки́новарь - ртутный минерал алой окраски, свежий скол которого напоминает пятна крови) составляют гармонично звучащую цветовую гамму. Изначально она была поддержана светом драгоценных камней, укрепленных на полях иконы.

Икона "Святитель Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах", XV век

Икона "Святитель Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах", XV век
Икона "Святитель Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах", XV век

Клеймами называют размещенные по периметру и на одной доске с главной иконой небольшие сюжеты, которые комментируют основную композицию иконописного образа. Условно иконы с клеймами разделяются на несколько типов и один из самых популярных — икона с житием. Клейма на этой иконе расположены следующим образом со следующими событиями - верхний первый ряд слева направо: "Рождество Николая Чудотворца", "Николая не приемлет молока в среду и пятницу", "Крещение Николы", "Приведение во учение", "Постановление в диаконы". Второй верхний ряд слева направо: "Постановление в епископы", "Чудо о корабельщиках". Третий верхний ряд слева направо: "Утишение бури", "Явление Николы царю Константину". Четвертый верхний ряд слева направо: "Явление Николы трем мужам", "Избавление трех мужей от казни". Пятый верхний ряд слева направо: "Спасение Димитрия со дна моря", "Чудо о ковре". Шестой верхний ряд (самый нижний) слева направо: "Возвращение Агрикова сына Василия", "Изгнание бесов из кладезя", "Исцеление расслабленного", "Преставление Николы", "Перенесение мощей святого из Мир в Бар" (то есть из города Миры Ликийские (сегодня находится в провинции Анталья в Турции) в город Ба́ри (сегодня столица области Апулия в Италии).

Икона "Происхождение честных древ Креста Господня", первая четверть XVI века

Икона "Происхождение честных древ Креста Господня", первая четверть XVI века
Икона "Происхождение честных древ Креста Господня", первая четверть XVI века

В основе этой редкой иконографии - сказание о праздничном крестном ходе ("происхождении" - изнесении) с древом Креста, на котором был распят Спаситель, ежегодно проходившем в Константинополе с 1 по 14 августа. Крестом освящали городские источники воды для отвращения болезней. В нижней части композиции показано, как ангелы опускают крест в источник, вокруг которого сидят жаждущие исцеления, погрузив ноги в песок. Выше представлен Деисус, или моление святых перед Спасителем. Эта часть композиции связана с русской традицией. 1 августа прославляют Спасителя ("равночисленные более песка песни приносим тебе, царь святый") в память о двух победах, одержанных в этот день в 1164 году русским князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами и греческим царем Мануилом над сарацинами.

Икона "Благовещение", середина XVI века

Икона "Благовещение", середина XVI века
Икона "Благовещение", середина XVI века

На иконе представлено событие, описанное евангелистом Лукой и дополненное апокрифическим преданием: архангел Гавриил благовествует Деве Марии о скором рождении у Нее Сына Божьего. Богоматерь на иконах Благовещения изображается с открытой ладонью, словно принимающей "благую весть" и часто с красной нитью в руках. Архангел застал Деву Марию за священным занятием: в доме Иосифа она пряла пурпур для завесы Иерусалимского храма. Красная нить на веретене - не только напоминание о священном рукоделии Девы Марии, но и символ созидающейся плоти Христа. Икона написана художником, который ориентировался на столичное искусство конца XV столетия. Для нее характеры тонкий мастерский рисунок и просторная композиция, ритуально-торжественные, замедленные жесты и движения фигур. Колорит построен на сочетании неярких оливково-зеленого и розового тонов с насыщенной ки́новарью, теплой охрой и золотом.

Икона "Варлаам Хутынский в житии", 1560-е годы

Икона "Варлаам Хутынский в житии", 1560-е годы
Икона "Варлаам Хутынский в житии", 1560-е годы

Снова клейма на иконе о житии, здесь они расположены в таком порядке: первый верхний ряд (самый верхний) слева направо: "Рождение Варлаама", "Крещение Варлаама", "Обучение Варлаама грамоте", "Варлаам раздает имущество нищим", "Пострижение в монахи", "Поставление в диаконы". Далее второй верхний ряд слева направо: "Постановление в иереи", "Явление божественной тучи", "Варлаам строит келию на Хутыни", "Устрашение Варлаама бесами", "Устрашение Варлаама людьми", "Варлаам возводит церковь Преображения". Третий верхний ряд слева направо: "Основание монастыря", "Предсказание о рождении княжеского сына", "Вестник сообщает Варлааму и князю о рождении сына", "Крещение княжеского сына". Четвертый верхний ряд слева направо: "Благословение монастырских рыбаков", "Рыбаки утаили улов", "Раскаяние рыбаков и прощение их Варлаамом", "Принесение Варлааму умершего отрока". Пятый верхний ряд слева направо: "Молитва Варлаама об умершем отроке", "Воскрешение умершего отрока", "Прп. Варлаам, предвидя свою кончину, возвещает братии о выборе своим преемником Антония", "Вестники возвещают Варлааму о прибытии Антония из Константинополя". Шестой верхний ряд слева направо: "Варлаам благословляет Антония на игуменство", "Преставление Варлаама", "Перенесение тела Варлаама в церковь", "Обретение мощей Варлаама", "Исцеление от мощей Варлаама", "Моление некоего человека с женой у мощей прп. Варлаама". Седьмой верхний ряд (в самом низу) слева направо: "Чудо о спасении утонувшего", "Принесение князя Константина к мощам Варлаама", "Исцеление князя у гроба Варлаама", "Вельможи обретают князя здоровым", "Моление новгородского архиепископа с горожанами у мощей Варлаама о теплоте солнечной", "Моление новгородского архиепископа с горожанами у мощей Варлаама о дожде".

