Как всё начиналось.
Будучи школьником, я ездил на взрослом велосипеде внутри рамы. (Под рамой)
Современные школьники вообще не поймут прикола, ибо сейчас жизнь настолько хороша, (нытиков всё равно полно) что у многих не только велосипеды под возраст, а ещё смартфоны, электро-самокаты, сигвеи и что-то ещё.
Мы об этом и мечтать не могли…
Так вот, во взрослой жизни, пока у меня не было велосипеда, я брал горный у соседа.
Мне это казалось пушкой-гонкой. Передачи переключаются, тормоза спереди появились...
А потом я купил свой первый Велосипед. Гибрид.
Вес 14 кг, вместо 20 я сел на него и первое впечатление было, словно он едет сам. (Конечно это плацебо, педали всё равно надо было крутить)
Позже я покатался на шоссейном весом в 7 кг. Это был новый виток:
— «А что так можно было!?»
Дайте мне дувухподвес попробовать.
Со временем я набрался опыта и понял, что хочу двухподвес. Никогда в руках такой даже не держал. Начал у людей интересоваться как да что.
И ВСЕГДА ответ был один:
— Ты не в горах живёшь, зачем тебе двухподвес, купи хороший хардтейл.
И все как один говорили одно и тоже, словно они заражены одной и той же болезнью:
«Зачем тебе подвес, купи найнер, гревел, шоссейную карбонару»
И у меня начало складываться странное ощущение, а с чего вдруг из полноподвесного велосипеда делают такую тайну? Говорят не нужен, но никто объективно объяснить не смог почему. В прокат можно взять любой велосипед, но двухподвес нельзя.
Что это за недоступность такая?
Получается если подвес, это означает что-то на богатом, то почему Роллс-Ройс можно взять в прокат, а подвес нет?
В общем мне говорили:
— подвес не едет
— подвес тяжелый
— подвес дорогой
— купи то, что тебе не надо…
А ведь цены на двухподвесы реально неадекватные.
Все горные велосипеды до 60 тыс. наверное так себе велосипеды.
Нормальные зубодробилки стоят 80+
А подвес сразу +100. Один только амортизатор стоит половину нормального велосипеда.
А там ещё подвижные перья, подшипники... Видимо в этой сотке и лежит нелюбовь к полно подвесным велосипедам.
При этом на фотке в рекламе магазина велосипедов ВСЕГДА будет двухподвес.
Открываю главную Триал-Спорта и вижу что-то интересное.
Тыкаю в кортику и получаю не то за чем я шел, а то что мне хотят продать.
А почему так? Потому что подвес это что-то на богатом, потому, что он отличается от других. Ведь по картинке не велосипедист не отличит шоссейный вел за 70 000 от вела за 700 000, а подвес тут сразу выделяется.
А я тем временем, катаясь на гибриде, перебрался на лесные прогулки, где корни, грязь, горки и прочие интересности, где велосипед без амортизаторов — дополнительное неуважение в своим коленям и спине.
Никто не дал, потому купил.
В итоге купил самый дешёвый и тяжёлый (15кг) двухполвес с пневматическими амортизаторами, регулировкой отскока, блокировкой, с ходами 130 мм, на осях, и гидротормозами.
Ежу на нём чуть меньше года и вот что я могу сказать:
Не подвеска влияет на накат, а покрышки. Их ширина, давление, протектор и используемый компаунд. Само собой подшипники и втулки тоже как-то влияют.
На гибриде я езжу не быстро. В диапазоне 23-27 км/ч
На подвесе из-за покрышек скорость 20-25 км/ч
Я решил провести эксперимент и взял 4 велосипеда.
1. Горный хардтейл с колёсами 27,5 — покрышка 2.2
Передняя вилка пневматическая с вынесенной блокировкой на руле. Трансмиссия 10х3, любительский Shimano Deore, дисковые гидравлические тормоза. Вес 14 кг. Покрышки наверное сталь, но не разбирал.
На нём я проехал на время в зачёт велогонку Ла-Страда 80 км.
В любительском кластере, конечно же.
