7,8K подписчиков

Последний бой майора Якова Титаева: как погиб советский летчик-герой первого дня войны

5,9K прочитали

Говорят, что случайности не случайны, и в этом мне помогла убедиться история, советского летчика Якова Егоровича Титаева, который считается автором одной из первых побед в небе во время Великой Отечественной войны. Признаюсь, что я не собирался специально погружаться в его биографию, но в дело вмешался случай, который все изменил. Об этом я написал небольшую статью-расследование.

Последний бой майора Титаева

Командир эскадрильи 148-го истребительного авиаполка капитан Яков Егорович Титаев (1907 — 1942) перед вылетом у истребителя И-153 «Чайка». (материалы сети Интернет)
Командир эскадрильи 148-го истребительного авиаполка капитан Яков Егорович Титаев (1907 — 1942) перед вылетом у истребителя И-153 «Чайка». (материалы сети Интернет)

В вопросах истории Великой Отечественной я редко затрагиваю историю авиации, так как мои интересы связаны с историей войсковой разведки. Углубляясь в последнюю, недавно я обнаружил интересную информацию, связанную с Харьковской операцией мая 1942 года.

Тогда, во время советского наступления на Харьков и последовавшего за ним немецкого контрудара, немецкое командование отмечало, что русские дрались ожесточенно, доводя любой бой до рукопашной схватки. Из-за этого обе стороны несли большие потери. Перелом наступил 25-27 мая, и как признали немцы, победили они с большим трудом. Но, похоже, что наше наступление было обречено на провал, так как немцам было известно о нем заранее. В частности, это утверждали немецкие солдаты, взятые в плен в первые дни советского наступления на Харьков. Например, в одном из рапортов о допросе немецких пленных из 23-го мотоциклетного батальона 23-й танковой дивизии вермахта говорились следующее:

«Военнопленные Фаст и еще несколько человек показали, что 11 мая вечером к немецким пехотным частям, которые находились в Бабка [1] перебежал русский майор, который передал, что русские собираются наступать 12 мая в 8.00[2] »[3]

[1] Имеется ввиду село Большая Бабка в Чугуевском район, Харьковской области – В.Н.

[2] Первая цифра в документе неразборчива, поэтому может быть и 6.00 – В.Н.

[3] ЦАМО. Ф.3233. Оп.1. Д.4. Л.40

Было трудно проигнорировать такую информацию, утверждающую, что на сторону противника перешел советский старший офицер, выдавший время и дату начала операции. И тогда я начал работу с немецкими документами, чтобы установить кто же это мог быть.

Пока мне не удалось выяснить правду ли говорили пленные, но в процессе поиска были установлены два факта. Во-первых, из документов немецкой разведки следует, что дни перед наступлением на Харьков к немцам шел поток перебежчиков из советских частей, включая и офицеров. К примеру, один из перебежчиков - безымянный военнослужащий из 989-го стрелкового полка 226-й стрелковой дивизии, сообщивший противнику о том, что политработники говорят о начале большого наступления на Харьков 20 мая и прибытии ленд-лизовской бронетехники к 13-15 мая:

NARA
NARA

Во вторых, что 11 мая 1942-го в руки немцев действительно попал советский майор, но не живой, а мертвый. И это был совершенно другой офицер - нет тот, о ком говорили пленные немцы из 23-й тд.

Прославленный летчик

На момент нападения Германии на СССР 148-й истребительный полк базировался на Либаву. Титаев, тогда еще капитан, командовал тогда одной из эскадрилий полка и считался одним из самых опытных летчиков этой части.

Я.Е. Титаев (из архива семьи Проскурниковых)
Я.Е. Титаев (из архива семьи Проскурниковых)

Утром 22 июня аэродром 148 иап подвергся бомбежке, потеряв часть самолетов на земле. Но уцелевшие машины и летчики в тот день совершили свыше 150 боевых вылетов, ведя над Либавой воздушные бои с противником на своих "Чайках". По советским данным в 22 июня 1941-го было сбито несколько вражеских бомбардировщиков и одна из побед как раз принадлежит капитану Титаеву. Но М. Тимин в своей статье «Сталинские соколы», которые никуда не улетали» (опубликована на портале Warspot, 18.04.2018 г.) указывает, что противник 148 иап - бомбардировочная эскадра KG 1 «Гинденбург» потерь в тот день не имела.[1]

