Найти тему

В поисках искателей. Часть 1.

2 июня 1976 г. президент Франции Валери Жискар д`Эстен встретился в Елисейском дворце с перешагнувшим девятый десяток бывшим премьер-министром Антуаном Пине в сопровождении «адвоката, бельгийского промышленника с испанской фамилией, его помощника и Пьера Гийома». Аудиенция носила сугубо конфиденциальный характер. Речь шла о сенсационном открытии «итальянского исследователя, работавшего с великим физиком Энрико Ферми».

В 1960-1970-ые гг. "Эльф Акитен" была одной из ведущих газо и нефтедобывающих компаний Франции
В 1960-1970-ые гг. "Эльф Акитен" была одной из ведущих газо и нефтедобывающих компаний Франции
  • Открытие

Исследователь, коллега Энрико Ферми - Альдо Бонассоли работал электриком в телефонной компании городка Вентимилья у франко-итальянской границы и ремонтировал телевизоры. Самоучка, видевший себя ученым, он имел склонность к изобретательству. Например, пытался безуспешно создать инновационный прибор для опреснения океанской и морской воды.

В 1967 г. Бонассоли познакомился с бельгийским промышленником, носившим испанскую фамилию, графом Аленом де Вильегасом. Тот в отличие от итальянца имел диплом инженера, что не мешало ему увлекаться мистикой, алхимией и уфологией.

Ведомый смесью исследовательского пафоса и смутного желания славы, де Вильегас предложил Бонассоли придумать устройство для поиска под землей водоносных жил без дорогостоящего бурения скважин. Через некоторое время прибор был готов.

Инженер-самоучка Альдо Бонассоли
Инженер-самоучка Альдо Бонассоли
Граф Ален де Вильегас
Граф Ален де Вильегас

Новый способ поиска воды скрывался за аббревиатурой VDS (Vision Dirigée Sélective). Для него Бонассоли сконструировал два прибора – «Дельта» и «Омега». В документации их часто обозначали буквами А и В. Первый устанавливался на самолете или вертолете и сканировал с воздуха поверхность земли. Второй, работая на местности, осуществлял ту же самую функцию. Вместе они определяли точное положение и глубину залегания пластов воды. Хитроумная аппаратура состояла из мониторов соединенных проводами между собой и с копировальным аппаратом для печати топографических карт.

И вот в нашей истории появляется третье действующее лицо: парижский адвокат Жан Вьоле. Темная личность. До Второй мировой, будучи депутатом парламента, Вьоле поддерживал лидера французских фашистов Эжена Делонкля; в 1941 г. голосовал за наделение властью маршала Петена, хотя потом дистанцировался от режима Виши. После войны Вьоле сотрудничал с антикоммунистическими и клерикальными организациями Панъевропейский союз, «Опус Деи», «Круг», а с 1950-ых гг. мэтр Вьоле работал на французскую внешнюю разведку SDECE. Человек с обширными связями в спецслужбах, политике и Римско-католической церкви, он вывел скромное предприятие де Вильегаса-Бонассоли на международный уровень.

Адвокат Жан Вьоле - партнер А. Бонассоли и А. де Вильегаса
Адвокат Жан Вьоле - партнер А. Бонассоли и А. де Вильегаса

Вьоле принял приглашение де Вильегаса, знакомого с ним по Панъевропейскому союзу, стать партнером. Втроем они убедили еще одного друга Вьоле – итальянского предпринимателя Карло Пезанти – профинансировать исследования VDS.

При посредничестве «Опус Деи» Вьоле получил от правительства Испании разрешение на проведение первых полевых испытаний "Дельты" и "Омеги" на родине Дон Кихота.

Шел 1973 г., ознаменовавшийся первым мировым топливным кризисом, спровоцированным войной Судного дня между Израилем и коалицией арабских государств. Цены на нефть резко подскочили, добывающие компании несли убытки.

-5

А что если использовать аппаратуру «Дельты» и «Омеги» для поиска углеводородов! – такая мысль однажды посетила де Вильегаса.

Подключив к делу Пине, так как связанный с ним «Круг» симпатизировал политике апартеида, Вьоле договорился с властями ЮАР о разведке по методу VDS в Зулуленде месторождений нефти. Чудо-прибор указал нужную точку. Начали бурить. Расходы росли пропорционально глубине скважины. В конце 1975 г. Пезенти вышел из игры. Ствол скважины достиг 6000 м., но никаких следов нефти обнаружено не было.