Кресты поклонные: Крест с орнаментом, 1512 (слева) и Крест с распятием, 1528 (справа)

Кресты поклонные: Крест с орнаментом, 1512 (слева) и Крест с распятием, 1528 (справа)
Кресты поклонные: Крест с орнаментом, 1512 (слева) и Крест с распятием, 1528 (справа)

Подобные резные белокаменные поклонные кресты ставились "по обету" (по обещанию) в память избавления от эпидемий, стихийного бедствия, а также "людям на исцеление и на прогнание бесов". Их устанавливали на перекрёстках дорог, вставляли в стены храмов для освящения новой церкви старым крестом.

Крест с орнаментом, 1512 (слева): на кресте высечено обронное (с выборкой фона) изображение десятиконечного креста с венком в средокрестии, тростью и копием у нижнего конца, фигурами святых апостолов Петра и Иоанна на поперечной перекладине. На нижнем конце креста высечена надпись, содержащая текст молитвы ко кресту и дату создания памятника.

Крест с распятием, 1528 (справа): на кресте высечено Распятие с предстоящими - полуфигурами Богоматери и Иоанна Богослова, обращенными к Христу. По краям представлены в рост святые Николай Чудотворец и Сергий Радонежский.

Икона "Святая Троица", середина XVI века

Икона "Святая Троица", середина XVI века
Икона "Святая Троица", середина XVI века

Представленная композиция также называется "Гостеприимство Авраама" и иллюстрирует ветхозаветный сюжет о посещении дома Авраама тремя путниками, в которых праотец узнал Бога. Для гостей была приготовлена трапеза: слуга заколол тельца, жена Авраама Сарра испекла опре́сноки (пресный, неквашеный хлеб, который приготовлен без использования хлебной закваски). Изображение Путников-Ангелов это воплощение основного догмата в христианстве о Единосущном и Триипостасном Божестве. На представленной иконе отсутствует сцена заклания жертвенного тельца. При этом в руках Авраама и Сарры, прислуживающих Богу за трапезой, и на престоле перед Ангелами изображены чаши с опре́сноками, что является прообразом Евхаристии и придает иконе явный литургический смысл.

Икона "Богоматерь из Деисусного чина", первая половина XVI века

Икона "Богоматерь из Деисусного чина", первая половина XVI века
Икона "Богоматерь из Деисусного чина", первая половина XVI века

Изображение Богоматери в Деисусном чине возникло под влиянием апокрифа "Хождение Богородицы по мукам". В нем рассказывается о путешествии Девы Марии в ад, где она увидела страдания грешников. Вернувшись на небеса, Богоматерь просила все небесные силы вместе с Ней предстать перед Владыкой "за христианских грешников". По их молитвам Господь ежегодно на Пасху стал освобождать грешников от адских мучений. В соответствии с понимаем образа Богоматери как молитвенницы и предстательницы за людей и возникло ее изображение в молитвенной позе на иконах деисусного чина: со склоненной головой, в трёхчетвертном развороте и молитвенно простертыми руками к образу Спасителя. Представленная икона происходит из современного города Тутаева (до 1918 года Романово-Борисоглебска), но написана мастером, знакомым с искусством Русского Севера.

Иконы Пророческого чина (верхние 4 иконы), XVI век, и иконы Праздничного чина (нижние 3 иконы), вторая половина XVI века

Иконы Пророческого чина (верхние 4 иконы), XVI век, и иконы Праздничного чина (нижние 3 иконы), вторая половина XVI века
Иконы Пророческого чина (верхние 4 иконы), XVI век, и иконы Праздничного чина (нижние 3 иконы), вторая половина XVI века

Иконы Пророческого чина (верхние 4 иконы, слева направо), XVI век: "Гедеон и Наум", "Захария и Даниил", "Соломон и Исайя", "Илья и Елисей". В XVI веке Пророческий чин (ряд) был самым верхним ярусом иконостаса. В него входили иконы ветхозаветных пророков, чьи предсказания символически трактовались как пророчества о Христе и Богоматери.

Иконы Праздничного чина (нижние 3 иконы, слева направо), вторая пол. XVI века: "Благовещение", "Сошествие во ад", "Успение". Яркие, эмоциональные иконы праздничного чина показывают эстетические вкусы посадского населения Ярославля, ставшего в XVI веке крупным торгово-ремесленным центром.

