Найти тему
Галерея BazArt

АД ПРЕКРАСНОГО

Однажды в Париже, а дело было в 17 веке при короле Людовике XIV, произошло убийство. Один господин посмеялся над внешностью другого, и тот заколол его шпагой. Напрасно насмешник это сделал, ведь оскорбленный был мушкетёром, а мы все помним, (ну или не все, а только те, кто читал знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера»), что подобных вольностей эти доблестные солдаты короля не прощали. Не так, чтобы это было что-то экстраординарное. Преступника задержали и привлекли к суду и, конечно, приговорили к смерти. Но все же в этой истории была интересная деталь, благодаря которой преступника помиловали и отпустили. Преступника звали Лазарь Коллоредо. Он был родом из Генуи. В свое оправдание он сказал, что если его казнят, то в этом случае умрет и его ни в чем не повинный брат-близнец Иоанн Баптист. И это было истинной правдой. Потому что Лазарь и Иоанн Баптист были не просто братьями-близнецами. Они были сиамскими близнецами. Иоанн фактически являлся братом-паразитом, он рос из груди Лазаря, глаза держал всегда закрытыми, а рот приоткрытым, не разговаривал и не двигался.

Лазарь и Иоанн Баптисто Коллоредо, неизвестный автор, 1634 г.
Лазарь и Иоанн Баптисто Коллоредо, неизвестный автор, 1634 г.

Чтобы не привлекать лишнего внимания, Лазарь часто прятал брата под плащом. Тогда он превращался в весьма симпатичного, вежливого, галантного собеседника. Датский анатом Томас Бартолинус так описывал его: «Лазарь отличается прекрасным ростом, приличным телосложением, учтивым поведением и галантным нарядом: он прикрывает тело брата своим плащом, и при первом же разговоре с ним вы не подумали бы, что внутри лежит чудовище»[1] Однако, когда дело доходило до работы, то трудится приходилось обоим братьям. Собственно этим уродством они и зарабатывали. Братья гастролировали по Европе, демонстрируя свои особенности.

Хелена Антония, бородатая женщина-карлица, состоявшая в свите Марии Испанской. Неизвестный автор,  1600 г.
Хелена Антония, бородатая женщина-карлица, состоявшая в свите Марии Испанской. Неизвестный автор, 1600 г.

В средневековой Европе на площадях, ярмарках, в тавернах можно было встретить физически нездоровых или страдающих редкими заболеваниями и генетическими отклонениями людей, развлекающих публику за деньги. Такие люди издревле привлекали внимание и вызывали повышенный интерес. Пороки развития, мутации, приводящие к отклонениям в строении организма, делающие людей не такими, как все, цепляли взгляд и вызывали любопытство не меньше, чем красота, потому что порождали массу эмоций, от жалости до отвращения. Любая непохожесть интересна сама по себе, но если эта непохожесть связана с яркими эмоциональными ощущениями и вызывает временами отторжение и даже страх, ужас, то привлекает внимание еще больше. За это не жалко заплатить. Глядя на горбунов, карликов, великанов, волосатых женщин, людей с явными внешними уродствами, человек невольно примерял это на себя и подсознательно испытывал радость от того, что не родился таким же. Исторически таких людей стали называть уродами. Уродство - безобразное как противоположность прекрасному. Немецкий философ Иоганн Карл Фридрих Розенкранц назвал это «адом прекрасного».

