83,4K подписчиков

За ложь поплатилась головой

1,9K прочитали

Как дворянка, которой она стала, дважды выйдя замуж за дворянина, она могла быть приговорена к смерти только через обезглавливание. Виселица была предназначена исключительно для плебеев.

Двоеженство и обман простой крестьянки из польского города Кольбушова привели её к ужасной участи. Но поскольку она уже официально стала женой и матерью дворянина, то Люблинский трибунал не мог поступить иначе, и вынес приговор — плаха.

Список преступлений, в которых обвинялась Агнешка (в крещении Ядвига) Махувна, полностью оправдывал этот приговор. Кроме того, это был уже второй приговор Трибунала по одному и тому же делу.

Предыдущий суд оправдал мошенницу, предоставив ей шанс раскаяться в содеянном. Но хитрая и проворная Ядвига отнюдь не собиралась вести образ жизни благородной польской дворянки. Эта обычная крестьянская девушка, стала величайшей интриганкой и авантюристкой Речи Посполитой, перед которой открывали свои двери самые эксклюзивные европейские салоны, в том числе и императорские.

Сельская мечтательница

Она родилась, вероятно, в 1648 году. Её отцом был солдат или барабанщик. А ее мать, Ядвига, обычной крестьянкой. При крещении Агнешка получила имя Ядвига, и часто пользовалась именем Ядвиги, напоминавшем ей о матери. Отец не особо интересовался своей дочерью. Детство её прошло с матерью, а после её внезапной кончины - в доме двух тёток.

В целях иллюстрации
В целях иллюстрации

Детство Ядвиги ничем не отличалось от детства её сверстников в польских деревнях. Она помогала на ферме, занималась хозяйством, пасла гусей и стада, доила коров и вставала с первыми лучиками солнца.

Когда она начала подрастать, то стала выделяться своей красотой и склонностью к флирту. Сельчане заглядывались на её аппетитные формы, молочную белую кожу и румяное лицо от свежего воздуха и физического труда.

Поэтому тётки Ядвиги решили выдать свою племянницу замуж. Её мужем стал Бартош Заторский, придворный казак из рода Любомирских. Вполне удачная партия для девушки из бедной семьи. Однако этот брак совершенно не устраивал Ядвигу.

Ей быстро наскучил её муж, по этой причине она уехала в более роскошный Краков, поближе к светской жизни. У молодой крестьянской девушки совершенно не было плана. Она знала лишь одно — вечно штопать свои порванные юбки и портки мужа она не хочет.

Пребывание в Кракове стало поворотным моментом в её жизни. Это уже было не её село с ветхими домиками тётушек или столь же ветхой квартиркой придворного казака. Молодая замужняя женщина бросилась в вихрь городских удовольствий.

Краков
Краков

По сути, она создала свою биографию полностью с нуля. Она создала легенду о своем детстве. Якобы её отцом был некто из благородного рода Зборовски, а матерью урожденная Копциовна. Когда её биологические родители погибли, то одна женщина похитила её, увезла в глухую деревню и заменила ей мать.

Повзрослев и узнав правду о своем благородном происхождении, Ядвига сбежала от своей приемной матери и стала искать родственников в Кракове. Очарованные мужчины охотно верили в эту ложь, и что перед ними стоит не крестьянка, а потомственная дворянка.

Спустя время, наполнив свои карманы золотом, Ядвига вернулась к своему мужу, который простил взбалмошную жену. Однако это воссоединение оказалось недолгим.

Перспектива прожить всю жизнь с Бартошем Заторским её совсем не устраивала. И она снова отправилась в большой город. На этот раз выбор пал на Варшаву, и, как выяснилось позже, она покинула родное село навсегда.

Из крестьянки в дворянку

В Варшаве Ядвига окончательно превратилась в благородную Агнешку Зборовскую. Оказалось, что у неё есть дар быстро учить иностранные языки. Овладев французским языком, Агнешка могла как-никак привести существенные доводы своего благородного происхождения.

Ведь простая крестьянка или женщина из среднего класса не знала ни французского, ни латыни. Аристократия, однако, даже внутри семьи, между собой, говорила по-французски.

О её пребывании в Варшаве, как и в Кракове, почти ничего не известно. Она блистала при дворе польского короля Михаила Корибута Вишневецкого и его жены Элеоноры Марии Австрийской.

Именно там она встретила и полюбила богатого офицера императорской армии Коллати фон Экерина, на которого её красота и обаяние произвели огромное впечатление. Вскоре она вышла за него замуж и уехала с мужем в Вену.

В целях иллюстрации
В целях иллюстрации

Вдали от дома, уже в качестве законной жены австрийца, она могла, наконец, броситься в светскую жизнь, полную флирта и скандалов. Её не останавливал даже тот факт, что Коллати не одобрял такой образ жизни своей жены.

Коллати уехал из Вены в свое поместье, надеясь, что Агнешка, лишившись средств к существованию, быстро вернется к нему с покаянием. Однако он недооценил наглость своей жены, которая, представившись дочерью польского аристократа, отправила жалобу Леопольду, императору Священной Римской империи. Она сообщила, якобы Коллати, имперский офицер, похитил ее из монастыря и принудил к браку.