Икона "Страшный Суд", середина XVI века

Икона "Страшный Суд", середина XVI века
Икона "Страшный Суд", середина XVI века

Иконография "Страшного Суда" основана на текстах Священного писания, святоотеческих трудов и апокрифов (произведения религиозной литературы, не включенные в канон Церковью). Смысловым центром этой композиции является изображение Христа в образе "Судьи мира", грядущего на облаках силою и славою великой". Ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча, коленопреклоненные Адам и Ева, ангелы и апостолы с раскрытыми книгами в руках. Ниже - Престол Уготованный, по сторонам от которого изображены пришедшие на Суд праведники и народы неправедные, а большое внимание уделено тому, как изображен ад "в виде геенны огненной" с мытарствами в кругах. Сюда с небес на фоне огненной реки низвергаются бесы - падшие ангелы. Поднимается из ада извивающийся змий, который олицетворяет человеческие грехи. В нижнем регистре иконы представлены праведники, идущие в рай во главе с апостолом Петром. За райскими вратами - праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также схимники (монахи, принявшие великую схиму - строгую степень монашеского посвящения), как ангелы земные, возносящиеся в Горний Иерусалим, символ вечного Царства Небесного.

Икона "Иоанн Предтеча", вторая половина XVI века

Икона "Иоанн Предтеча", вторая половина XVI века
Икона "Иоанн Предтеча", вторая половина XVI века

Иконы Иоанна Предтечи были широко распространены в искусстве XVI века, так как этот святой был небесным покровителем царя Ивана Грозного. Образцом данной иконы послужил образ из личной (домовой) царской церкви - Благовещенского собора Московского Кремля. Как здесь, так и на кремлевской иконе был богатый позолоченный оклад, о чем говорят многочисленные гвозди, крепившие его на фоне вокруг фигуры Предтечи. Связь со столичным искусством позволяет предположить, что заказ на написание этой иконы шел непосредственно от царского двора. Икона созданная в эпоху царствования Ивана Грозного, напоминает о мрачном времени опричнины, передает атмосферу своего времени, драматизм и напряженность.

Икона "Богоматерь Ярославская", первая половина XVI века

Икона "Богоматерь Ярославская", первая половина XVI века
Икона "Богоматерь Ярославская", первая половина XVI века

Представленная икона это список с утраченного образа XIII века и самым ранним изображением Богоматери Ярославской, сохранившимся в городе. Согласно преданию, древняя икона Богоматери с Младенцем являлась родовой святыней первой княжеской династии. Неслучайно празднование иконы приходится на 8 / 21 июня - день памяти святых князей Константина и Василия Всеволодовичей. Иконография Богоматери Ярославской относится к типу Умиления. Младенец приникает ликом к щеке Богоматери. В отличие от других икон подобного типа, здесь представлен особенно лиричный мотив: ручка Младенца доверчиво касается подбородка Богоматери.

Икона "Богоматерь Корсунская", середина XVII века

Икона "Богоматерь Корсунская", середина XVII века
Икона "Богоматерь Корсунская", середина XVII века

На Руси "корсунскими" именовались разные чтимые иконы, происхождение которых связывалось с Корсунью, или Херсонесом - греческой колонией в Крыму. Название представленной иконы свидетельствует о византийском происхождении подобной иконографии, которая представляет собой краткий вариант типа "Умиление" с оплечным изображением Богоматери и Младенца в соприкосновении Их ликами. Такие иконы, как правило, были небольшого размера, а этот представленный образ, предназначенный для местного ряда иконостаса, отличается крупным масштабом. "Богоматерь Корсунская" впечатляет своим совершенством графического решения в написании ликов и рук с почти музыкально сложенными перстами.

Икона "Архангел Михаил Лоратный", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Архангел Михаил Лоратный", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Архангел Михаил Лоратный", конец XVII - начало XVIII века

Эта икона повторяет знаменитый ярославский образ XIII века, который находится в экспозиции Третьяковской галереи. Архангел Михаил - один из девяти архангелов, предводитель (архистратиг) ангельского воинства. Лор - деталь византийского придворного облачения: длинная, украшенная драгоценными камнями лента, особым образом завязанная поверх одежд. Этот символ указывает, что архангел Михаил служит Спасителю (Спаситель изображён внутри зерцала (хрустальной сферы) в руке архангела).

Икона "Вознесение Христово", середина XVII века

Икона "Вознесение Христово", середина XVII века
Икона "Вознесение Христово", середина XVII века

Эта икона может служить характерным примером иконописи 1660-1670-х годов и под влиянием монументальной живописи наблюдается высветление иконописной палитры. Появляется большое количество белых, холодных розовых, серебристо-зеленых тонов, вполне обильно используется листовое твореное золото. В иконописи начинает побеждать декоративное начало. Фигуры изображаются в разных позах и поворотах с выразительными жестами. Они подвижны и разнообразны. Краски приобретают нарядность и эмалевую плотность.

Икона "Воскресение с сошествием во ад", 1640-е годы

Икона "Воскресение с сошествием во ад", 1640-е годы
Икона "Воскресение с сошествием во ад", 1640-е годы

В основе композиции - апокрифический сюжет, описанный в Евангелии от Никодима. Согласно апокрифу, Христос после смерти на кресте Своей душой спустился в ад, сокрушил его врата и вывел из ада всех ветхозаветных праведников. Это событие вспоминают за богослужением Великой субботы. Икона необычайно торжественно и празднична. Ее композиция и звучный цветовой строй рассчитаны на просторный многокрасочный интерьер ярославского храма. Представленная икона является настоящей классикой ярославской иконописи. Золото, охряные и коричневые тона, вспышки красного, черного, белого, богатейшая палитра прозрачных темно-зеленых пигментов создают мощный цветовой аккорд. Сонмы ангелов и праведников двумя потоками обтекают центральную сцену "Воскресения". Масштабные и цветовые сопоставления дают чувство безграничного пространства.

