2,5K подписчиков

Дилогия «Отроки во вселенной» и «Москва – Кассиопея»

250 прочитали
Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.

Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы. И вот в эти выходные решил, что нужно вспомнить советскую фантастическую классику для подростков – дилогию «Отроки во вселенной» и «Москва – Кассиопея».

Кстати говоря, я в своем детстве эти фильмы видел не часто, их как-то совсем редко показывали, а если и показывали, то, почему-то, по отдельности. Первую часть, «Москва – Кассиопея» я смотрел несколько раз, прежде чем увидел продолжение «Отроки во вселенной».

Нельзя сказать, что не было советской фантастики – она была, того же «Капитана Немо» показывали часто, но вот космической фантастики было не много, да и не вся годилась для понимания подростком. Я честно пытался вникнуть в сюжет «Соляриса», но как-то совсем меня не зацепил, оставив больше вопросов, чем ответов. Дилогия «Москва – Кассиопея» была, наверное, главным подростковым фантастическим фильмом аж до выхода на экраны «Гостьи из будущего», о которой, думаю, тоже скоро придется поговорить. А, ну, еще был «Приключения Электроника», но то несколько иной фильм.

Так, а чем же дилогия притягивала зрителя? Ну, во-первых, тем, что главные герои там школьники 14 лет, что само по себе уже привлекало школьников. Во-вторых, конечно же, космос! Наверное, все мальчишки, да и многие девчонки (у нас не было особенных каких-то гендерных ограничений), мечтали о космосе, об освоении солнечной системе, о межзвездных перелетах. И то, какими темпами развивалась космонавтика, внушала здоровый оптимизм, если не уверенность, что уже к концу 20-го века человечество освоит хотя бы ближайшие планеты, основав там колонии. В 80-е, когда рос я, наверное, был пик таких надежд, и мы массово поглощали книги советских фантастов – Александра Беляева, Александра Казанцева, Ивана Ефремова, Владимира Щербакова – в которых советский человек не только осваивал космос, но и нес в новые миры свет коммунизма, справедливость и равенство.

Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.-2

Собственно и эта дилогия про то же – экипаж космолета, состоящий из пионеров, летит на помощь внеземной цивилизации, а, прилетев, сталкивается с несправедливостью, которую и пытается исправить.

Причем, в мире роботов, в который попадают герои, можно узнать чуждый советскому человеку капиталистический мир. Например, это проявляется в изобилии – попавшим на планету землянам предлагают исполнить любые желания, и подростки пробуют всякое вкусное, буквально забывая о цели своего путешествия. Или концепция осчастливливания – именно так советские люди и понимали жизнь на западе – при явно упадническом капиталистическом строе, люди там, почему-то ощущают себя счастливыми, как это еще объяснить, если не обманом, не подменой понятий?!

Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.-3

Да и сами инопланетные роботы, в карикатурных «клешах» должны вызывать у советского школьника неприязнь, хотя, возможно, так авторы хотели реализовать необычное шасси – шучу, я с детства помню. Что это клеши, и это осуждалось.

Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.-4

Надо сказать, что при всей нелепости роботов, ко всему остальному техническому оснащению экспедиции, авторы отнеслись вполне внимательно – и космический корабль, и разведывательная капсула выглядели вполне прилично.

Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.-5
Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.-6

Даже местное монорельсовое транспортное средство выглядело прикольно, хотя устаревшие роботы, выглядят явно карикатурно. Впрочем, уже тогда люди начали понимать, что старое, ламповое, как-то приятнее для глаза и ближе по духу, чем холодное современное пластиковое однообразие.

Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.-7

Конечно, сейчас, в почти заканчивающейся первой четверти 21 века, по прошествии уже 50-ти(!!!) лет, этот фильм выглядит во многом примитивным, наивным, наигранным, и уже совсем не актуальным, но это лишь на первый, поверхностный взгляд, ведь на западе в это время снимали фантастику не на много эффектнее за редким исключением, а вот посыл у нее был совсем другой.

Продолжаю время от времени погружаться с сыном в классику советского кинематографа. В основном, конечно, пока, в детские фильмы.-8

Редко в каких западных фантастических произведениях я помню, чтобы герои мирно что-то исследовали, чаще они противостоят какому-то агрессивному противнику – злобные инопланетяне, ужасные монстры, попавшие в космос коммунисты – и астронавты должны преодолеть все эти опасности и выйти победителями из сложившейся ситуации, доказав, что именно западные ценности – и только они – способны добиться успеха. Впрочем, сейчас почти вся фантастика такая. Человечество потеряло веру в добрососедское существование не только на родной планете, но и в безграничном космосе.

Именно для этого стоит пересматривать советские фантастические фильмы, в них человечество намного человечнее.