1,3K подписчиков

Как правильно снять аккумулятор с машины? Какую клемму снимать первой?

1,3K прочитали

Иногда практика преподносит сюрпризы, даже если законы электрики работают безотказно. Один из таких случаев — последовательность снятия клемм АКБ.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Какую клемму снимать с аккумулятора автомобиля первой и почему

С точки зрения электрики последовательность размыкания и замыкания цепи автомобиля на аккумуляторе не имеет значения. Неважно, какая клемма снимается или надевается на батарею первой, никаких изменений в работе электроники не произойдёт.

Однако всегда есть человеческий фактор. Поэтому в целях электробезопасности принято в первую очередь отсоединять минусовую клемму.

Почему сначала нужно отсоединять именно «минус»

Всё дело в принципиальной разводке электрооборудования. У подавляющего числа автомобилей минусовой вывод аккумулятора соединён с кузовом — так называемой «массой». Иными словами, пока клеммы надеты на батарею, практически любая металлическая деталь в машине является отрицательным выводом.

Следовательно, если сначала снять плюсовую клемму, а затем случайно уронить ключ, который попадёт между «плюсом» АКБ и кузовом, будет замыкание.

Именно ввиду вероятности (пусть и невысокой) случайного замыкания «плюса» АКБ на подключённую массу первым рекомендуется отсоединять отрицательный вывод. В этом случае, даже если соединить «плюс» аккумулятора с кузовом, ничего не произойдёт.

Как правильно снимать клеммы с аккумулятора автомобиля

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Процедура обесточивания автомобильной электросети максимально проста, но начинающим автовладельцам всё же следует обратить внимание на несколько моментов.

  1. Очистить верхнюю плоскость аккумулятора от пыли и грязи. Особенно если АКБ установлен без защитного бокса. Дело здесь не столько в эстетике, сколько в физике. Чрезмерный слой грязи может образовать между клеммами зону проводимости, что наиболее актуально для приморских зон с тёплым и влажным климатом. Соляные отложения, если не контролировать состояние батареи хотя бы раз в год, могут «проложить» дорожку между выводами, что приведёт к утечке тока. Повреждением батареи это грозит едва ли, а вот спровоцировать повышенное потребление (ускоренный саморазряд) в состоянии покоя может.
  2. Ослабить зажим клеммы «массы» и снять её с вывода аккумулятора. Как правило, клемма фиксируется болтом или гайкой на «10». Иногда встречается крепёж на «12» или «13».
  3. Ослабить зажим плюсовой клеммы и снять её с вывода аккумулятора.
  4. Снять фиксатор, удерживающий аккумуляторную батарею на площадке. Это может быть либо П-образная скоба, либо планка в районе нижней части АКБ, либо иной тип крепления. В любом случае сложностей возникнуть не должно.
  5. Извлечь аккумулятор из автомобиля.

Что будет, если неправильно снять клеммы с аккумулятора

Как упоминалось вначале, сама по себе последовательность отсоединения проводов от аккумулятора не имеет никакого значения. А вот если при соединённом «минусе» случайно замкнуть «плюс» на кузов или иную деталь, последствия могут быть плачевными. И тут всё зависит от того, было ли включено на тот момент зажигание. Соответственно, возможны два сценария.

Что будет, если «плюс» с аккумулятора замкнет на «массу»

При выключенном зажигании

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Такую ситуацию можно считать меньшим из зол. Если контакт «плюса» и металла автомобиля был мгновенным (условный ключ упал и вскользь замкнул «+» и «массу», выбив искру), то с высокой степенью вероятности последствий не будет.

В случае, когда замыкание длилось дольше (ключ упал и остался лежать, соединив клемму и кузов), возможны варианты. Либо полностью высадится аккумулятор (часто — без возможности восстановления), либо отгорят контакты, либо и то и другое сразу. Тем не менее, с большой степенью вероятности, серьёзных последствий удастся избежать.

При работающем двигателе

Вот здесь всё становится уже куда серьёзнее. Так как во время работы большинство электроцепей задействованы, то достоверно сказать, на какую из них и каким образом повлияет короткое замыкание, невозможно. У кого-то автомобиль сразу глохнет, но дело ограничивается лёгким испугом и сгоревшим предохранителем. Кому-то везёт меньше, и под замену уходит не только аккумулятор (заодно прихватив несколько отгоревших разъёмов), но и, например, дорогостоящие электронные «мозги» блока управления.

Подытоживая рассуждения о последствиях короткого замыкания с АКБ, можно заключить, что однозначных прогнозов дать невозможно. Несмотря на обязательную защиту всех цепей предохранителями, вычислить, как поведёт себя электрика и электроника на том или ином автомобиле при замыкании, невозможно. Именно поэтому крайне желательно начинать все работы с электрикой, сначала отсоединяя «минус», а затем уже «плюс».

Какую клемму надевать на аккумулятор первой

Алгоритм подключения аккумулятора к бортовой сети автомобиля аналогичен таковому при его демонтаже. То есть, с точки зрения электрики, никакой разницы в последовательности надевания клемм на АКБ нет. Но в целях минимизации вероятности замыкания из-за человеческого фактора, предпочтительнее сначала подсоединить плюсовую, а затем уже минусовую клемму.