Икона "Единородный сын", начало XVII века

Икона "Единородный сын", начало XVII века
Икона "Единородный сын", начало XVII века

Композиция иконы иллюстрирует песнопение, основная идея которого - Троичность Божества и победа жизни над смертью. В центре композиции изображён Спас Эммануил в небесной сфере, несомой ангелами. Над ним - Саваоф и Святой Дух. По сторонам - Богоматерь Великая Панагия и Архангел Гавриил. Внизу слева Христос в образе воина, сидящий на кресте. Под ним ангел, борющийся с дьяволом. Правее - смерть на апокалиптическом звере. Подобная композиция впервые появилась в древнерусском искусстве в эпоху Ивана Грозного.

Икона "Богоматерь Смоленская", конец XVI века

Икона "Богоматерь Смоленская", конец XVI века
Икона "Богоматерь Смоленская", конец XVI века

Изображение Богоматери Смоленской относится к византийскому типу "Одигитрии" (Путеводительницы). Древнейшая русская икона Одигитрии находилась в Успенском соборе города Смоленска с XII века, где прославилась чудесами и получила своё название "Смоленская". Этот образ получил общероссийское почитание после 1514 года, когда Смоленск был отвоеван войсками Василия III у Литвы и вошел в состав Московского государства. С этого времени появляются и широко распространяются списки с иконы Смоленской Богоматери.

Икона "Мученик Артемий Воин", начало XVII века

Икона "Мученик Артемий Воин", начало XVII века
Икона "Мученик Артемий Воин", начало XVII века

Святой Артемий воин жил в IV веке и был римским наместником Египта. При императоре Юлиане Отступнике за сочувствие христианам святой Артемий был лишен звания военачальника и приговорен сначала к многочисленным мучениям, а затем был казнен через отсечение головы. По преданию, перед своей кончиной святой предсказал смерть нечестивого мучителя: Юлиан-Отступник вместе со своим войском заблудился в аравийской пустыне и умер внезапной загадочной смертью.

Икона "Апокалипсис в 29 клеймах", конец XVI века

Икона "Апокалипсис в 29 клеймах", конец XVI века
Икона "Апокалипсис в 29 клеймах", конец XVI века

Икона редкой иконографии: известны еще два подобных памятника XVI века. Она иллюстрирует 13 - 20 главы Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) - последней книги Нового Завета. В книге описаны чудеса и катаклизмы, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа. В клеймах, читающихся слева направо и сверху вниз, показаны звери, которые выходят из моря и из земли, ангелы, изливающие чаши гнева, торжество Сидящего на престоле. Сумрачная напряженность колорита, экспрессия образов характерны для иконописи конца XVI века. Клейма (сюжеты) на первом верхнем ряду (самом верхнем) слева направо: "Видение Иоанна Богослова о звере, выходящем из моря", "Дракон дает зверю свою силу и власть", "Люди поклоняются дракону", "Зверь, выходящий из земли", "Агнец и верные на горе Сион". Второй верхний ряд слева направо: "Ангел, благовнствующий о Спасителе", "Ангел, возвещающий падение Вавилона", "Ангел, пророчествующий о каре поклонившимся зверю", "Ангел, призывающий серп небесный для жатвы", "Ангел, призывающий серп небесный для винограда", "Семь ангелов и семь последних язв". Третий верхний ряд слева направо: "Первая чаша гнева, излитая на землю", "Вторая чаша гнева, излитая в море", "Третья чаша гнева, излитая в реки", "Четвертая чаша гнева, излитая на Солнце", "Пятая чаша гнева, излитая на престол зверя". Четвертый верхний ряд слева направо: "Шестая чаша гнева, излитая в Евфрат", "Седьмая чаша гнева, излитая в воздух", "Ангел показывает Иоанну Богослову суд над блудницей", "Вавилонская блудница", "Падение Вавилона". Пятый верхний ряд слева направо: "Глас, славящий Господа", "Ангел наставляет Иоанна Богослова", "Истинный, нисходящий с небес на белом коне", "Ангел на Солнце, созывающий на Великую вечерю". Шестой верхний ряд (самый нижний) слева направо: "Ангел, низвергающий дракона в бездну", "Воскресшие страдальцы за Христа в тысячелетнем Царствии", "Освободившийся сатана собирает народы", "Торжество Сидящего на престоле".

Икона "Сретение", начало XVII века

Икона "Сретение", начало XVII века
Икона "Сретение", начало XVII века

На иконе представлено евангельское событие о встрече младенца Христа, принесенного Богоматерью в Иерусалимский храм, и старца Симеона долгое время ожидавшего Спасителя. Симеон, прозванный Богоприимцем, принял младенца на руки со словами: "... ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ибо видели очи мои спасение Твое...". Сбылось пророчество Исайи о рождении Спасителя от избранной Девы (сцена в нижнем левом углу), в котором Симеон усомнился (сцена в нижнем правом углу). Позади Симеона пророчица Анна, ставшая свидетелем этой встречи. В верхней части изображено падение языческих идолов и пророчество Богоматери о крестных страданиях Сына. В нижней части, в адской пасти - обретшие надежду на спасение праведные души.