Агнешка ловко представилась порабощенной, ограбленной и брошенной несчастной польской аристократкой. Поэтому она легко добилась аудиенции у императора Леопольда.

Слезы, отчаяние и красота польской кокетки произвели на императора большое впечатление. Без какой-либо проверки достоверности этой жалобы, император приказал Коллати немедленно, под угрозой тюремного заключения и конфискации всего имущества, вернуть Агнешке всё до копейки из её приданого, якобы полученного от её родителей.

Её мечта наконец-то сбылась. Она была независима, красива и богата. Она смогла отправиться покорять Европу. В кругу её поклонников, не было недостатка в самых именитых австрийских, итальянских и французских аристократах и даже священниках, епископах и кардиналах, восхищенных и плененных её необычной красотой.

В целях иллюстрации
В целях иллюстрации

На содержание дома, чтобы заводить знакомства и поддерживать уровень польской дворянки, уходила значительная часть полученного богатства от Коллати. Агнешка или Агнесса, как называли её в Европе, вовремя заметила это и решила обеспечить себе стабильность в жизни. Самый простой способ сделать это - заключить новый подходящий брак. Желательно с молодым и богатым польским аристократом.

Новая мишень

Возможность представилась как нельзя кстати. Ее целью стал 16-летний Станислав Рупневский из благородного дома кастеляна Сонча. Юный Станислав недавно осиротел и прибыл в Вену, чтобы немного развеяться. Родственники отправили Станислава под присмотром учителя в путешествие по Европе, чтобы смягчить боль от неожиданной потери родителей. По наущению своего наставника подросток вел пышную и беспутную жизнь.

Неудивительно, что вскоре он был хорошо известен среди женщин в определенных венских светских кругах. Для Агнешки не имело значения, что Станислав Рупневский оказался почти на 10 лет моложе ее. Больше всего ей были важны богатство и громкая фамилия.

Она первой нанесла визит юному кастеляну. Уже эта первая встреча заставила Станислава Рупневского мгновенно влюбиться в свою прекрасную соотечественницу. Почти сразу же он сделал ей предложение руки и сердца.

Как только молодой аристократ попросил Агнешку выйти за него замуж, она тут же отправила слуг на улицы Вены, чтобы те привели, пусть даже силой, первого встречного священника. На улице был пойман священник, который за соответствующую сумму, обвенчал влюбленных.

Молодая пара, желая избежать злобных сплетен, которые мог вызвать столь необычный брак, быстро покинула Вену, чтобы провести медовый месяц в Италии и Франции.

В целях иллюстрации
В целях иллюстрации

Однако это путешествие не было счастливым, так как во время него Станислав Рупневский умер при неизвестных обстоятельствах. Могла ли Агнешка приложить к этому руку? Это история умалчивает. Агнешка вернулась в Вену, где у неё лучше всего получалось плести интриги и искать женихов.

Однако неизвестно, была ли она беременна, или вернулась в Вену уже после рождения ребенка, который, как она позже утверждала, родился в Париже.

Споры о наследстве

Агнешка приехала в Вену, чтобы получить документ, подтверждающий ее брак со Станиславом Рупневским. Как только она получила нужный документ, то сразу же отправилась в Польшу.

Это решение оказалось для нее крайне неудачным. В конце концов, она могла бы спокойно жить в Вене, где у нее не было недостатка в поклонниках и тех, кто мог бы обеспечить ей и ее ребенку обеспеченную жизнь. Но она решила иначе.

По прибытии в Польшу она сразу же предъявила права на наследство мужа и его родителей. Это оказалось непростой задачей. Ведь у Станислава Рупневского была старшая сестра, Анна Барбара, вторая жена Франциска Шембека, которому она родила пятерых сыновей. От первого брака у Шембека было еще восемь детей. Хотя он был богатым и титулованным человеком, но он был крайне заинтересован в наследстве от брата жены, благодаря которому он мог обеспечить соответствующее социальное положение всем своим детям.

Поэтому вся семья Шембек поддержала Анну в ее борьбе за наследство родителей и младшего брата. Тем временем Агнешка, уже представлявшаяся Рупневской, вдовой Станислава, как только прибыла в Польшу, не дожидаясь вердикта суда, с оружием в руках вторглась во владения покойного мужа. Она захватила их от имени своего несовершеннолетнего сына, который, не факт, что был рожден именно от Станислава.

В целях иллюстрации
В целях иллюстрации

Анна подала на Агнешку в Люблинский трибунал, добиваясь аннулирования брака своего покойного брата. Анна обвинила вдову брата в двоеженстве, поскольку ее австрийский муж Коллати был еще жив, а также в присвоении фамилии Зборовских.

Судебный процесс затянулся более чем на четыре года, сопровождаясь ложью и лжесвидетелями, выдвинутыми обеими сторонами дела. И Агнешка, и Анна Шембек не соглашались ни на какие полюбовные решения.