"Карлик Морганте со спины с филином на плече" Аньоло Бронзино, 16 век
"Карлик Морганте со спины с филином на плече" Аньоло Бронзино, 16 век

Существует мнение, что людей с подобными отклонениями подвергали обструкции, высмеивали, издевались над ними. Как над горбуном Квазимодо в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери». На самом деле это не так. Для средневекового человека, и не только средневекового, люди с отклонениями казались чем-то необычным, диковинным и вызывали мистические чувства. Как это не странно, но в тяжелейших условиях средневековья «уродам» жилось гораздо лучше, чем здоровым и физически сильным людям. Свой кусок хлеба они зарабатывали не тяжелым трудом, а демонстрацией физических особенностей. Их с удовольствием принимали в свиту королей, вместе с цирками они путешествовали по Европе и неплохо зарабатывали. Тот же Лазарь Коллоредо и его брат-близнец Иоанн Баптист изъездили всю Европу, их не только приглашали богатые вельможи, но и короли. Так король Франции Людовик XIV пожаловал Лазарю мушкетёрское звание, а в 1642 году братья посетили двор английского король Карла I. Лазарь старательно ухаживал за братом, поскольку понимал, что если тот умрет, то заберет с собой и его. Это не помешало Лазарю жениться и даже обзавестись детьми. К счастью, дети, их было у Лазаря двое, не унаследовали физические особенности отца. Прожили братья 50 лет, что для средневекового человека немало.

"Портрет Барбары ван Бек" неизвестный художник, 1640 г.
"Портрет Барбары ван Бек" неизвестный художник, 1640 г.

К 18-19 веку предприимчивые дельцы полностью взяли под свой контроль людей с физическими отклонениями, появляется «шоу уродцев», которое имеет у публики необыкновенную популярность. Поглазеть на диковинных людей приходят целыми семьями. Теперь «уродам» не нужно самим организовывать свои выступления, за это взялись менеджеры.

"Лу-ши, китаянка, страдавшая от огромных опухолей в груди"  Лам Куа 1848 г.
"Лу-ши, китаянка, страдавшая от огромных опухолей в груди" Лам Куа 1848 г.

Одним из самых известных шоуменов и менеджеров индустрии «шоу уродцев» был Финеас Тейлор Барнум, американским шоумен, бизнесмен, политик и знаменитый мистификатор, основатель цирковой труппы «Ringling Bros. и цирк Барнума и Бейли», объявленной Величайшим шоу на Земле. В своем цирке Барнум широко использовал людей с физическими и психическими отклонениями. Карьеру шоумена он начал с покупки слепой и почти полностью парализованной рабыни по имени Джойс Хет, которую выдавал за 161-летнюю бывшую медсестру Джорджа Вашингтона. Самой большой знаменитостью его цирка был "Генерал Мальчик с пальчик" – карлик Чарльз Шервуд Стрэттон. С «Генералом» Барнум путешествовал по Европе и был принят английской королевой Викторией, которая была «удивлена и опечалена» видом Стрэттона. Эта встреча открыла для цирка Бартона двери всех королевских семей Европы, включая и российскую царскую семью.

Тейлор Барнум и Чарльз Шервуд Стрэттон - "Генерал Мальчик с пальчик"
Тейлор Барнум и Чарльз Шервуд Стрэттон - "Генерал Мальчик с пальчик"

Европейским коллегой Бартона был англичанин Том Норман, известный шоумен викторианской эпохи. В его передвижном цирке были представлены "Женщина—скелет", "младенец с головой воздушного шара", Джон Меррик или «человек –слон» - мужчина с серьезными физическими уродствами лица, великаны, гномы, карлики.

Джон Меррик или «человек –слон»
Джон Меррик или «человек –слон»

К началу ХХ века отношение к «циркам уродцев» стало меняться. Общество углядело в этом нечто оскорбительное и унизительное по отношению к людям с такими недостатками. Несмотря на то, что уродам хорошо платили, их и «хорошо» эксплуатировали, и это постепенно стало вызывать в общественном мнении негативные эмоции. К 1955 году «шоу уродцев» было запрещено окончательно как публичное шоу с афишами, оскорбляющими генетические недостатки людей. Теперь этих людей называли не «уродами», а инвалидами, что соответствует действительности.

