Марксизм — это не просто экономическая теория или политическая идеология; это мощное интеллектуальное движение, которое оказало колоссальное влияние на историю и культуру человечества. От рабочих улиц Манчестера XIX века до революционных площадей Москвы, от классовых боев в индустриальных центрах до философских диспутов в университетах, марксизм стал символом борьбы за социальную справедливость и равенство. Предлагаю разобраться, что же она из себя представляет.
“Бытие определяет сознание”- сказал Маркс в противовес идеям своего учителя, Гегеля. Чаще всего в СССР это высказывание использовали для указания на связь между условиями жизни конкретного человека и его поведением.
С античных времен существовала проблема бытия. Еще тогда сформировалось 2 основные школы:
- Идеалисты. Те, кто верил, что духовный мир человека определяет его окружение и реальность. Идеалистом был и Гегель, сказавший: “Сознание определяет бытие”
- Материалисты. Верили, наоборот, что основа мира - материя, то есть все, что нас окружает. Это не только о материальных условиях жизни, но и о социальных. А духовный мир создается под влиянием материального. К материалистам относились и марксисты. Если бы сознание определяло бытие, голодному было бы достаточно помыслить и осознать себя сытым. Но все знают, что так это не работает, даже если внушить себе сытость, организму будут нужны калории. Голодному чтобы стать сытым нужно произвести действия - поесть, например.
Заслугой Маркса можно назвать то, что он изменил саму суть философского мышления. Он считал, что философия должна быть активно вовлечена в жизнь общества.
Кто такой философ? Человек, который работает в тиши кабинетов и убеждает своих коллег в правоте тех или иных идей. Это позиция кабинетной академической философии, когда мыслитель за счет внутренней рефлексии как бы очищает свой разум, что позволяет ему конструировать философские схемы типа абсолютного духа или категорического императива, которые затем преподносятся как предписания к выполнению от имени устройства бытия как такового.
В современной философии бурное обсуждение проблем наблюдается лишь в собственном философском кругу и самоубеждении философов, что лишь они достигли истины. Но если философские истины не доходят до людей и непонятны им, то каким образом они могут стать стимулом для действий или решений? То есть, говорит Маркс, философ должен быть готов и способен проводить свои идеи в жизнь и не отрываться от нее.
В этом заключается одна из главных идей марксизма. Человек должен не понимать мир, а изменять его. “Философы до сих пор только объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы его изменять.”
Теперь перейдем к основному элементу марксисткой теории- общественно-экономическим формациям.
Общественно-экономическая формация-стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Теперь легче: это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером.
В процессе труда необходимы:
- Предметы труда, т.е то, на что человек воздействует в процессе труда
- Средства труда, т.е то, чем человек воздействует на предметы труда
- Люди, обладающие определенными навыками, физическими навыками, опытом, т.е кто трудится
Все вместе это производственные силы, которые соединяются с производственными отношениями, т.е совокупностью связей и зависимостей между участниками процесса труда, например: отношение феодала к феодальному владению и вытекающее из этого отношение крепостного к господину.
Производственные силы и производственные отношения в свою очередь формируют базис общественно-экономической формации, т. е. способ производства в обществе. Надо понимать, что базис — это только экономическая составляющая ОЭФ, существует еще и так называемая надстройка, в которую входит и политическая система, и религия, и искусство, и тд. Но во главе все равно стоит именно экономическая составляющая. В какой-то момент производственные силы вырастают за рамки производственных отношений, в которых они развивались и тогда наступает эпоха социальных революций. Меняется базис и надстройка вместе с ним.
Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности):
1) первичная формация (архаические доклассовые общества);
2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства;
3) коммунистическая формация.
Маркс рассматривал общественное развитие как динамичный процесс, который происходит через борьбу классов и противоречия между различными социальными группами. История общества представляет собой последовательное движение от одной общественно-экономической формации к другой, причем каждая новая формация возникает на базе и в результате противоречий предыдущей
Карл Маркс рассматривал революции как неотъемлемую часть процесса социальной трансформации и исторического развития. В его теории революция играет центральную роль, особенно когда мы говорим о переходе от капитализма к коммунизму.
Маркс утверждал, что история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. По его мнению, эксплуатация рабочего класса капиталистами неизбежно приведет к противоречиям в обществе, а затем к революционным изменениям. Маркс предсказывал, что рабочий класс, или пролетариат, в конечном итоге возглавит революцию, свергнет капиталистическую систему и установит диктатуру пролетариата. Эта диктатура, по его мнению, является временным этапом, который должен подготовить почву для перехода к коммунистическому обществу.
Маркс выделял спонтанные массовыми волнениями и организованные, руководимые рабочим классом, революции. Он считал, что революции, необходимые для исторического развития, должны быть организованными, а не просто случайными и неруководимыми волнениями.
Маркс верил в мировую революцию, то есть в то, что революции будут возникать и распространяться в разных странах, и что они будут взаимосвязаны. Он полагал, что международная солидарность пролетариата имеет решающее значение для достижения глобальных изменений в обществе.
Марксизм в Представлении Ленина и Троцкого: Сравнение Взглядов
Марксизм, как философская и политическая теория, прошёл через множество интерпретаций и адаптаций. Двумя из самых значительных фигур, которые развивали и адаптировали марксизм в контексте российской революции, были Владимир Ленин и Лев Троцкий. Хотя их взгляды во многом пересекались, были и существенные различия, в которых мы попытаемся разобраться.
