Найти тему
Хронопортация

Наш ответ машине из фильма "Фантомас разбушевался". Вездеход будущего из СССР мог не только ездить, но и летать по бездорожью

Оглавление

Либералы утверждают, что в СССР выпускали одни галоши. Только это ложь. Благодаря острой конкуренции двух систем: социалистической и капиталистической, наша страна в 50-е и в 60-е годы смогла достичь пика своего могущества и расцвета, в том числе в области разработки новых видов техники. Денег не жалели. Ученые получили карт-бланш и брались за самые смелые проекты. Именно тогда создали автомобиль "ГАЗ-16", словно прибывший к нам из далекого будущего, настолько необычен его вид.

Удивительны были и его возможности. "ГАЗ-16" мог не только быстро ездить, но и парить в воздухе, даже летать, преодолевая бездорожье и водные поверхности. Ему не нужны были ни мосты, ни паромы. А теперь мы поговорим подробней об этом и о том, какие сложности возникли при создании машины.

Автомобиль из будущего

Трёхкратный чемпион СССР Михаил Метелев (слева) и конструктор ГАЗ Алексей Андреевич Смолин.
Трёхкратный чемпион СССР Михаил Метелев (слева) и конструктор ГАЗ Алексей Андреевич Смолин.

В 1959 г. компания Daimler-Benz сконструировала автомобиль на воздушной подушке. Естественно, в СССР не могли допустить, чтобы капиталисты обошли в развитии социалистическое государство. Поэтому в 1960 году в нашей стране на заводе "ГАЗ" приступили к разработке гибрида автомобиля и судна на воздушной подушке. Что должно было обеспечить с одной стороны высокую экономичность, а с другой высокую проходимость.

Руководителем проекта назначили ведущего специалиста Алексея Смолина, в том числе по той причине, что он прежде работал конструктором на Казанском авиазаводе. К работе также подключились инженеры ЦАГИ. Вначале, чтобы не рисковать, исследователи провели испытание на небольшой модели, созданной в масштабе 1:10. Оно прошло успешно. Поэтому в 1962 г. создали полноценный образец, получивший официальное название "ГАЗ-16". В народе автомобиль окрестили "Летающая Волга".

Размеры гибрида составили: длина – 7.5 м, ширина – 3.5 м, высота – 1.7 м, клиренс – 15 см, масса – 2.1 т. Восьмицилиндровый двигатель взяли от "ГАЗ-13" ("Чайки"), он имел мощность 195 л.с. Шасси, рулевое управление и тормоза приспособили от "Волги" "ГАЗ-21". Перед преодолением бездорожья шасси убиралось с помощью гидравлического привода. Максимальная скорость "ГАЗ-16" на шоссе составляла 170 км/ч, крейсерская – 70 км/ч.

Испытание прототипа на улицах Москвы.
Испытание прототипа на улицах Москвы.

Кузов имел обтекаемую футуристическую форму. Сзади располагались два мощных нагнетающих вентилятора, которые и создавали воздушную подушку. Они приводились в действие парой вспомогательных мотоциклетных двигателей мощностью 28 л.с. каждый. Только этого оказалось недостаточно и на модели "ГАЗ-16Б" дополнительно установили газотурбинный двигатель ГТД-350 от вертолета Ми-2. Воздух внизу под давлением выходил из щелей-жалюзи, расположенных под углом 45 градусов, он и двигал аппарат вперед. Скорость полета достигала 40 км/ч.

"ГАЗ-16" стал первым летающим автомобилем в СССР. Конечно, он не такой идеальный, как гибрид, показанный в фильме "Фантомас разбушевался", что вышел на экраны в 1965 году. Но зато он реальный, а не киношный.

Судьба смелого проекта

Чудо-машина, вид спереди.
Чудо-машина, вид спереди.

К сожалению, ликвидировать недостатки летающего автомобиля не удалось. Если на шоссе к нему особых претензий не имелось, то высота воздушной подушки достигала всего 15 см, поэтому гибрид мог передвигаться только над идеально ровной поверхностью. При полете над водой возникало множество брызг, затруднявших пилоту обзор и управление. Но даже не это главное.

При движении на воздушной подушке "ГАЗ-16" с трудом мог удержаться в коридоре шириной 12 метров. Змейку между флажками он вообще пройти ни разу не сумел. В интернете есть видео данных экспериментов. Расход горючего зашкаливал. Да и себестоимость "летающей Волги" оказалась в несколько раз выше, чем у обычных автомобилей, слишком сложной оказалась конструкция. В итоге от дальнейшей разработки "ГАЗ-16" отказались.

Вид сзади.
Вид сзади.

Вот только данный проект нельзя назвать провальным. Это была попытка нащупать новое перспективное направление в создании техники и расширить горизонты автомобилестроения. Её необходимо было осуществить, да и летающий автомобиль уникальной конструкции в итоге создали! Просто оказалось, что на данном этапе развития человечества он пока не нужен. Дорогу осилит идущий. А в СССР люди шли вперёд и искали...

Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Скоро будет много новых интересных статей, поэтому порекомендуйте его друзьям и знакомым.