Икона "Симеон Богоприимец", конец XVII века

Икона "Симеон Богоприимец", конец XVII века
Икона "Симеон Богоприимец", конец XVII века

Симеон Богоприимец это переводчик Библии с еврейского на греческий язык и тот, кто, по преданию, усомнился в словах пророка Исайи о воплощении Спасителя через непорочную земную деву. Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока не увидит собственными глазами чудесно рожденного Богочеловека. После 400-летнего ожидания Симеон узнал в Богомладенце своего Спасителя и принял Его на руки с молитвой: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицес всех людей. Свет во откровение языком и слава людей Твоих Израиля". Эта Симеонова молитва читается или поется в конце вечерни, пред утренней.

Икона "Поклонение веригам апостола Петра", конец XVII века

Икона "Поклонение веригам апостола Петра", конец XVII века
Икона "Поклонение веригам апостола Петра", конец XVII века

Это очень редкий сюжет в русской иконописи, связанный с легендой о том, что проповедовавшего в Риме апостола Петра заключили в тюрьму, заковав его в кандалы и приставив к нему стражу. Однако ангел чудесно явился в темницу и вывел оттуда апостола, при этом железные оковы спали сами собой. Эти вери́ги (оковы, железные цепи) христиане сохранили как величайшую святыню, считая, что они вобрали чудотворную силу апостола. В настоящее время вериги апостола Петра хранятся в Риме. В православном календаре поклонение веригам апостола Петра отмечается 16 (29) января.

Икона "Богоявление", Андрей Савин (Великоселец), 1682

Икона "Богоявление", Андрей Савин (Великоселец), 1682
Икона "Богоявление", Андрей Савин (Великоселец), 1682

Данная икона является единственным известным подписным произведением Андрея Савина, уроженца села Великое под Ярославлем. Иконописец представил важнейшее событие евангельской истории вместе со сценами искушения Христа в пустыне, изображенными в верхней части иконы. На троекратное обращение диавола Христос отвечал ныне знаменитыми словами: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящих из уст Божиих", "Не искушай Господа Бога твоего", "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Интересная и редкая деталь, пришедшая из византийского искусства, - изображение в нижней части водного потока Иордана в виде царицы и моря в образе старца.

Икона "Архидиакон Стефан", середина - вторая половина XVII века

Икона "Архидиакон Стефан", середина - вторая половина XVII века
Икона "Архидиакон Стефан", середина - вторая половина XVII века

Святой Стефан жил в 1-ом веке нашей эры. Он почитается христианской Церковью как первомученик и апостол из числа семидесяти. Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами нести христианское служение, поэтому его называют архидиаконом. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, за что его схватили и привели в синедрион - высшее судилище у евреев. Его обвинили в ложных проповедях. В оправдание Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа. Фарисеи увели его за город и забили камнями до смерти. На иконе Стефан представлен в ее центре в традиционных диаконских одеждах, а по сторонам от него - сцены побиения камнями и погребения святого. Икона решена монументально, как фресковая композиция, но при этом подчеркнутая орнаментальность делает её нарядной и радостной.

Икона "Ярославские чудотворцы - князья Феодор, Давид и Константин, Василий и Константин - и преподобный Макарий Унженский в молении образу Богоматери Толгской", конец XVII - начало XVIII века

Икона "Ярославские чудотворцы - князья Феодор, Давид и Константин, Василий и Константин - и преподобный Макарий Унженский в молении образу Богоматери Толгской", конец XVII - начало XVIII века
Икона "Ярославские чудотворцы - князья Феодор, Давид и Константин, Василий и Константин - и преподобный Макарий Унженский в молении образу Богоматери Толгской", конец XVII - начало XVIII века

Икона представляет весь пантеон ярославских святых (пятеро князей) в молении прославленной святыне Ярославля - чудотворному образу Толгской Богоматери. Образ Макария Унженского - первого святого, который был канонизирован новой династией Романовых в 1619 г., усиливает связь Ярославля со столицей и напоминает о событиях 1612 года, когда Ярославль в Смуту выполнял столичные функции. Продуманность и торжественность образа передается ярким колоритом, выверенной композицией и, конечно, мастерством написания сложных орнаментов облачений.