2. Гибрид на 29 — покрышка 2.1 Вес 14 кг. Тормоза Ви-Брейки, передняя вилка пружинно-эластомерная с ходом 50 мм. Полностью рабочая с блокировкой.
Трансмиссия 3х9 любительский Shimano Deore. Покрышки сталь
3. Подвес на 29 — покрышки 2.3. Вес 15,5 кг. Трансмиссия 1х11 любительский Shimano Deore. Покрышки кевлар.
4. Простой шоссер 28 — колёса средней тонкости, кевлар. Вес около 9 кг. Более серьёзные дисковые гидро-тормоза. Трансмиссия 2х11. Оборудование тоже Шимано, что-от вроде 105.
На нём я тоже проехал Лат-Страду в зачёте в любительском кластере.
Условия эксперимента не идеальные, а примеренные. Дистанция 53 км. Асфальт. Средний пульс 140 для всех велосипедов.
Так вот, на первых трёх, время +- одинаковое. А на шоссере я отыграл 12 минут.
На шоссейном очевидно легче ехать по асфальту, это заметно прямо сразу. Но зато на стыках асфальта, мостов, разметке, тротуарной плитке, про парковые зоны я вообще молчу — ехать там не очень комфортно, но за счёт карбоновости шоссера, вибрация и удары не сильно жёсткие как в алюминиевых версиях.
На хардтейле, пятую точку на неровностях невольно подымаешь. А вот на подвесе, вообще положить где ты едешь.
Да, по асфальту теперь долго держать смогу максимум 27-30 — на шоссере с теми же усилиями 35.
Да, на прямой в плоскости без ветра я не раскручу больше 40 на подвесе, на шоссере можно 55 (кратковременно конечно)
Но зато по лесным тропам самое огонь на подвесе,
с бордюров спрыгивать — отлично, запрыгивать тоже. Пересечь трамвайные пути — пофиг. Брусчатка, тротуарная плитка, гравийная дорога — вообще всё равно где ехать.
Да, каждый аморт и подшипники потребуют обслуживания, чего нет в велосипедах без амортизаторов.
Да, на нём точно не осилить сотку по асфальту в один пресест с темпом 25 км как на шоссейном.
Да на него не навесить кучу снаряжения, что бы велопутешествовать.
Но зато такой велосипед приносит удовольствие и эмоции от вождения. Я его приобрёл не для соревнования, а для катания и общей физкультуры.
Полноподвесный велосипед для меня — это 100% про комфорт, потом про безопасность и только потом про зацеп и облизывание рельефа. Езда по тропам с корнями, это отдельная история. Тебя не выбрасывает из седла, ты просто едешь.
Я рад, что не послушал никого и купил, что хотел.
По дорогам он тоже хорошо едет, хорошо держит накат.
Купив хардтейл за сотку, я не получил бы удовольствия, это было бы шило на мыло.
Понимаю, что по гравийной дороге проехать ту же сотку, на велосипеде без амортизаторов будет легче и переносить его через болото легче, и в вагон поезда или в машину погрузить проще чем полноподвесный.
Но где тогда здесь про удовольствие от езды на велосипеде?
Уверен, рано или поздно все велосипеды будут подвешены. В том числе и зубодробильные шоссеры с гревелами.
Но сейчас это пока очень дорого, так как в спортивных дисциплинах в велосипеде кроме надёжности, что важно? Правильно, вес и полная передача момента в движение! Амортизаторы так или иначе часть энергии в свортиных состязания отнимают.
Если шоссейник весит 7 кг, то полноподвесный с таким же весом кросс-кантри, будет стоить наверное под миллион…
И если говорить про нормальные велосипеды, где хорошая рама, колёса, трансмиссия, втулки, тормоза, то нет хороших или плохих велосипедов. Есть велосипеды под задачу.
За 200 можно купить и шоссер, и двух подвес, и гревел, и горный, и циклокроссовый, и прогулочный…
И все они будут как хороши под конкретную задачу, конкретного человека, так и бессмысленны для того, кто хотел шоссер, а купил даунхильный.
Никого не слушай, кроме своего сердца. Выбирай то что хочешь ты, а не то, что диктует твоё окружение.