  • Дело государственной важности

В первых числах мая 1976 г. четыре коммуны юго-западной Франции - Ланмезан, Базордан, Бонрепос, Кастера-Лу - наводнили люди в дорогих костюмах, инженеры и рабочие нефтегазовой компании "Эльф Акитен". Над окрестностями несколько дней летал старенький двухмоторный Douglas DC-3. Внутри сидел, спрятавшись за шторой от любопытных глаз, перед мониторами "Дельты" Альдо Бонассоли. Он исследовал четыре месторождения и сумел не только правильно определить где какое (Ланмезан и Базордан - газовое, Бонрепос и Кастера-Лу - нефтяное), но и оценить глубину залегания углеводородов. Топографические карты "Дельты" почти в точь-в-точь совпадали с картами инженеров "Эльф". Потрясенные полученными результатам, представители "Эльф" назвали возможности VDS "удивительными", ведущими к "изменению в техниках геологической разведки".

Несколькими месяцами ранее Вьоле на встрече с руководством "Эльф Акитен" предложил ему революционную технологию поиска углеводородов открытую Бонассоли и де Вильегасом. Момент был выбран подходящий.

Нефтегазовая компания "Эльф Акитен" создана 27 апреля 1967 г.
Нефтегазовая компания "Эльф Акитен" создана 27 апреля 1967 г.

«Эльф» тяжело переживала последствия кризиса 1973 г., усугубившиеся потерей выгодных концессий в Алжире и Ираке. Впереди компании грозила потеря нефтедобывающего статуса, соответственно, инициативу Вьоле совет директоров встретил с энтузиазмом. VDS могла радикально уменьшить расходы по поиску углеводородных месторождений, плюс, дать "Эльф" уникальное преимущество перед английскими и американскими конкурентами.

И все-таки это не объясняет удивительную беспечность управленцев «Эльф». Никто даже ни попытался выяснить техническую сторону вопроса, ни изучить биографию де Вильегаса или Бонассоли, ни ознакомиться с их работой в Южной Африке.

Единственное что сделали - это организовали с 30 апреля по 7 мая 1976 г. тесты "Дельты" и "Омеги" в упомянутых выше Ланмезане, Бонрепосе, Кастера-Лу и Бозордане. Успех испытаний заставил скептиков замолчать.

Перед лицом фактов и давления окружения, активизированного Вьоле и Пине, директор "Эльф" Пьер Гийома, сам инженер и выпускник элитной Политехнической школы, распорядился подписать первый контракт с компанией Fisalma об использовании технологии VDS.

Учрежденная в 1974 г. с панамским юридическим адресом, Fisalma представляла интересы де Вильегаса и Бонассоли. Управлял Fisalma глава совета директоров крупнейшего банковского холдинга Швейцарии UBS Филипп де Век. 28 мая 1976 г. в Цюрихе Пьер Гийома и Филипп де Век поставили подписи под соглашением между "Эльф Акитен" и Fisalma.

"Эльф" в течение года обязывалась выплатить 200 млн. швейцарских франков, сумма увеличивалась при нахождении газовых и нефтяных залежей, а взамен французы получили эксклюзивное разрешение использовать приборы VDS. У Fisalma осталась прерогатива контролировать всю техническую сторону вопроса вплоть до одобрения персонала работавшего с "Дельтой" и "Омегой".

Теперь Гийома нужно было уведомить высшее руководство Французской республики. "Эльф" де-факто являлась государственной компанией, её главу назначал премьер-министр, и Гийома не мог в одиночку принимать важные управленческие решения. На встрече 2 июня с президентом Валери Жискар д`Эстеном Пине и Гийома проинформировали его о договоре с Fisalma, перспективах VDS. Главные доводы в пользу проекта носили политический характер. Ален де Вильегас и Альдо Бонассоли - противники коммунизма - бояться попадания такой могущественной технологии к СССР, христианские круги хотели бы направить часть будущей прибыли на благотворительность, Франция единственная страна, которая может на благо мира применять VDS.

Президент Франции в 1974-1981 гг. Валери Жискар д'Эстен
Президент Франции в 1974-1981 гг. Валери Жискар д'Эстен

А вот как Жискар д`Эстен в мемуарах описал техническую аргументацию: "Речь идет о системе волн, которые проходят через твердую и жидкую среды и отражаются в них наподобие радарных лучей в пространстве. С помощью возникающего при этом отражения можно анализировать состав пройденных слоев и, в частности, обнаруживать под землей металлические тела или залегания, например, нефтяные слои".

Сыграв на тщеславии президента, национальном престиже и сильно пошатнувшемся в 1973-1976 гг. статусе Франции как нефтедобывающей страны, Пине убедил Валери Жискар д`Эстена. В целях соблюдения строгой секретности президент дал санкцию на ведение дел с Fisalma минуя административный и финансовый контроль государственных органов. По сути, де Вильегас, Бонассоли и Ко получали деньги напрямую из казны без какой-либо строгой отчетности!