Икона "Евангелист Матфей в житии", конец XVII века

Икона "Евангелист Матфей в житии", конец XVII века
Икона "Евангелист Матфей в житии", конец XVII века

Евангелист Матфей, один из ближайших двенадцати учеников Христа, до своего призвания Спасителем был мытарем, то есть сборщиком податей (налогов). На иконе изображены его житийные сцены - первый верхний ряд слева направо: "Призвание мытаря Матфея к апостольскому служению", "Проповедь Матфея. Явление Матфею Спаса Эммануила и вручение апостолу чудотворного жезла". Второй верхний ряд слева направо: "Чудо с жезлом, чудесно преобразившимся в плодоносное дерево и истечение его от корня источника", "Исцеление царицы и царевича", "Явление Матфею Спаса Эммануила ночью. Матфей рассказывает о чудесном явлении епископу". Третий верхний ряд справа налево: "Царь Фульван послал на апостола "зверообразных" воинов", "Разгневанный царь пытается схватить Матфея, но слепнет. Матфей возвращает царю зрение". Четвертый верхний ряд (самый нижний) слева направо: "По царскому повелению Матфея сжигают, окружив печь золотыми идолами. Матфей предает душу в руки Божии", "По велению царя гроб Матфея вкладывают в железный ковчег и бросают в море", "Обретение ковчега с гробом Матфея епископом Платоном", "Крещение царя и наречение его именем Матфей".

Икона "Богоматерь Хлыновская", Семен Иванов, 1684

Икона "Богоматерь Хлыновская", Семен Иванов, 1684
Икона "Богоматерь Хлыновская", Семен Иванов, 1684

Ярославец Семен Иванов - кормовой иконописец оружейной палаты Московского Кремля. Участвовал в росписи Успенского собора в Ростове (1670), церкви Спаса Нерукотворного (1676) и Успенского собора (1680) в Москве, церкви Спаса на Городу (1693), Иоанна Предтечи (1694-1695), Михаила Архангела (1731) в Ярославле. Образ "Богоматери Хлыновской", вятской чудотворной иконы, был написан Семеном Ивановым для ярославского кафедрального Успенского собора. На обороте сохранилась надпись: "... Лета 7192 (1684) году месяца августа сий образ писал ярославский иконописец Семен Иванов в Ярославли Соборную церковь при протопопе Аникии".

Икона "Страшный Суд", вторая половина XVII века

Икона "Страшный Суд", вторая половина XVII века
Икона "Страшный Суд", вторая половина XVII века

Композиция иконы представляет нам грандиозную картину Конца Света, сложившуюся в христианстве. Все сцены упорядочены и образуют подобие арки, символизирующей врата в Царство Небесное, которые откроются после окончательного решения судьбы человечества. Композиция иконы по-ярославски подчеркнуто симметрична и имеет центральную ось, образованную фигурой Спасителя, изображениями Престола с крестом, Божьей десницы, образом судимой человеческой души. Эта вертикаль разделяет пространство иконы и все изображенные образы на две части: праведные и неправедные. Справа от Христа, в левом нижнем углу, - спасенные праведники шествуют в рай, слева от Христа - неверные низвергаются в адскую бездну, и это неодолимое следствие подчеркивается динамичной композиционной диагональю. Колорит иконы построен в излюбленной "ярославской" цветовой гамме: контрастном сочетании яркой ки́новари и темной празелени, золота и белил. Уравновешенная композиция и яркий колорит создают настроение праздника, торжества справедливости и красоты. Это позволяет считать икону эталонным произведением "золотого века" Ярославской иконописи.

Икона "Спас Вседержитель в раме с клеймами страстей", середина - вторая половина XVII века

Икона "Спас Вседержитель в раме с клеймами страстей", середина - вторая половина XVII века
Икона "Спас Вседержитель в раме с клеймами страстей", середина - вторая половина XVII века

Иконография Иисуса Христа в рост восходит к ранним византийским образцам. Христос представлен на иконе как Небесный Царь и Великий Судья, что полностью соответствует с понятием Вседержителя. Спаситель благословляет правой рукой, а левой держит закрытое Евангелие. Образ отличается одновременно кротостью и величием. В клеймах рамы изображены евангельские тексты о страданиях и распятии Христа. Клеймы (сюжеты) на иконе нужно читать сверху вниз и слева направо (сначала две верхние слева направо, затем следующие две нижние сверху слева направо и так далее), где изображены следующие евангельские тексты: "Тайная вечеря и Моление о чаше", "Поцелуй Иуды", "Христос перед Анной", "Христос перед Каиафой", Христос перед Пилатом", "Пилат умывает руки", "Венчание терновым венцом", "Распятие", "Снятие со Креста и Положение во гроб", "Наложение печатей на гробницу Христа".

Икона "Преподобный Сергий Радонежский с житиеми "Сказанием о Мамаевом побоище", средник и житийные клейма - конец XVI века, московский мастер, житийные сцены в среднике - 1650-1660-е годы, ярославский мастер, нижняя надставка - 1680-е годы, ярославский мастер

Икона "Преподобный Сергий Радонежский с житиеми "Сказанием о Мамаевом побоище", средник и житийные клейма - конец XVI века, московский мастер, житийные сцены в среднике - 1650-1660-е годы, ярославский мастер, нижняя надставка - 1680-е годы, ярославский мастер
Икона "Преподобный Сергий Радонежский с житиеми "Сказанием о Мамаевом побоище", средник и житийные клейма - конец XVI века, московский мастер, житийные сцены в среднике - 1650-1660-е годы, ярославский мастер, нижняя надставка - 1680-е годы, ярославский мастер