Ленинский Марксизм
Владимир Ленин развил марксизм, адаптировав его к российским условиям.
В своей известной работе “Что делать?” Ленин сформулировал понятие партии-авангарда - политически «прогрессивных» социальных групп (партий, организаций, классов), которые выступают опорой для коммунистической революции и коммунистических режимов. Эта теория наверняка возникла из осознанной необходимости увлечь массы, которые стремятся к лучшей участи, но не хотят менять все полностью из-за страха неизвестности. Ленин считал, что рабочие массы не смогут спонтанно организовать революцию. Для этого нужна партия профессиональных революционеров, которая будет направлять и руководить рабочим классом.
Еще одним термином, сформулированным Лениным в “Что делать?” стал демократический централизм - организационный принцип, предполагающий свободу обсуждений до принятия решения и строгое подчинение принятому решению. Это позволяло партии быть гибкой и оперативной, сохраняя при этом единство действий.
Ленин развил теорию империализма, утверждая, что капитализм в своей высшей стадии порождает монополии и стремится к экспансии, что ведёт к неизбежным конфликтам и войнам, что требовало более активных и глобальных усилий по борьбе с капитализмом.
Ленин верил, что социалистическая революция может начаться в одной отдельно взятой стране, даже если она экономически отсталая. Это было особенно важным утверждением в условиях России после Октябрьской революции.
Троцкистский Марксизм
Лев Троцкий, хотя и разделял многие идеи Ленина, имел свои уникальные взгляды, которые выделяли его среди других марксистских теоретиков
Например, Троцкий считал, что революция в одной стране не сможет выжить без поддержки международного пролетариата. Он утверждал, что социалистическая революция должна распространяться глобально, иначе её задушат капиталистические государства.
Хотя Троцкий признавал важность союза с крестьянством, он считал, что главной силой революции должен быть городской пролетариат. В отличие от Ленина, он меньше полагался на крестьян как на движущую силу революции.
Троцкий был более критичен к принципам демократического централизма, опасаясь, что это может привести к бюрократизации и диктатуре внутри самой партии. Он выступал за большую открытость и демократичность в партийных делах.
Различия между Лениным и Троцким объясняются их различными подходами к теории и практике революции:
- Ленин адаптировал марксизм к конкретным условиям России, где крестьянство составляло значительную часть населения и где была необходимость в строгой партийной дисциплине для удержания власти после революции.
- Троцкий больше фокусировался на международном аспекте революции, полагая, что без глобальной поддержки социалистические достижения в одной стране не смогут долго удержаться.
- Ленин был прагматиком, готовым идти на компромиссы и адаптировать теорию к реалиям.
- Троцкий был более идеалистичным и принципиальным, что делало его менее гибким в политических манёврах.
Экономика до 1918 года
Итак, раз уж наш проект сосредоточен в большей степени на экономике, предлагаю рассмотреть какой же все-таки экономику получили большевики после прихода к власти.
«…Самое отсталое землевладение, самая дикая деревня — самый передовой промышленный и финансовый капитализм!» — именно так определял состояние российской экономики в начале XX века Владимир Ленин.
Во-первых, в 1914 году началась Первая мировая война. Военные действия потребовали огромных расходов, что привело к значительному увеличению государственного долга и инфляции. По данным исторических источников, затраты на войну составили примерно треть всех государственных расходов. Промышленное производство было перенаправлено на нужды армии, что привело к нехватке товаров для гражданского населения. Гражданское потребление в первый год войны сократилось на четверть, в 1916 – уже на 52%.
Во-вторых, Россия в начале 20 века была в значительной степени аграрной страной. Огромная часть населения Российской империи — крестьянство — не имела земли, без которой нормальная жизнь была невозможна. Тридцати тысячам крупных землевладельцев принадлежало семьдесят миллионов десятин земли — такой же по размерам территорией владела остальная часть аграрной России, около 10,5 миллионов крестьянских дворов. Огромная диспропорция в сельском хозяйстве приводила к социальной дестабилизации и большим убыткам страны. Также отмечались сословное бесправие и культурная отсталость крестьянства. Мобилизация крестьян для участия в войне сократила рабочую силу на полях, что привело к снижению урожаев. Взамен мобилизованных мужчин работали женщины и подростки.
К тому же, транспортная система была перегружена военными перевозками, что затрудняло доставку продуктов питания в города. Это вызвало дефицит продовольствия и рост цен.
Из-за больших расходов на войну и снижения производительности труда инфляция стала одной из главных экономических проблем. Цены на товары первой необходимости выросли в несколько раз. За годы войны стоимость жизни увеличилась в несколько раз, а реальная заработная плата рабочих существенно снизилась. В сложившейся ситуации, писал специалист в области финансов профессор М. И. Боголепов, «обычные приемы изыскания чрезвычайных ресурсов – займы и отчасти налоги оказываются ввиду колоссальных военных расходов несостоятельными», поэтому остается только один путь – выпуск бумажных денег. С этим у Российской империи задержек не было, станок работал непрерывно, за годы войны объём бумажных денег вырос в 6 раз. Инфляция росла как на дрожжах – к 1917 году покупательная способность рубля была 25-27 копеек.
1917 год стал переломным для Российской империи. Экономические проблемы, вызванные войной, неэффективным управлением и социальными потрясениями, привели к краху монархии и создали предпосылки для Октябрьской революции. Этот год остался в истории как год великих испытаний и перемен, которые изменили ход российской и мировой истории.