  • Поиски

К работам приступили летом 1976 г. "Эльф" возлагала большие надежды на два региона: западное побережье Бретани и юго-запад Франции у подножия Пиренейских гор. Именно там надеялись найти значительные запасы углеводородов, сравнимые с теми, что открыла Великобритания в Северном море. В июне Douglas DC-3 облетел газоконденсатное месторождение Лак (Новая Аквитания). Снова успех! "Дельта" и "Омега" дали точную топографию.

В августе "Дельта" зафиксировала над морем Ируаз радиоактивное излучение. Впрочем, неудивительно, у побережья Бретани на п-ове Бель-Лонг базировались атомные подводные лодки. Fisalma получили в руки новый козырь: их изделие могло заинтересовать французских военных. Робкие голоса сомнений в эффективности устройств Бонассоли разбивались об угрозы продать VDS американцам или арабским странам Персидского залива.

Все лето и осень 1976 г. Гийома регулярно направлял Жискар д'Эстену в Елисейский дворец обнадеживающие письма и записки. Показателен факт насколько соблюдалась секретность. Премьер-министр Жак Ширак ничего не знал о контракте "Эльф" с Fisalma. Сменивший в августа 1976 г. Ширака Раймон Барр был уведомлен обо всем только 8 октября.

Прибор "Дельта", установленный на борту самолета
Прибор "Дельта", установленный на борту самолета

В июне Бонассоли определил глубину залегания нефти в местечке Монтегю-Савес (департамент Жер) - 3800-3900 м.; продолжительность работ оценивалась в 4-5 месяцев. В августе началось бурение. К концу месяца дошли до 4100 м. Никаких признаков нефти. Бонассоли постоянно модифицировал "Омегу" дабы улучшить получаемые ей данные. Работы продолжились. 20 сентября скважина достигла 4483 м. Нефти не было, зато нашли каменную соль, кстати, не распознанную VDS. Скважину законсервировали.

Вторая неудача случилась в Южной Африке. Fisalma и "Эльф" решили дважды войти в одну реку: 10 мая 1977 г. буровые работы возобновились в Зулуленде. "Омега" подтвердила наличие в Зулуленде больших объемов природного газа, едва ли не крупнейших в мире! Французы бурили три месторождения. Процесс часто останавливался из-за поломок оборудования.

Общая глубина пробуренных "Эльф" скважин равнялась почти 18 км., а самая глубокая Зулуленд III достигла 6200 м. Бонассоли все уточнял и уточнял глубины залегания газовых пластов пока 13 декабря 1978 г. ввиду технических сложностей и очевидной бесперспективности "Эльф" не свернула бурение в Южной Африке. Итог: 596 дней работы, ни капли нефти или газа, убытки в размере 109 млн. франков.

Третье фиаско постигло "Эльф" в Кастера-Лу (департамент Верхние Пиренеи). Разведанное VDS в июне 1977 г. месторождение углеводородов снова оказалось пустым...

Исследовательская команда Fisalma с А. Бонассоли и А. де Вильегасом
Исследовательская команда Fisalma с А. Бонассоли и А. де Вильегасом

Удивительно, но неудачи никак не отразились на Альдо Бонассоли, Алене де Вильегасе, Жане Вьоле. В начале 1977 г. де Вильегас на деньги Fisalma создал в принадлежавшем ему брюссельском замке Ривьеран Центр фундаментальных исследований (CRF), занимавшийся изучением VDS. В ноябре CRF закрылся и появилась новая структура - Центр европейский исследований (СER), расположившийся в ангаре национального аэропорта Брюсселя.

Дальше-больше, CER приобрел четыре самолета: Fokker F27, Swearingen SA226AT Merlin IV, Falcon 20, Boeing 707,нанял 15 летчиков под командованием экс-пилота бельгийских ВВС Филиппа Алло и содержал 20 человек обслуживающего персонала. Предполагалось, что Fokker и Boeing, оснащенные аппаратурой VDS, будут использовать для геологической разведки. Роскошно же оборудованный Falcon 20 служил для личных полетов де Вильегаса, в частности, посмотреть место посадки НЛО на Сицилии, и членов его семьи. Для путешествий по водной глади в распоряжении де Вильегаса имелась купленная CER 20-метровая яхта.

Возникает вопрос: неужели в "Эльф" не усомнились в эффективности изобретенных Бонассоли и де Вильегасом приборов? Усомнились и . . . 24 июня 1978 г. "Эльф" и Fisalma заключили новый контракт теперь уже на сумму в 250 млн. швейцарских франков.