280 подписчиков

Альбер Камю «Чума»

203 прочитали
И в конце лета, и в самый разгар осенних ливней ежедневно можно было видеть, как глубокой ночью катит по горной дороге страшный кортеж трамваев без пассажиров и побрякивает, позвякивает себе над морем. В конце концов жители пронюхали, в чем тут дело. И несмотря на то что патрули запрещали приближаться к карнизу, отдельным группам лиц всё же удавалось, и удавалось часто, пробраться по скалам, о которые бились волны, и бросить цветы в прицепной вагон проходившего мимо трамвая. Тогда летними ночами до нас докатывалось лязганье трамвайных вагонов, гружённых трупами и цветами.

Автор. Альбер Камю родился в Алжире (тогда колонии Франции) и жил, и работал в 1930-е — 40-е годы — времена политически активные, отягощённые войной. Он был автором-философом больше, чем автором-художником. Камю редактировал политические издания, писал публицистику, выступал в поддержку алжирских мусульман, принимал участие во французском Сопротивлении во время немецкой оккупации. Камю принадлежал к интеллигенции и удостоился Нобелевской премии по литературе. В 46 лет Альбер Камю попал в автокатастрофу, из которой не выбрался живым.

Его экзистенциальная философия сводилась к тому, что жизнь в целом бессмысленна. Но Камю (в отличие от своих соратников по взглядам) оставляет проблеск надежды. Роман «Чума» об этом. Может, жизнь и не имеет смысла, но жить определённо стоит.

Сюжет. Сюжет «Чумы» разворачивается в Европе 1940-х годов. В алжирский портовый город Оран приходит средневековая бубонная чума. Сначала никто не придаёт значения мёртвым крысам на улице, а вести о возрастающей смертности относят только к «ним» – тем, которым не повезло. Но скоро в каждый дом пробирается страх, граничащий с отчаянием. Город Оран – торговый морской беззаботный Оран – закрывают на строгий карантин. Из магазинов исчезают продукты, школы превращаются в госпитали, больше не слышно дорожных сигналов поездов и судов. Настроения в городе сгущаются в точке неизвестности, а разговоры подкашиваются о будущее, потому что теперь о нём почти невозможно разговаривать.

Эту историю от первого лица рассказывает молодой доктор Риэ, который оказался в Оране в разгар эпидемии и столкнулся с её натурой ближе, чем кто-либо еще. Доктор, журналист, секретарь, коммерсант и священник — главные герои, которые не были знакомы до прихода чумы. Каждый из них по-своему видит смерть и ценности, которые остаются обречённым на неё людям.

Атмосфера сюжета давит и топит, но в ней нет жестокости и мучительности блокадного Ленинграда. Скорее ломота, апатия, летняя засуха Алжира, потерянный смысл. Несмотря на это, горожане пытаются жить, щедро тратят оставшиеся деньги на развлечения, шатаются по пустым улицам, думают заработать на чуме или сбежать за ворота с тонущего корабля. А кто-то, как доктор Риэ, продолжает свой сложный труд и находит силы верить в то, что скоро чума отступит.

Событий, описанных автором в книге, на самом деле не было в Оране. Бубонная чума — это олицетворение Второй мировой войны и непостижимого рока, который пришел внезапно и могущественной силой обрушился на растерянное человечество. Чуму Камю сопоставляет с происходящей в то же время «коричневой чумой» (штурмовые отряды Гитлера носили коричневую униформу).

➕ Детальность и подробное описание закатов, шорохов за окном и философских концепций. Это повышает качество воспринимаемой через текст картинки и создаёт колорит.

➕ По классике очерченные характеры героев и пропорциональное нарастание сильных эмоций.

➕ Сама тема чумы как общего бедствия не бессмысленна. А как бы вы повели себя?

➖ Традиционный академический стиль письма всегда сопровождает художественная нагромождённость

➖ Иногда затянуто

➖ Мне сложно было читать «Чуму» в хорошем настроении

⏳384 страницы. Эту книгу хочется долго. Я возвращалась к ней на протяжении нескольких месяцев. (Но лучше бы я так не растягивала, потому что многочисленные детальки успевали забыться).

Еще очень советую к прочтению другой шедевр Камю — «Посторонний». По объёму он меньше «Чумы», но прибивает с большей силой.

🔮«И в самом деле, вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, Риэ вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чём можно прочесть в книжках, – что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждёт своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придёт на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города».

И в конце лета, и в самый разгар осенних ливней ежедневно можно было видеть, как глубокой ночью катит по горной дороге страшный кортеж трамваев без пассажиров и побрякивает, позвякивает себе над морем.