Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.
1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы должны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Перед началом эксперимента- внимательно изучи инструкцию. Постарайтесь ограничить самодеятельность — это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами
выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.
Правила безопасности при работе с бытовой химией:
• Применять химические товары нужно, используя индивидуальные средства защиты - повязку и перчатки.
• «Химию» необходимо применять только по назначению.
• Химическую продукцию нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей или открытого пламени.
• При использовании бытовой химии рекомендации по дозировке и периодичности применения являются обязательными к соблюдению.
• Химические средства с просроченным сроком годности категорически запрещено использовать.
• Не оставляйте бытовую химию без присмотра или в доступном для детей месте.
• Не храните бытовую химию в открытом виде.
• Не используйте и не храните бытовую химию в непосредственной близости с пищевыми продуктами.
Запомни! Все верные суждения.
1. Чистые вещества имеют постоянный состав.
2. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.
3. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.
4. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.
5. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
6. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.
7. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.
8. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.
9. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.
10. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
11. Не рекомендуется употреблять в пищу плодоовощные культуры, выращенные вблизи железных дорог и автомобильных магистралей.
12. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
13. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты.
14. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.
15. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.
16. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.
17. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.
18. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.
19. Калий хранят под слоем керосина.
20. На любой посуде, в которой хранятся вещества, должны быть этикетки с названиями или формулами веществ.
21. Опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в очках -собственных или лабораторных.
22. Все опыты, проводимые в лаборатории, должны быть записаны в лабораторный журнал.
23. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
24. При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.
25. Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой.
26. Раствор йода, используемый для обработки ран, является смесью веществ.
27. Выбросы в атмосферу газообразных отходов производства серной и азотной кислот отрицательно влияют на здоровье человека.
28. Водопроводная вода содержит примеси растворимых солей — сульфатов и гидрокарбонатов.
29. Морская вода обладает большей плотностью, чем речная, так как содержит значительно большее количество растворённых солей.
30. Хлорирование улучшает качество загрязнённой воды, так как хлор убивает бактерии и вирусы.
31. Озонирование воды требует специального контроля, так как озон — сильный яд.
32. Хлорид натрия можно выделить из его водного раствора с помощью выпаривания
33. Разделить можно с помощью фильтрования смесь песка и воды
34. Соли свинца и ртути в питьевой воде наиболее токсичны для человека
35. Газ NO2 , попадающий в атмосферу в результате деятельности человека, наиболее токсичен
36. Повышенное содержание в помещении оксида углерода(II) опасно для здоровья человека.
37. Вещества, находящиеся в лаборатории, запрещается пробовать на вкус, даже если они в обыденной жизни употребляются в пищу (например, хлорид натрия).
38. При ознакомлении с запахом вещества необходимо держать склянку на расстоянии в 15—20 см от лица и направлять воздух от отверстия склянки на себя легкими движениями руки.
39. Озон в стратосфере поглощает часть ультрафиолетового излучения, защищая от этого излучения живые организмы.
40. Количество углекислого газа в атмосфере постоянно растёт из-за деятельности человека.
41. Действие магнитом на смесь железных и алюминиевых опилок является физическим способом разделения веществ.
42. Для ускорения процесса фильтрования скошенный конец воронки следует прижать к стенке химического стакана.
43. В основе выплавки чугуна и стали лежат окислительно-восстановительные реакции.
44. Зубная паста, содержащая ионы фтора, способствует укреплению зубной эмали.
45. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.
46. Смесь порошков серы и железа является неоднородной смесью.
47. Питьевая сода является чистым веществом.
48. Для пересыпания сухих веществ из склянки в пробирку можно использовать стеклянную воронку.
49. Готовить растворы кислот (уксусной, лимонной и др.) в домашних условиях в алюминиевой посуде не рекомендуется.
50. При попадании раствора щёлочи на кожу рук следует промыть обожжённый участок водой и обработать раствором лимонной кислоты.
51. Все опыты с любыми растворами кислот и щелочей следует проводить в резиновых перчатках.
52. Все склянки, содержащие химические вещества, должны быть подписаны.
53. Работать с горючими жидкостями необходимо вдали от источников огня.
54. Хлор в лаборатории получают в вытяжном шкафу.
55. Процеженный чай является смесью веществ.
56. Майонез является смесью веществ.
57. Выхлопы автомобилей, работающих на бензине, негативно сказываются на состоянии атмосферы.
58. Внесение в почву избыточного количества минеральных удобрений вредит окружающей среде.
59. Раствор аммиака в воде (нашатырный спирт) — это однородная смесь.
60. Попадание на кожу некоторых препаратов бытовой химии, содержащих щёлочь, может привести к появлению ожогов.
61. Все препараты бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов питания.
62. Очистить сахар от примеси речного песка можно, выполнив последовательно операции: растворения, фильтрования, упаривания.
63. При приготовлении раствора кислоты следует приливать кислоту в воду.
64. Препараты бытовой химии, содержащие соединения хлора, обладают сильным отбеливающим свойством.
65. Реакция горения используется в двигателях внутреннего сгорания.
66. При попадании едких веществ на кожу необходимо немедленно смыть их сильной струёй воды.
67. Выпарительная чашка используется для получения из раствора твёрдого вещества.
68. Раствор питьевой соды используется для обработки участка кожи, на который попала кислота.
69. Использование бензина, содержащего соединения свинца, отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды и здоровье людей.
70. Смесь воды и бензина можно разделить с помощью делительной воронки.
71. Продукты полного сгорания природного газа — углекислый газ и пары воды — не наносят непосредственного ущерба окружающей среде.
72. Пролитые кислоты или щёлочи необходимо засыпать чистым песком.
73. Загрязнение воздуха оксидами серы вызывает образование кислотных дождей.
74. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.
75. Органические растворители следует хранить вдали от нагревательных приборов.
76. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими кислоты, необходимо использовать резиновые перчатки.
77. Для отбора определенного объема жидкости используют мерный цилиндр.
78. Реакция «свёртывания» молока используется для изготовления творога и сыра.
79. Ядовитые компоненты выхлопных газов автомобилей — оксиды азота.
80. Выбросы сернистого газа в атмосферу приводят к кислотным дождям.
81. Увеличение количества углекислого газа в атмосфере приводит к «парниковому эффекту».
82. Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.