Икона создавалась в 3 этапа на основе трех литературных источников. В конце XVI века были написаны образ святого в среднике и 24 клейма полей. Они иллюстрируют житие Сергия начала XV века. Сцены внутри средника следуют новой редакции жития преподобного, опубликованной в 1646 году. Нижняя надставка с миниатюрными сценами на сюжет "Сказания о Мамаевом побоище" является единственным изображением Куликовской битвы в древнерусской иконописи (1380). Для начала перечислю клейма на иконе (по краю иконы вокруг ее центрального изображения), которые нужно читать сверху вниз и слева направо (сначала верхние слева направо, затем нижние сверху слева направо и так далее), где проиллюстрированы следующие из жизни Сергия события: "Рождество Варфоломея", "Младенец Варфоломей отказывается от материнского молока", "Крещение Варфоломея", "Святая Троица", "Приведение во учение", "Встреча с черноризцем", "Решение Варфоломея посвятить себя Богу", "Пострижение Варфоломея", "Приход монахов к Сергию и основание обители", "Искушение Сергия бесами", "Труды Сергия в обители", "Монахи молят Сергия принять игуменство", "Постановление Сергия в диаконы", "Постановление Сергия в иереи", "Начало игуменства Сергия", "Уход из монастыря и строительство церкви на Киржаче", "Видение райских птиц", "Явление Богоматери Сергию", "О епископе, пришедшем видеть Сергия", "Воскрешение отрока", "Несение гроба с телом Сергия", "Погребение Сергия", "Исцеление бесноватого", "Исцеление слепого". Сцены в среднике слева: "Явление Сергия Софье Палеолог", "Видение ангела, сослужащего Сергию, и видение Божественного огня", "Осада города Опочки", "Осада Троицкого монастыря". Сцены в среднике справа: "Явление Сергия на месте строительства Свияжска и присоединение горных черемис", "Сергий кропит святой водой стены Казани", "Умножение хлебов на Троицком подворье в Москве во время польской осады". Нижняя надставка: в левой части композиции - Москва, а также города и села, пославшие свои войска на помощь Дмитрию Донскому. Над изображением Ярославля - сцена благословения Сергием князя Димитрия. В центре - Успенский собор Московского Кремля и моление князя перед битвой. Правее - Куликовская битва с поединком Пересвета и Челубея. Справа - лагерь Мамая и выступление его войск. На нижнем поле - возвращение победителей, погребение погибших (слева), бегство и гибель Мамая (справа).

Икона "Похвала Богоматери с акафистом в 22 клеймах", первая половина - середина XVII века

Икона "Похвала Богоматери с акафистом в 22 клеймах", первая половина - середина XVII века
Икона "Похвала Богоматери с акафистом в 22 клеймах", первая половина - середина XVII века

Символическая композиция "Похвала Богоматери" основана на одном из литургических песнопений, в котором перечисляются ветхозаветные прообразы Девы Марии. В среднике иконы Богоматерь изображена на престоле, в окружении ветхозаветных пророков, прославляющих Ее как Матерь воплотившегося Бога. В клеймах иллюстрируются стихи Акафиста - церковного песнопения в честь Богоматери, в котором вспоминаются события Ее земной жизни и деяния воплощенного Сына Божьего. Клейма читаем сверху вниз и слева направо (сначала верхние слева направо, затем нижние сверху слева направо и так далее), где: "Взбранной воеводе победительная...", "Благовещение", "Благовещение", "Благовещение",  "Встреча Марии и Елизаветы", "Сомнения Иосифа", "Рождество Христово", "Волхвы скачут на свет Вифлеемской звезды", "Поклонение волхвов", "Волхвы возвращаются в Вавилон", "Бегство в Египет", "Сретение", "Нову показа тварь...", "Странное рождество видевше устранимся мира...", "Весь бе в нижних и вышних...", "Всякое естество ангельское удивися...", "Ветия многовещанные...", "Спасти хотя мир...", "Пение всяко побеждается...", "Благодать дати восхотев...", "Поюще твое Рождество...", "О всепетая Мати...".

Икона "Спас на престоле с припадающими", середина - последняя треть XVII века

Икона "Спас на престоле с припадающими", середина - последняя треть XVII века
Икона "Спас на престоле с припадающими", середина - последняя треть XVII века

Изображение Спаса на престоле относится к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве. В иконографии иконы есть ряд особенностей, указывающих на ее новгородские истоки. Строго фронтальное и симметричное положение фигуры, а также жест правой руки Христа, указывающей на Евангелие, напоминает древнюю новгородскую икону "Спас Златая риза", ныне находящуюся в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Спас представлен на богато оргаментированном троне. Перед Христом четверо коленопреклоненных. Трое из них в святительских одеждах, их имена не читаются, а четвертая - святая мученица Улита в царской короне.

Икона "Хвалите Господа с небес", вторая половина XVII века

Икона "Хвалите Господа с небес", вторая половина XVII века
Икона "Хвалите Господа с небес", вторая половина XVII века

Икона подробно иллюстрирует 148 псалом царя Давида, в котором весь тварный мир призывается к прославлению Создателя. Представленная иконография получила свое название по первой строчке этого псалма и имеет двучастную композицию, изображающую мир небесный и земной в соответствии со стихами песнопения. В верхней части композиции представлены ангелы и силы небесные, предстоящие перед Спасом Эммануилом. Выше изображены "солнце и луна... звезды и свет... небеса небес и воды, что выше небес". Нижняя часть композиции, символизирующая сотворенную Богом землю, включает в себя мир людей, возглавляемый царями, а также представителей животного и растительного мира. Здесь интересны изображения экзотических животных - жирафов, слонов, львов и единорога. В композиции иконы отразилось стремление, присущее средневековому искусству, охватить многогранную картину мира.