"Портрет парализованного мужчины" неизвестный художник 16 век
"Портрет парализованного мужчины" неизвестный художник 16 век

Однако, интерес к таким людям не иссекает. «Шоу уродцев» не прекратило свое существование, оно просто подстроилось под законы и правила. Появились телешоу, где выступают такие люди, например шоу «Экстраординарные люди» на британских каналах Five и BodyShock; фильмы, а в 2005 году в Америке основали шоу "999 Eyes", позиционирующее себя как последнее шоу уродцев. И хотя в соответствии с реалиями времени «уроды» изображаются в позитивном свете, цель все та же, что и в средневековье и времена расцвета «цирков уродцев» - на физически нездоровых людях заработать побольше денег. Со времен древнеримского поэта-сатирика Ювенала ничего не изменилось, народ по-прежнему «о двух лишь вещах беспокойно мечтает: Хлеба и зрелищ!»

«Портрет старика с внуком» Доменико Гирландайо ок.1490 г.
«Портрет старика с внуком» Доменико Гирландайо ок.1490 г.

Почему человек рождается с физическими уродствами? За что природа «наградила» его такими безобразными качествами? Эти вопросы интересовали ученых на протяжении веков. Только в ХХ веке ученые поняли, что это связано с генетическими особенностями и мутациями. Средневековый человек не мог объяснить это с точки зрения науки. Людей с генетическими отклонениями рассматривали как нечто непонятное и особенное. Естественно, художников эта сторона реальности интересовала не меньше, чем ученых. Вплоть до создания фотоаппарата в 19 веке они были единственными, кто мог запечатлеть эти мутации.

В сериале «Молодой Папа» герои время от времени останавливаются перед картиной, на которой изображена странная семья: мужчина, а рядом еще один бородатый мужчина, который кормит грудью младенца. На самом деле в этой картине нет ничего не приличного, и это вовсе не мужчина кормит грудью младенца, а бородатая женщина. Эту картину в 1631 году написал Хосе де Рибера по заказу герцога Алькалы, она носит название «Магдалена Вентура с мужем и сыном» или «Бородатая женщина». Герцог был настолько поражен странным видом Магдалены, что решил запечатлеть ее для истории. Сама Магдалена имела еще двоих детей, волосы на лице стали у нее расти в 37 лет, а на картине ей 52 года. Конечно, иметь в таком возрасте детей она уже не могла, и художник таким образом дал понять, что перед ним все-таки женщина, а не мужчина.

«Магдалена Вентура с мужем и сыном» или «Бородатая женщина» Хосе де Рибера, 1631 г.
«Магдалена Вентура с мужем и сыном» или «Бородатая женщина» Хосе де Рибера, 1631 г.

Природа не избирательная, неприятными особенностями она может наградить любого, как бедняка, так и человека привилегированно сословия, как в случае с Магдаленой Вентура. Известный баснописец Эзоп по описаниям был необыкновенным уродом: горбат, голова как котел, руки увечные к тому же еще и немой. Правда, известно это по позднеантичному роману «Жизнеописание Эзопа», а является ли Эзоп исторической личностью – вопрос открытый.

"Гравюра на дереве, изображающая Эзопа в окружении событий из его жизни из Вида Исопетии с историческими сказками" Испания, 1489 г.
"Гравюра на дереве, изображающая Эзопа в окружении событий из его жизни из Вида Исопетии с историческими сказками" Испания, 1489 г.

Враг Одиссея Терсит из поэмы Гомера «Илиада» был косоглаз, хромоног и горбат, а ведь происходил, согласно Гомеру, из рода эолийских царей. Несмотря на то, что этот персонаж мифологический, тем не менее его образ Гомером был не случайно создан таким, у него, возможно, был прототип.

"Эзоп" Диего Родригес де Сильва и Веласкес, 1638 г.
"Эзоп" Диего Родригес де Сильва и Веласкес, 1638 г.

