Однажды в Париже, а дело было в 17 веке при короле Людовике XIV, произошло убийство. Один господин посмеялся над внешностью другого, и тот заколол его шпагой. Напрасно насмешник это сделал, ведь оскорбленный был мушкетёром, а мы все помним, (ну или не все, а только те, кто читал знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера»), что подобных вольностей эти доблестные солдаты короля не прощали. Не так, чтобы это было что-то экстраординарное. Преступника задержали и привлекли к суду и, конечно, приговорили к смерти. Но все же в этой истории была интересная деталь, благодаря которой преступника помиловали и отпустили. Преступника звали Лазарь Коллоредо. Он был родом из Генуи. В свое оправдание он сказал, что если его казнят, то в этом случае умрет и его ни в чем не повинный брат-близнец Иоанн Баптист. И это было истинной правдой. Потому что Лазарь и Иоанн Баптист были не просто братьями-близнецами. Они были сиамскими близнецами. Иоанн фактически являлся братом-паразитом, он рос из груди Лазаря, глаза держал всегда закрытыми, а рот приоткрытым, не разговаривал и не двигался.
Чтобы не привлекать лишнего внимания, Лазарь часто прятал брата под плащом. Тогда он превращался в весьма симпатичного, вежливого, галантного собеседника. Датский анатом Томас Бартолинус так описывал его: «Лазарь отличается прекрасным ростом, приличным телосложением, учтивым поведением и галантным нарядом: он прикрывает тело брата своим плащом, и при первом же разговоре с ним вы не подумали бы, что внутри лежит чудовище»[1] Однако, когда дело доходило до работы, то трудится приходилось обоим братьям. Собственно этим уродством они и зарабатывали. Братья гастролировали по Европе, демонстрируя свои особенности.
В средневековой Европе на площадях, ярмарках, в тавернах можно было встретить физически нездоровых или страдающих редкими заболеваниями и генетическими отклонениями людей, развлекающих публику за деньги. Такие люди издревле привлекали внимание и вызывали повышенный интерес. Пороки развития, мутации, приводящие к отклонениям в строении организма, делающие людей не такими, как все, цепляли взгляд и вызывали любопытство не меньше, чем красота, потому что порождали массу эмоций, от жалости до отвращения. Любая непохожесть интересна сама по себе, но если эта непохожесть связана с яркими эмоциональными ощущениями и вызывает временами отторжение и даже страх, ужас, то привлекает внимание еще больше. За это не жалко заплатить. Глядя на горбунов, карликов, великанов, волосатых женщин, людей с явными внешними уродствами, человек невольно примерял это на себя и подсознательно испытывал радость от того, что не родился таким же. Исторически таких людей стали называть уродами. Уродство - безобразное как противоположность прекрасному. Немецкий философ Иоганн Карл Фридрих Розенкранц назвал это «адом прекрасного».
Существует мнение, что людей с подобными отклонениями подвергали обструкции, высмеивали, издевались над ними. Как над горбуном Квазимодо в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери». На самом деле это не так. Для средневекового человека, и не только средневекового, люди с отклонениями казались чем-то необычным, диковинным и вызывали мистические чувства. Как это не странно, но в тяжелейших условиях средневековья «уродам» жилось гораздо лучше, чем здоровым и физически сильным людям. Свой кусок хлеба они зарабатывали не тяжелым трудом, а демонстрацией физических особенностей. Их с удовольствием принимали в свиту королей, вместе с цирками они путешествовали по Европе и неплохо зарабатывали. Тот же Лазарь Коллоредо и его брат-близнец Иоанн Баптист изъездили всю Европу, их не только приглашали богатые вельможи, но и короли. Так король Франции Людовик XIV пожаловал Лазарю мушкетёрское звание, а в 1642 году братья посетили двор английского король Карла I. Лазарь старательно ухаживал за братом, поскольку понимал, что если тот умрет, то заберет с собой и его. Это не помешало Лазарю жениться и даже обзавестись детьми. К счастью, дети, их было у Лазаря двое, не унаследовали физические особенности отца. Прожили братья 50 лет, что для средневекового человека немало.
К 18-19 веку предприимчивые дельцы полностью взяли под свой контроль людей с физическими отклонениями, появляется «шоу уродцев», которое имеет у публики необыкновенную популярность. Поглазеть на диковинных людей приходят целыми семьями. Теперь «уродам» не нужно самим организовывать свои выступления, за это взялись менеджеры.
