72,8K подписчиков

Елейный голос и змеиный взгляд Татьяны Гавриловой

25K прочитали

Вряд ли кто, из живших в советское время, не знал в лицо актрису Татьяну Гаврилову. Инну Семицветову, жену зарвавшегося спекулянта радиотехники в "Берегись, автомобиля", Люсьен в "Калине красной" у Шукшина - помнили все советские зрители. А официантка Клава из "Дайте жалобную книгу"? Такой зверюги-официантки, карикатурно наглой и бесцеремонной в нашем кино больше не было. Роль была сыграна Татьяной Гавриловой блестяще.

Вряд ли кто, из живших в советское время, не знал в лицо актрису Татьяну Гаврилову.

Будущую актрису во ВГИК привёл самородный искромётный талант. Она была из очень простой семьи москвичей. Родители были далёкими от искусства людьми. После школы, Татьяна окончила медицинское училище, и даже отработала год в больнице. И вот в 20 лет она с первой попытки становится студенткой ВГИКа. Да ещё была взята на курс самими Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой.

Герасимов несмотря на шикарные внешние данные Татьяны Гавриловой, идеальную фигуру, тонкую талию, красивое лицо, видел в ней комедийную актрису, называл её "Чаплиным в юбке". Но судьба так сложилась, что фактически ни одной заметной комедийной роли в кино Татьяна так и не сыграла.

Её сокурсницы, чтобы быть в форме и приглядном виде, сидели на диетах, красили ресницы, делали химию, занимались йогой и стояли на голове. Гаврилова не делала ничего. Она была просто яркой от природы-матушки. Даже студенческие пьянки-гулянки никогда не отражались на её лице. При том что она не пропускала ни одной вечеринки и уже в студенческие годы очень много пила.

"В трудный час". 1960
"В трудный час". 1960

Пьянство актрисы было предопределено тяжёлой наследственностью по отцовской линии. А во вгиковской действительности это ещё усилилось долгими и тяжелыми отношениями со студентом ВГИКа, будущим знаменитым режиссёром, Константином Худяковым. Татьяна была настолько влюблена в Костю, что буквально не давала тому прохода. Дважды назначался день свадьбы, и дважды её жених как Подколёсин в самый последний момент убегал. Конечно такое не могло не расстроить юную Татьяну. И ведь у неё поклонников был полон сад-огород, но она просто одержимо любила Худякова. На фоне остроты отношений и неудачной любви Татьяна стала пить ещё крепче.

"Берегись, автомобиля". Инна Семицветова
"Берегись, автомобиля". Инна Семицветова

Герасимов часто выручал свою ученицу. Несколько раз в не очень трезвом виде её забирали в милицию за хулиганство. Один раз она нокаутировала милиционера, который вёл её за руку в отделение. Эта история была очень неприятная, ибо на Татьяну завели уголовное дело за избиение стража порядка. Но Герасимов и Макарова всё уладили, и Татьяну даже не исключили из института.

В кино она стала сниматься с первого курса. Герасимов отпускал любимую ученицу легко. В фильмах "В трудный час" и "Молодая любовь" она прекрасно сыграла свои роли, а в потом сам Герасимов приступил к съемкам фильма "Люди и звери", куда привёз свою молодую поросль учеников: Татьяну Гаврилову, Сергея Никоненко, Жанну Болотову.

"Люди и звери". 1962. Мария Щербацкая-Хартман
"Люди и звери". 1962. Мария Щербацкая-Хартман

Молодая актриса с осиной талией в фильме невероятно красива. Играет мастерски сложную психологическую роль Марии Щербацкой-Хартман. В роли самоуверенной "аристократки" она выглядела великолепно. Трудно было поверить, что играет не зрелый мастер, а двадцатидвухлетняя студентка.

Потом в копилку актрисы легли ещё две удачные роли в кино: Ирина в "Последнем хлебе" и Розмари в фильме "Всё для вас". Только после этого она сыграла Клаву Распопову у Рязанова в "Дайте жалобную книгу". Эта роль принесла ей всенародную популярность. Её коронные фразы в фильме "Хуже нашей работы нет. За нас замуж не идут!", "Тоже мне писатель, Тимирязев" и другие - пошли в народ. Забегая вперёд скажем, что Э. Рязанов, покорённый талантом Гавриловой, снимал её и в других своих фильмах.

"Дайте жалобную книгу". Клава Распопова. 1964
"Дайте жалобную книгу". Клава Распопова. 1964

Если вспомнить ещё комедийные роли Татьяны Гавриловой, то вспоминается маленькая роль в фильме "Вас вызывает Таймыр", где Гаврилова изображала самовлюблённую танцовщицу. А еще были три сатирических роли в выпусках "Фитиля".

В целом карьера актрисы у Татьяны Гавриловой складывалась. Её не забывали режиссёры. Но алкоголь тихо делал своё дело и добивал её. Василий Макарович Шукшин снял её в роли Люсьен в своей "Калине красной". Снял, отказав в этой роли самой Л. Гурченко. Но намаялся он с ней невероятно. Сам хорошо зная, что такое пьянство, жалел. Терпеливо ждал, когда актриса выйдет из очередного запоя, и будет готова идти в кадр.

"Калина красная". Люсьен
"Калина красная". Люсьен

В личной жизни у Татьяны Анатольевны всё вроде бы складывалось хорошо. Она дважды была замужем, была любима. Но последний её муж, художник Эдуард Курочкин, к сожалению тоже выпивал сильно, и не мог влиять на опускающуюся талантливую актрису.

Были дружеские отношения у Татьяны Анатольевны с Изольдой Извицкой. Они любили выпивать вдвоём, и получилось так что Гаврилова была последней кто видел Извицкую живой. Многие тогда посчитали, что Гаврилова не оказала Извицкой помощь когда той стало плохо, не вызвала скорую, а просто уложила в постель и ушла к себе домой.

К сорока пяти годам Татьяна Гаврилова резко сдала. В кино она играла эпизоды, но участились приступы психических расстройств. Периодически актриса ложилась в клиники для лечения от алкоголизма, но когда выходила оттуда, то опять продолжала пить.

Вряд ли кто, из живших в советское время, не знал в лицо актрису Татьяну Гаврилову.-7

Снявшись у Рязанова в 1991 году в "Небесах обетованных" и ещё в паре эпизодов в других картинах, она больше не играла в кино. Девяностые годы стали для Татьяны Анатольевны просто каким-то непрекращающимся кошмаром. В конце концов она на долгое время стала жителем одной из психиатрических клиник Москвы. Там она и окончила свои земные дни в 2000 году. Актрисе тогда только перевалило за 60 лет.

"Небеса обетованные". 1991
"Небеса обетованные". 1991

Есть ощущение, что потенциал актрисы раскрылся всего на 30%. Природа заложила в неё очень много. Такой живой органики в женщинах-актрисах мало. Женская стать, фигура, красота, быстрые реакции и бешенный темперамент актрисы могли бы подарить нам много прекрасных киноролей. Причём главных. Но режиссёры боялись её алкогольных срывов и брали лишь на небольшие рольки.

Её елейный голос и змеиный взгляд невозможно забыть. Множество людей лишены равнодушия и помнят роли Татьяны Анатольевны Гавриловой и сочувствуют её судьбе. Жаль такого талантливого, яркого человека. Не должно так быть.