Ну и как не упомянуть династию Габсбургов с выраженной деформацией нижней челюсти, так называемой «нижней губой Габсбургов». Конечно, это не такое сильное уродство, и тем не менее является явным генетическим сбоем организма и визуально безобразно. Это хорошо видно на портрете короля Испании Карла II (Зачарованного, Околдованного). Именно поэтому и прозвали его Околдованным, что верили, будто причиной его физических уродств и психического расстройства являлось колдовство.

Карл II Испанский, неизвестный художник,  1685 г.
Карл II Испанский, неизвестный художник, 1685 г.

Природа довольно своеобразно распорядилась с людьми с генетическими отклонениями. С одной стороны она создала этих людей неполноценными и даже уродливыми, часто ограниченными в движениях, инвалидами, несомненно страдающими от своего недуга. С другой – дала им шанс использовать это уродство и даже за счет этого существовать и довольно безбедно. Например, немец Маттиас Бухингер (Matthias Buchinger) родился без рук и без ног, рост имел 74 см. Жить ему выпало в конце 17 начале 18 века – не самое социально приветливое время для жизни. Это не помешало ему стать художником, парфюмером, фокусником и каллиграфом. По слухам у него даже были дети от 70 любовниц. Вместо рук у Миттиаса были небольшие отростки по типу плавников, однако этими культями он научился делать потрясающие картины. Так изучение одной из гравюр, на которой он изобразил себя, повергло исследователей в шок – кудри парика представляют собой тонко выписанные семь библейских псалмов. А еще он неплохо играл на различных музыкальных инструментах: гобое, трубе, флейте, цимбале и даже инструментах собственного изобретения. Насколько физически убогий, настолько многогранно талантливый человек! Все эти умения и навыки позволили ему прожить довольно безбедную жизнь.

Маттиас Бухингер, автопортрет, гравюра. Справа зашифрованный в локонах псалом
Маттиас Бухингер, автопортрет, гравюра. Справа зашифрованный в локонах псалом

Уже упомянутый «Генерал Мальчик с пальчик» Чарльз Шервуд Стрэттон жил в престижном районе Нью-Йорка, имел яхту, а одевался исключительно дорого.

После запрета шоу Тома Нормана, в котором участвовал человек с безобразными деформациями лица Джозеф Меррик, известный как «Человек-слон», инвалид оказался без работы и средств к существованию. Его устроили в больницу, где он и прожил до самой смерти. Когда Нормана упрекали в том, что он жестоко эксплуатировал Меррика, тот отвечал, что это не правда. Он говорил, что предоставил возможность инвалиду зарабатывать на жизнь и быть независимым, в то время как в больнице он является таким же выставленным уродом, только за это ему никто не платит.

"Уродливая герцогиня" Квентин Массейс, ок. 1513 г.
"Уродливая герцогиня" Квентин Массейс, ок. 1513 г.

С Норманом можно соглашаться или не соглашаться. В современном мире в развитых странах инвалиды даже с тяжелыми физическими отклонениями имеют социальные пособия и часто находятся в приличных лечебных заведениях, где им оказывают соответствующую помощь. Однако, кто знает, что бы они выбрали, если бы им предложили участвовать в таком вот «цирке уродов», выставляя себя по сути на посмешище, но при этом участвовать в общественной жизни и зарабатывать самим на жизнь. Это сложный этический вопрос. Однако вплоть до середины ХХ века для людей с уродствами часто это был единственный способ заработка и возможности банально выжить. Почему Господь создал этих людей такими? Для чего? Наказание это или искупление? Мы не знаем и не можем ответить на этот вопрос. Однако, мы может быть милосердными и помогать этим людям выживать в этом мире, где и здоровому человеку не всегда просто. И относиться с уважением к их мнению, желаниям и выбору. А так же всегда помнить, что даже самые страшные недуги, самые чудовищные мутации и тяжелые увечья не являются препятствием для достижения самых высоких целей. Надо просто верить в себя и трудиться.

[1] Томас Бартолинус (Thomas Bartholin den ældre; 20 октября 1616, Копенгаген — 4 декабря 1680, Копенгаген) — датский врач, математик и богослов