Когда дело стало принимать неблагоприятный для Агнешки оборот, то она укрылась в монастыре и там разработала дальнейшую стратегию действий. Прежде всего она решила найти кандидата в мужья, который мог бы успешно защищать её в трибунале.

Она выбрала Казимира Домашевского, старосту Лькова и королевского ротмистра. Он был сыном люблинского кастеляна, что стало большим преимуществом во время суда в Люблинском трибунале.

Агнешка Рупневская прекрасно понимала, что Домашевский женился на ней из-за её драгоценностей, которыми она намеренно хвасталась перед ним, и из-за перспективы получить наследство её покойного мужа. Но она полностью доверилась Казимиру, надеясь, что, столкнувшись с вероятностью конфискации имущества, он все равно будет верен ей. Она назначила Казимира своим полномочным представителем, в то время как сама по-прежнему не выходила из монастыря.

В целях иллюстрации
В целях иллюстрации

Поначалу Домашевский, благодаря своим родственным и социальным связям, действительно принимал активное участие в защите интересов своей жены. Однако он недооценил семью Шембек. Шембеки нападали не только на Агнешку, но и на Казимира Домашевского, обвиняя его в лжесвидетельстве и соучастии в преступлениях жены. Трибунал признал доводы семьи Шембек и вынес приговор не только Агнешке, но и Домашевскому. Этот приговор означал для него конец всякой карьеры.

Расстроенный Казимир предал свою жену. Он предложил Анне, что в обмен на соответствующее вознаграждение и помощь в отмене приговора суда он не только укажет местонахождение Агнешки и её сына, но и заставит ее покинуть монастырь. Он также пообещал, что предоставит им информацию обо всех известных ему фактах из прежней жизни Агнешки. Эти обвинения в конечном итоге оказали решающее влияние на ход судебного процесса.

Анна Шембек согласилась на эту сделку. Благодаря ему она наконец узнала всю правду об Агнешке. Сначала Казимир Домашевский уговорил жену встретиться с ним за стенами монастыря. Однако едва Агнешка переступила монастырские ворота, как ее тут же схватили сотрудники трибунала, которые уже поджидали её.

Агнешка предстала перед трибуналом, где обвинила своего мужа в том, что он предал её и продал семье Шембек. В то же время она подкупила дальних родственников семьи Зборовских, чтобы те дали показания в Люблине перед Трибуналом о том, что она действительно является дочерью Марцина Зборовского.

Она также предоставила фальшивое свидетельство о своём рождении, подтверждающее, что её родителями были Марцин Зборовский и Анна, урожденная Копциовна. В итоге судьи трибунала вынесли оправдательный приговор.

Следствием этого приговора стало восстановление прав Агнешки и её сына на имение Станислава Рупневского, унаследованное от его родителей.

Однако Анна Шембек не сдавалась. Используя информацию, полученную от Казимира Домашевского, она отправилась в село Колбушово и там, в церковных книгах, нашла записи о рождении Агнешки-Ядвиги, а также о её настоящих родителях и её браке с Бартошем Заторским.

Анне Шембек удалось связаться и с самим Заторским, который за определенную плату возбудил два судебных дела. Первое — против своей бывшей жены за отказ от ребенка и двоеженство, а второе — против Казимира за похищение жены.

Агнешка сказала в Трибунале, что никогда не была замужем за человеком, которого ей представили как Бартоша Заторского.

Анна нашла вдову Марцина Зборовского, которая подтвердила, что ее муж никогда не был женат ни на одной Копциовне. И самое главное, что он умер более чем за год до предполагаемого рождения той, которая теперь выдавала себя за его дочь.

Неутешительный конец

Люблинский трибунал встал на сторону Анны. За многократное двоеженство Агнешка была приговорена к вырыванию груди щипцами, а за подлог и мошенничество - к обезглавливанию мечом. Первый приговор не стали исполнять, а уже 12 июля 1681 года в Люблине состоялась публичная казнь Агнешки. Говорили, что палач, восхищенный красотой Агнешки, лишь с третьего раза отрубил ей голову. Семья Шембек добилась своего и по праву получило все наследство.

Благодаря семейным связям Казимир Домашевский, как муж, введенный в заблуждение своей женой, был в конце концов оправдан, а его брак с Агнешкой аннулирован по тем же причинам. Бартош Заторский, должным образом вознагражденный, отозвал обвинение против Домашевского в похищении его жены.

Люблинский трибунал не принял никакого решения в отношении Зборовских и Шембеков, которые дали ложные показания, причем под присягой, и представили поддельные документы о том, что Агнешка была дочерью Марцина Зборовского.

Дальнейшая судьба несовершеннолетнего ребенка Агнешки и Станислава Рупневского неизвестна. Сестра Станислава не стала разыскивать своего предполагаемого племянника, так как считала его внебрачным ребенком Агнешки и какого-то неизвестного отца. Агнешке повезло лишь в том, что несмотря на двоеженство её признавали супругой дворянина, поэтому приговорили к более легкой смерти через обезглавливание.

Спасибо за внимание, ставьте класс и подписывайтесь на мой канал! Спасибо.