Одним из самых известных шоуменов и менеджеров индустрии «шоу уродцев» был Финеас Тейлор Барнум, американским шоумен, бизнесмен, политик и знаменитый мистификатор, основатель цирковой труппы «Ringling Bros. и цирк Барнума и Бейли», объявленной Величайшим шоу на Земле. В своем цирке Барнум широко использовал людей с физическими и психическими отклонениями. Карьеру шоумена он начал с покупки слепой и почти полностью парализованной рабыни по имени Джойс Хет, которую выдавал за 161-летнюю бывшую медсестру Джорджа Вашингтона. Самой большой знаменитостью его цирка был "Генерал Мальчик с пальчик" – карлик Чарльз Шервуд Стрэттон. С «Генералом» Барнум путешествовал по Европе и был принят английской королевой Викторией, которая была «удивлена и опечалена» видом Стрэттона. Эта встреча открыла для цирка Бартона двери всех королевских семей Европы, включая и российскую царскую семью.
Европейским коллегой Бартона был англичанин Том Норман, известный шоумен викторианской эпохи. В его передвижном цирке были представлены "Женщина—скелет", "младенец с головой воздушного шара", Джон Меррик или «человек –слон» - мужчина с серьезными физическими уродствами лица, великаны, гномы, карлики.
К началу ХХ века отношение к «циркам уродцев» стало меняться. Общество углядело в этом нечто оскорбительное и унизительное по отношению к людям с такими недостатками. Несмотря на то, что уродам хорошо платили, их и «хорошо» эксплуатировали, и это постепенно стало вызывать в общественном мнении негативные эмоции. К 1955 году «шоу уродцев» было запрещено окончательно как публичное шоу с афишами, оскорбляющими генетические недостатки людей. Теперь этих людей называли не «уродами», а инвалидами, что соответствует действительности.
Однако, интерес к таким людям не иссекает. «Шоу уродцев» не прекратило свое существование, оно просто подстроилось под законы и правила. Появились телешоу, где выступают такие люди, например шоу «Экстраординарные люди» на британских каналах Five и BodyShock; фильмы, а в 2005 году в Америке основали шоу "999 Eyes", позиционирующее себя как последнее шоу уродцев. И хотя в соответствии с реалиями времени «уроды» изображаются в позитивном свете, цель все та же, что и в средневековье и времена расцвета «цирков уродцев» - на физически нездоровых людях заработать побольше денег. Со времен древнеримского поэта-сатирика Ювенала ничего не изменилось, народ по-прежнему «о двух лишь вещах беспокойно мечтает: Хлеба и зрелищ!»
Почему человек рождается с физическими уродствами? За что природа «наградила» его такими безобразными качествами? Эти вопросы интересовали ученых на протяжении веков. Только в ХХ веке ученые поняли, что это связано с генетическими особенностями и мутациями. Средневековый человек не мог объяснить это с точки зрения науки. Людей с генетическими отклонениями рассматривали как нечто непонятное и особенное. Естественно, художников эта сторона реальности интересовала не меньше, чем ученых. Вплоть до создания фотоаппарата в 19 веке они были единственными, кто мог запечатлеть эти мутации.
В сериале «Молодой Папа» герои время от времени останавливаются перед картиной, на которой изображена странная семья: мужчина, а рядом еще один бородатый мужчина, который кормит грудью младенца. На самом деле в этой картине нет ничего не приличного, и это вовсе не мужчина кормит грудью младенца, а бородатая женщина. Эту картину в 1631 году написал Хосе де Рибера по заказу герцога Алькалы, она носит название «Магдалена Вентура с мужем и сыном» или «Бородатая женщина». Герцог был настолько поражен странным видом Магдалены, что решил запечатлеть ее для истории. Сама Магдалена имела еще двоих детей, волосы на лице стали у нее расти в 37 лет, а на картине ей 52 года. Конечно, иметь в таком возрасте детей она уже не могла, и художник таким образом дал понять, что перед ним все-таки женщина, а не мужчина.
