В формировании культурного кода русскоговорящего населения планеты Пушкин занимает главенствующее место, "наше все" - хоть и порядком замылилось, говорится совсем недаром. Многие родители начинают знакомить детей с Пушкиным практически с пеленок.
Знакомство с Пушкиным...
Я не помню с чего оно началось, но явно тоже как у всех. Поскольку мама была его страстной поклонницей, то читала нам его сызмальства, а поскольку обсуждали мы все прочитанное и переносили впечатлившее в игры вместе с братом, когда родители работали на заводе посменно, то между нами оно и осталось, забывшись со временем.
Что могу сказать точно - нашими самыми первыми книгами Пушкина были сказки с иллюстрациями Конашевича отдельными книжками. Потому что все его рисунки я помню очень хорошо, так же как обложки нескольких толстых детских книг, среди которых Пушкина не было.
Конечно, было часто читаемое Лукоморье... Помню, что мама часто декламировала нам строчки про кораблик. А кораблик я помню такой:
И стихи про солнце, месяц и ветер тоже помню с Конашевичем.
И "Сказку о рыбаке и рыбке" тоже с ним же.
Но только это была не тонкая книжка, а картонка-раскладушка. Или книжка-ширма. Но слова "ширма" я тогда не знала, хорошо помню как оно озадачивало меня в пьесе "Михалкова "Сомбреро", где в ремарках Шура постоянно "скрывался за ширмой".
А вот картонку я очень любила - причем, не столько за строки великого поэта, сколько за возможность использования книги в игре - из нее получался великолепный кукольный дом, в котором картонные страницы были стенами. Помню печаль, когда сгибы стали лохматиться и рваться, и дом стал выглядеть неаккуратно...
Хотя сказка тоже была неплоха, я ее много раз читала самостоятельно и, как многие дети, тоже удивлялась бестолковости старика, терпевшего все причуды старухи.
Были вопросы к художнику - что, правда "раньше" были такие крыши, как вот тут над крылечком?
И еще была претензия к нарисованным елям - что, художник елки рисовать не мог научиться? Разве это елка?
У нас тогда елками все называли пихты. И меня дико удивляло, когда во всех книжках их называли колючими. И только в 11 лет я узнала, что елка это совсем другое дерево, а уже совсем взрослой увидела в питерских окрестностях именно такие ели, как на рисунках Конашевича...
Сказки про Балду и Золотого Петушка я не любила. В сказке про Петушка меня удручали погибшие сыновья Дадона, лежавшие у шатра шамаханской царицы, и то, как быстро рыдающий отец при виде этой царицы забыл, что убили друг друга они из-за нее...
А когда мы были на Кавказе и ехали на поезде из Баку в Кировабад, папа вдруг заговорил с попутчиками про Шемаху, я поняла так, что мы будем ее проезжать, и немедленно вообразила, что все женское население этого города - шемаханские царицы! Я представила, как по перрону будет прогуливаться целая толпа этих самых цариц, и это зрелище никак нельзя будет пропустить! Но оказалось, что Шемаха в стороне от железной дороги, и живут там обыкновенные люди...
Немало способствовали принятию сказок и маленькие шоколадки "Сказки Пушкина", продававшиеся во всех гастрономах. И на обертках многих был именно золотой петушок. Шоколадки были двух видов: волнистые прямоугольнички, из шести брусочков, похожие на стиральную доску, и вытянутые в длину плиточки с косой разметкой - ими делиться было неудобно - разламывались на слишком большие куски )))
Потом было знакомство с Пушкиным и его сказками через фильмы. Я обожала "Сказку о царе Салтане"! Мы жили рядом с кинотеатром и папа несколько раз водил нас на фильм. Мне так нравился князь Гвидон!
Что маленьким златокудрым ангелочком,
...что взрослым юношей в исполнении Олега Видова.
Ну и поющая и танцующая белочка, конечно!
Уже в школьном возрасте меня форменным образом потряс фильм "Руслан и Людмила"! Я даже подумала, что вот так надо снять вообще все сказки в мире!
До этого мы слушали поэму из синих томиков собрания сочинений с мелким шрифтом.
Потом в жизни появился школьный Пушкин - портретом на стене в кабинете, строчками в учебниках. А о том, как у меня появился Мой Пушкин я писала.
Дочке я читала все про тех же кораблик, месяц, солнце, ветер. Лет с двух висел на стене плакат с Лукоморьем - хорошо нарисованный, но напечатанный на рыхлой бумаге, и потому не сохранившийся, но стихотворение она выучила рано. И про самого Пушкина мы ей рассказывали, и картинки-портреты и картины художников, выдранные из журналов, на стенку с большим листом пенопласта из упаковки холодильника я периодически ей лепила. Потом воспитательница рассказывала, что когда у них в саду выступал наш местный бард со своими песенками, Юлька там блистала, спасая честь детсада, отвечая на вопросы про океаны, Пушкина и сказки.
У нас тогда была книга сказок с иллюстрациями Станислава Ковалева.
А "Руслана и Людмилу" Юльке прочла мама, за что я была безумно ей благодарна - меня удручала перспектива чтения такого объема...
Ну и на тему понимания Пушкина с младенчества у нас есть семейная легенда про племянницу. В полтора года ее привели на первую в жизни елку на работе у родителей. Нарядили в белое кружевное платье, надели на голову коронку из проволоки и мишуры, объяснили - будешь Снежной Королевой! Один из сотрудников, сказал, восхищенно закатив глаза, какая она красавица и спросил как называется ее костюм, кто она сегодня на елке?
- Королевич Мимоходом, - небрежно-снисходительно, чуть свысока ответила юная Королева.
А с чего начиналось ваше знакомство с Пушкиным? Есть ли у вас забавные истории, связанные с творчеством Пушкина?