[1] https://warspot.ru/11695-stalinskie-sokoly-kotorye-nikuda-ne-uletali

Не знаю насколько это верно и предоставлю право разбираться с результатами воздушных боев 22 июня исследователям авиации. Но, факт остается фактом. Титаев был одним из тех советских летчиков, кто первым встретил врага в небе и мужественно сражался с ним. Поэтому, даже если окажется, что Титаев никого не сбил 22 июня, это никак не повлияет на то, что он был одним из героев первого дня войны, которые исполнили свой долг.

25 июля 1941-го Титаев указом Президиума Верховного совета СССР был награжден орденом Красного Знамени. В его представлении к награде было указано следующее:

(https://pamyat-naroda.ru/)
(https://pamyat-naroda.ru/)

После этого советская пресса писала о Титаеве и других советских летчиках, сражавшихся с люфтваффе в первые дни войны:

Далее Яков Егорович продолжил воевать в 148-м полку, получив звание майора и став штурманом своего полка. В сборнике «В июне сорок первого», в статье «В Небе Лиепаи» Ж.Ф. Попова, рассказывая о Якове Титаеве, писала следующее:

«Получив пополнение, полк продолжал свой боевой путь. С 22 сентября 1941 года он воевал на Украине под Харьковым. 11 мая 1942 года самолеты 99-го бомбардировочного авиаполка вылетели бомбить Центральный харьковский аэродром, на котором размещались фашистские самолеты. Бомбардировочный полк сопровождали самолеты-истребители под командованием майора Я. Е. Титаева. Над аэродромом противника завязался воздушный бой с поднявшимися истребителями врага. В «Истории 148-го авиаполка» записано: «С боевого вылета не вернулся лучший летчик-истребитель штурман полка орденоносец майор Титаев Я. Е. Гибель майора Титаева, была перенесена летчиками и техниками полка с исключительной горечью и скорбью. Очень жаль было лучшего боевого друга и товарища...»[1]

[1] https://www.pribfront.ru/971.html

На момент гибели Титаеву, по данным исследователя авиации М. Быкова, было засчитано четыре победы, из три были одержаны им лично и одна в составе группы:

22.06.41 - Хе-111

29.06.41 - Хе-111

01.07.41 - Ю-88

31.03.42 - Хш-126 [1]

[1] https://sovpilots.ru/cards/44_ta-ti/titaev_yakov_egorovich.html

После того, как Титаев не вернулся с боевого задания, его семья получила извещение о том, что он пропал без вести:

Извещение о судьбе Я.Е. Титаева (из архива семьи Проскурниковых)
Извещение о судьбе Я.Е. Титаева (из архива семьи Проскурниковых)

После войны имя отважного летчика забыто не было, так как о нем периодически писалось в прессе и книгах:

 (из архива семьи Проскурниковых)
(из архива семьи Проскурниковых)

 (из архива семьи Проскурниковых)
(из архива семьи Проскурниковых)

Но более восьмидесяти лет формулировка «не вернулся с боевого задания» в отношении Титаева не менялась. Правда, в некоторых книгах памяти, как например в Пермской (1995 г.), указывалось, что летчик был похоронен в Харькове. Однако, это не соответствовало действительности. И, вероятно, загадка гибели Я.Е. Титаева существовала бы еще долгие годы, если бы не вмешался случай, а котором я упоминал выше

Последний бой майора Титаева

Разыскивая информацию о майор-перебежчике, про которого говорили пленные немцы из 23-й танковой дивизии, я наткнулся на донесение штаба
297-й немецкий пехотной дивизии, где говорилось, что вечером 10 и утром 11 мая 1942 года на ее позиции было совершено около 120 налетов советской авиации, работавшей группами по 5-20 самолетов. В это же время в районе обороны дивизии совершили вынужденную посадку два самолета: один немецкий Ю-88 сел у села Печенеги, второй советский Миг-3. Советский истребитель был подбит у немецкого полевого лагеря и сел в тылу оборонительных позиций 522-го пехотного полка. О судьбе советского летчика штаб дивизии лаконично отметил, что он застрелился.