Природа не избирательная, неприятными особенностями она может наградить любого, как бедняка, так и человека привилегированно сословия, как в случае с Магдаленой Вентура. Известный баснописец Эзоп по описаниям был необыкновенным уродом: горбат, голова как котел, руки увечные к тому же еще и немой. Правда, известно это по позднеантичному роману «Жизнеописание Эзопа», а является ли Эзоп исторической личностью – вопрос открытый.
Враг Одиссея Терсит из поэмы Гомера «Илиада» был косоглаз, хромоног и горбат, а ведь происходил, согласно Гомеру, из рода эолийских царей. Несмотря на то, что этот персонаж мифологический, тем не менее его образ Гомером был не случайно создан таким, у него, возможно, был прототип.
Ну и как не упомянуть династию Габсбургов с выраженной деформацией нижней челюсти, так называемой «нижней губой Габсбургов». Конечно, это не такое сильное уродство, и тем не менее является явным генетическим сбоем организма и визуально безобразно. Это хорошо видно на портрете короля Испании Карла II (Зачарованного, Околдованного). Именно поэтому и прозвали его Околдованным, что верили, будто причиной его физических уродств и психического расстройства являлось колдовство.
Природа довольно своеобразно распорядилась с людьми с генетическими отклонениями. С одной стороны она создала этих людей неполноценными и даже уродливыми, часто ограниченными в движениях, инвалидами, несомненно страдающими от своего недуга. С другой – дала им шанс использовать это уродство и даже за счет этого существовать и довольно безбедно. Например, немец Маттиас Бухингер (Matthias Buchinger) родился без рук и без ног, рост имел 74 см. Жить ему выпало в конце 17 начале 18 века – не самое социально приветливое время для жизни. Это не помешало ему стать художником, парфюмером, фокусником и каллиграфом. По слухам у него даже были дети от 70 любовниц. Вместо рук у Миттиаса были небольшие отростки по типу плавников, однако этими культями он научился делать потрясающие картины. Так изучение одной из гравюр, на которой он изобразил себя, повергло исследователей в шок – кудри парика представляют собой тонко выписанные семь библейских псалмов. А еще он неплохо играл на различных музыкальных инструментах: гобое, трубе, флейте, цимбале и даже инструментах собственного изобретения. Насколько физически убогий, настолько многогранно талантливый человек! Все эти умения и навыки позволили ему прожить довольно безбедную жизнь.
Уже упомянутый «Генерал Мальчик с пальчик» Чарльз Шервуд Стрэттон жил в престижном районе Нью-Йорка, имел яхту, а одевался исключительно дорого.
После запрета шоу Тома Нормана, в котором участвовал человек с безобразными деформациями лица Джозеф Меррик, известный как «Человек-слон», инвалид оказался без работы и средств к существованию. Его устроили в больницу, где он и прожил до самой смерти. Когда Нормана упрекали в том, что он жестоко эксплуатировал Меррика, тот отвечал, что это не правда. Он говорил, что предоставил возможность инвалиду зарабатывать на жизнь и быть независимым, в то время как в больнице он является таким же выставленным уродом, только за это ему никто не платит.
С Норманом можно соглашаться или не соглашаться. В современном мире в развитых странах инвалиды даже с тяжелыми физическими отклонениями имеют социальные пособия и часто находятся в приличных лечебных заведениях, где им оказывают соответствующую помощь. Однако, кто знает, что бы они выбрали, если бы им предложили участвовать в таком вот «цирке уродов», выставляя себя по сути на посмешище, но при этом участвовать в общественной жизни и зарабатывать самим на жизнь. Это сложный этический вопрос. Однако вплоть до середины ХХ века для людей с уродствами часто это был единственный способ заработка и возможности банально выжить. Почему Господь создал этих людей такими? Для чего? Наказание это или искупление? Мы не знаем и не можем ответить на этот вопрос. Однако, мы может быть милосердными и помогать этим людям выживать в этом мире, где и здоровому человеку не всегда просто. И относиться с уважением к их мнению, желаниям и выбору. А так же всегда помнить, что даже самые страшные недуги, самые чудовищные мутации и тяжелые увечья не являются препятствием для достижения самых высоких целей. Надо просто верить в себя и трудиться.
[1] Томас Бартолинус (Thomas Bartholin den ældre; 20 октября 1616, Копенгаген — 4 декабря 1680, Копенгаген) — датский врач, математик и богослов