Икона "Богоматерь Толгская с клеймами "Сказания об иконе Толгской Богоматери", 1655

Икона "Богоматерь Толгская с клеймами "Сказания об иконе Толгской Богоматери", 1655
Икона "Богоматерь Толгская с клеймами "Сказания об иконе Толгской Богоматери", 1655

Образ Богоматери Толгской - самая стимая чудотворная икона Ярославля. По преданию, она явилась ростовскому владыке Трифону в 1314 году на берегу реки Толги, притоке Волги, где был основан мужской монастырь (с 1987 - женский). Данная икона это первый список с древнего чудотворного образа и первая икона, проиллюстрированная Сказанием об иконе и ее чудесах. По образцу этой иконы впоследствии писали многочисленные образы Богоматери Толгской со Сказанием. Клейма читаем сверху вниз и слева направо (сначала верхние слева направо, затем нижние сверху слева направо и так далее), где: "Ночное явление ростовскому владыке Трифону яркого сияния", "Переход владыки по нерукотворному мосту через Волгу и моление парящей в воздухе иконе Богоматери", "Возвращение владыки в шатер", "Рассказ Трифона спутникам о ночном явлении иконы", "Строительство обыденной церкви на месте явления иконы при впадении Толги в Волгу", "Освящение церкви и основание Толгского мужского монастыря", "Чудо об истечении мирра от иконы Толгской Богоматери", "Воскрешение сына воеводы Никиты", "Моление о чадородии князя и княгини", "Чудо исцеления девицы Марии от болезни глаз", "Пожар в монастыре и уход монахов из обители", "Обретение иконы Толгской Богоматери на дереве", "Возвращение иконы в монастырь", "Исцеление царя Ивана Грозного", "Спасение паломника Григория от разбойников", "Возвращение вором Симеоном похищенных монастырских ценностей", "Спасение клирика Марка из полыньи", "Спасение тонущих ярославских купцов", "Исцеление бесноватого Иоанна", "Молебен иконе Толгской Богоматери в доме московской жены Иулиании", "Исцеление расслабленного", "Встреча крестного хода с иконой Толгской Богоматери жителями Ярославля", "Молебен перед Толгской иконой Богоматери в Ярославском Успенском соборе", "Исцеление девицы Татьяны во время крестного хода".

Икона "Рождество Христова", круг Иосифа Владимирова, середина XVII века

Икона "Рождество Христова", круг Иосифа Владимирова, середина XVII века
Икона "Рождество Христова", круг Иосифа Владимирова, середина XVII века

Иосиф Владимиров (уп. 1642-1666) - один из крупнейших царских изографов XVII века, автор первого в России теоретического труда об искусстве. Иосиф Владимиров был дружен с Симоном Ушаковым и так же, как он, желал приблизить русское искусство к общеевропейскому уровню, сохранив в нем национальные традиции. Икона представляет собой пространный и любимый в Ярославле вариант иконографии Рождества Христова, основанный на евангельских текстах и на повествовании апокрифического Протоевангелия Иакова. Это самая ранняя из известных нам икон такой иконографии. На иконе происходят следующие действия: Действие стремительно разворачивается вокруг центральной сцены Рождества, представленной на фоне руины. Всадники-волхвы, следующие за Вифлеемской звездой, зрительно начинают движение сюжетов, сменяющих друг друга. Далее представлены: принесение даров, искушение Иосифа и явление ему ангела, поклонение пастухов, явление ангелов волхвам, их возвращение в свои земли и бегство святого семейства в Египет. Значительную часть изображения занимает сюжет об избиении вифлеемских младенцев, который проработан здесь необычайно широко. Сюжетно с этой сценой связаны события, о которых повествуется вокруг: первосвященники и книжники перед Иродом, плач матерей иудейских, убийство Захарии в храме, спасение Нафанаила под смоковницей, спасениеи в пещере святой Елизаветы и младенца Иоанна Предтечи.

Камень преткновения "Спор о бороде", установлен рядом с Митрополичьими палатами
Камень преткновения "Спор о бороде", установлен рядом с Митрополичьими палатами
Выставка "Русские иконы 13-17 веков" в Митрополичьих палатах
Выставка "Русские иконы 13-17 веков" в Митрополичьих палатах

Экспозиция очень продуманная и качественно построенная. Объединена четкой конструктивной идеей, создает цельное и гармоничное представление об искусстве и конкретно о русской иконе. Очень вежливые сотрудники, которые подсказывали и отвечали на интересующие вопросы. Сами залы хорошо оборудованы, выполнены в разных цветах, что визуально отделяет один зал от другого. Анимационная выставка "Спор о бороде" мне также понравилась, познавательно и в легкой форме доносятся до зрителя важные исторические события нашей страны. Советую посетить Митрополичьи палаты непосредственно и в первую очередь ознакомиться с выставкой русских икон, созерцать их лично доставляет огромное эстетическое удовольствие.