Казалось бы, на этом информация о данном инциденте была бы исчерпанной, но в установлении личности летчика помог начальник разведки 297-й дивизии, который внес в разведсводку следующие данные:

NARA
NARA

«Сбитый утром[1] на участке 522[2] майор авиации Титаев служил согласно его документам в 148-м истребительном авиаполку. 4-го и 11-го апреля он забрал с 18-го завода и с 35-го ремонтного завода (Воронеж) по одному МиГ-3 (новейший истребитель).

После аварийной посадки при попытке к бегству майор был настигнут конным офицером артиллерии. Лётчик застрелил его лошадь и затем совершил самоубийство».[3]

[1] 11 мая

[2] Пехотного полка

[3] Документа штаба 297-й пд (NARA.T-315.R-1977)

Таким образом, картина гибели Титаева вырисовывается следующая. Сопровождая штурмовую группу самолетов, его истребитель был подбит и летчик был вынужден сделать посадку за линией фронта в тылу 522-го пехотного полка. Вероятнее всего, место его посадки находилось рядом с немецкими батареями, где его и заметил немецкий офицер-артиллерист. Последний, будучи на лошади, поскакал к самолету. Вероятно, вместе за ним бежали и его солдаты. Но офицер быстрее их приблизился к самолету, где находился майор Титаев.

Летчик начал стрелять из пистолета в офицера, убил его лошадь, и, даже, вероятно, ранил его, так как в донесении о потерях дивизии отмечается, что кроме убитой лошади, в тот день был еще и один раненный немецкий военнослужащий. Но, так как у Титаева было мало патронов, и он, скорее всего видел, что к нему приближаются враги, то майор предпочел не сдаваться в плен, оставив последний патрон себе.

Таким образом, штурман 148-го истребительного полка, герой первых дней войны, майор Яков Егорович Титаев принял свой последний бой не в воздухе, а на земле.

После его гибели немцы осмотрели тело и изъяли его личные документы, которые были переданы в разведотдел 297-й пехотной дивизии. Можно предположить, что Титаев был захоронен немцами в тот же день. Если же этого не произошло, так как на следующий день началось советское наступление и начались тяжелые бои, то вопрос о месте захоронения майора Титаева остается открытым.

Также требует уточнения и место посадки Титаева. В документах 297-й дивизии, в донесениях 522-го полка фигурируют населенные пункты: Малый Лиман, Гавриловка. Поэтому предположительно оно могло находится между Печенегами и Балаклеей (с юга на север) и между Шевченково и станцией Граково. (см. фрагмент карты)

Район вероятной вынужденной посадки истребителя Титаева
Район вероятной вынужденной посадки истребителя Титаева

Память о герое

Мне удалось разыскать родственников Якова Егоровича Титаева и сообщить им о своей находке. С большим удовлетворением могу отметить, что в семье не забыли своего героя. После войны Клавдия - супруга Якова Егоровича собирала материалы о своем погибшем муже . После нее эту традицию поддерживали его дети, а теперь внуки и правнуки. К сожалению, на момент находки мною немецких донесений, единственный человек, который знал Титаева лично - его дочь Майя уже скончалась. Она оставила об отце небольшие воспоминания, которые можно прочесть здесь:

Поэтому вся информация о последнем боя героя-летчика была сообщена мною его внучке Ирине и правнуку Илье. С их любезного разрешения я использую фотоматериалы, которые ныне хранит семья Якова Егоровича Титаева.

Вечная память герою, вечная память всем, кто погиб в боях за родину...

Владимир Нагирняк

Благодарю Дмитрия Пескина, Валерия Шагина, Юрия Овсянникова и Михаила Быкова за помощь в работе над статьей, а также Ирину и Илью Проскурниковых за предоставление материалов о Я.Е. Титаеве, хранящихся в их семье.

Источники

ЦАМО. Ф.3233. Оп.1. Д.4.

NARA.T-315.R-1977

https://warspot.ru/

https://sovpilots.ru/

https://www.pribfront.ru/

https://pamyat-naroda.ru/

Личная переписка и общение автора с семьей Проскурниковых

© Владимир Нагирняк

Читайте также: