805 подписчиков

Непонятный брак Иакова

473 прочитали
Иаков был одним из патриархов Израиля, и в конечном итоге, одержав победу над Ангелом именно он и получил звание «Израиль», то есть «победитель».

Иаков был одним из патриархов Израиля, и в конечном итоге, одержав победу над Ангелом именно он и получил звание «Израиль», то есть «победитель». Фактически благодаря победе Иакова над своим братом Исавом и победе над Ангелом у ручья Иавок, и появился избранный Богом народ – Израиль. Двенадцать же сыновей Иакова, возглавили 12 колен, из которых и состоял народ Израиля, по крайней мере до разделения на Северное и Южное Царства в 922 до нашей эры.

«И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».

Быт.32:24-28

Также, когда Иаков бежал от справедливого гнева, своего обманутого брата Исава, то по дороге остановился на ночлег и встретив Бога во сне, получил Его Благословение:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

Быт.28:12-15

Получается, что Иаков понимал, что стоит на основании отца и деда; что куда бы он не отправился, ему во всём будет сопутствовать успех; что потомков будет много и он станет родоначальником многих народов; а также, что Божье Слово Ветхого Завета, в конце концов, прозвучит для всех людей на Земле, также благодаря ему …

И всё же один существенный момент жизни Иакова, до сих пор остаётся не ясным, а именно его семейная ситуация … У Иакова фактически было 4 жены, которые боролись друг с другом, за право спать со своим мужем, их борьба в конце концов привела к тому, что их дети боролись друг с другом, а позже народы, которые произошедшие от этих детей сражались и убивали друг друга. Это привело к тому, что 10 колен Израиля (Северное Царство), были попросту уничтожены ассирийским царём Саргоном II …

Иногда, читая Библию, люди наталкиваются на семейную ситуацию Иакова и попросту оправдывают многожёнство несмотря на то, что в самом начале заповедь о браке была ясной и недвусмысленной:

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть».

Быт.2:24

Муж и жена в идеале должны хранить своё целомудрие до брака, а после вступления в брак хранить верность одному партнёру, как это было у Иосифа, Исаака, Моисея, Товии, Иудифь и других. Возможна ситуация, когда супруг умирает, и партнёр ищет себе другого, как это было у Руфь или Авраама, возможен брак ради высшей цели, по прямому указанию Бога или ради рождения выдающейся личности, как это было у Анны, Есфирь, Осии или Марии. Бывает и такое, когда, разрушая свой Божественны брак, люди обретают кучу проблем и теряют Божье Благословение, как случилось с царём Давидом и особенно с царём Соломоном … Однако ситуация Иакова в чём-то уникальна, он не потерял Божьего Благословения, но и крепких взаимоотношений с одной женой у него не было, он всю жизнь любил одну, но при этом спал и с тремя другими. Стал патриархом, несмотря на свой непонятный брак, но при этом и он сам, но особенно его потомки столкнулись с последствиями многожёнства …

В общем единственное, чем можно оправдать поведение Иакова, это тем, что он жил во времена до Ветхого Завета и до Нового Завета, когда правила заключения брака ещё не были ясными. А значит во времена Иакова, Бог фокусировался больше не на его семейной ситуации, а на каких-то других более фундаментальных вещах. И всё же даже в такой ситуации, последствия многожёнства Иакова были крайне негативными, давайте углубимся в эту историю …

Иаков бежит от гнева своего брата Исава, поклявшегося убить его, в Харран … Впервые увидев Рахиль, он сразу полюбил её и недолго думая соглашается работать на своего дядю в течении 7 лет за неё.

«Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал ему: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».

Быт.29:18-20

Здесь важно обратить внимание, на то, что такое Истинная Любовь. Если бы Иаков просто влюбился в Рахиль, ему было бы невыносимо трудно семь лет смотреть как объект его влюблённости, страсти и желания, «вертится» перед носом. Это стало бы настоящей пыткой. Однако для Иакова 7 лет прошли как несколько дней, потому что он любил Рахиль, то есть желал ей счастья, добра и радости, он буквально жил ради неё. Во время влюблённости же человек чаще всего любит себя и предвкушает все те удовольствия, которые может получить от объекта своей влюблённости, поэтому зачастую и не думает головой. Похоть и влюблённость всегда связаны с желанием залезть в трусики, а вот в любви, счастье уже - находится рядом, думать об объекте своей любви, посвящать ей свои подвиги и добрые дела … В общем, Иаков по-настоящему любил Рахиль.

Однако его любовь и наверняка хорошие намерения разбились о жестокую реальность:

«И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Вечером же взял Лаван дочь свою Лию и ввел её к нему; и вошел к ней Иаков. Утром же оказалось, что это Лия. И Иаков сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?»

Быт.29:21-25

Можно представить шок Иакова, он 7 лет искренне и усердно работал за свою будущую жену, по-настоящему любил её, а в первую брачную ночь ему подсовывают другую. Иаков, который ранее обманул отца и брата, оказался сам жесточайшим образом обманут. И что ему делать? Он же продолжает любить Рахиль, но уже вступил в отношения с Лией … Можно понять и Лавана, он как отец желает счастья обеим свои дочерям, но если красивая Рахиль без вопросов найдёт себе жениха, то вот что делать с близорукой и косоглазой Лией? В итоге Лаван идёт на обман чтобы устроить свадьбу обеих …

«Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. Иаков вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других».

Быт.29:26-30

Иаков готов работать ещё 7 лет, за Рахиль, тем более что теперь они уже официально женаты и могут наслаждаться своей любовью. Однако кроме Рахиль, в доме Иакова теперь есть и её некрасивая сестра Лия. А вот её, как раз законный муж не любит. И что делать девушке в такой ситуации, в патриархальном обществе, где мужик всегда прав? Правильно, обращаться к Богу …

«Господь Бог узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна. Лия зачала и родила Иакову сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие и дал мне сына, ибо теперь будет любить меня муж мой. И зачала Лия опять и родила Иакову второго сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. И зачала еще, и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий. И еще зачала, и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда».

Быт.29:31-35

Несмотря на патриархальное общество, и на то, что Иаков больше любил Рахиль, всё же Лия, по-видимому, просила его периодически исполнять супружеский долг. И даже если сексуальные отношения были у них всего раз в год, каждый раз они заканчивались беременностью и рождением сына, что было невероятно круто по тем временам. Первый сын - Рувим появился, так как Бог услышал молитву Лии, второй сын - Симеон появился, так как Бог посочувствовал Лие, третий сын - Левий появился, чтобы муж начал ценить Лию, а четвёртый сын – Иуда (от которого и произошёл Иисус Христос) появился, чтобы Лия начала восхвалять Бога …

Ситуация уже не идеальна, однако теперь ущемлённой себя чувствует Рахиль, да муж её любит, но детей нет, а значит в патриархальном обществе, она практически бесполезна. Возможно, Рахиль думала, что муж любит пока молода, но детей вместе воспитывать будет с Лией, и времени с ней проводить больше, а она, состарившись станет и вовсе не нужна. В любом случае, Рахилью руководит ревность, зависть и соперничество …

«И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал ей: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?»

Быт.30:1,2

Иаков как бы намекает Рахиль на то, что надо бы вместо зависти, ревности и соперничества, молиться Богу, однако Рахиль вместо Божественного разрешения ситуации, находит совершенно отвратный выход из сложившегося положения. Часто люди бледнеют, краснеют, потеют и ищут совершенно дикие и нелогичные выходы из проблем, в которые угодили, но не молятся … Так поступила и Рахиль:

«Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. Валла зачала и родила Иакову сына. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан. И еще зачала, и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим».

Быт.30:3-8

К сожалению Иаков, не научившись на негативном опыте собственного деда - Авраама, у которого была схожая ситуация с Саррою и Агарью, идёт на то, чтобы взять в жёны третью женщину. Рахиль же руководствуясь своим соперничеством с сестрой, подкладывает под мужа Валлу. Родились сыновья – Дан и Неффалим, а Рахиль прямо говорит о том, что завидовала, ревновала, боролась и превозмогала сестру … Рахиль не в состоянии радоваться за свою близорукую и косоглазую сестру, не в состоянии радоваться за Иакова, чей род продлевается, не в состоянии воспитывать детей сестры, как своих собственных, она готова на всё лишь бы её собственное положение не пошатнулось … Ну а дальше в грязную игру, включается и Лия, если можно младшей сестре, то чем старшая хуже …

«Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, и он вошел к ней. И Зелфа, служанка Лиина, зачала и родила Иакову сына. И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад. И еще зачала Зелфа, служанка Лии, и родила другого сына Иакову. И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир».

Быт.30:9-13

Так у Иакова появилась четвёртая жена. Сначала из-за обмана собственного дяди, а потом из-за соперничества жён, у Иакова получается очень странная семья. Дальше больше:

«Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии сестре своей: дай мне мандрагоров сына твоего. Но Лия сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего. Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне, ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь …»

Быт.30:14-16

Лия обвиняет Рахиль, в том, что она завладела её мужем …. Это нонсенс, так как все четыре женщины уже были его жёнами и по идее они могли как-то поддерживать друг друга и договариваться, однако вместо этого они торгуются друг с другом, соперничают и делят Иакова, как приз в этой борьбе. Мужику точно не позавидуешь. Любит ли Рахиль Иакова? Нет, она готова уступить его служанке, или сестре за личную выгоду или даже вкусные яблоки. Любит ли Лия Иакова? Тоже нет, она боится потерять своё положение и также готова делить его со служанками. Любят ли Валла и Зелфа Иакова? Нет, им вообще выбора никто не давал их просто использовали в качестве суррогатных матерей. Какие чувства они должны испытывать к людям, которые их используют, практически как инкубатор для вынашивания чужих детей?

Лия рождает Иакову ещё сыновей - Иссахара и Завулона, а также дочь Дину, в конце концов и Рахиль начинает молиться, поэтому и она смогла родить Иосифа и Вениамина. Отработав на дядю 20 лет, Иаков со всеми жёнами и детьми отправляется обратно в Ханаан, там он как мы уже говорили побеждает своего брата и Ангела и спокойно расселяется на землях своего отца - Исаака и деда – Авраама. Казалось бы, историю со странной семьёй Иакова тут можно и завершить, но, к сожалению, последствия вражды между Лией и Рахилью, продолжились в их детях. Иаков любил Рахиль сильнее остальных своих жён, они завидовали и передавали зависть своим детям. Рахиль родила Иосифа, и Иаков любил его сильнее всех, чем обрёк на страдания. Остальные дети Иакова чувствовали себя менее любимыми и из чистой ревности и зависти, продали Иосифа в рабство … Конечно, это уже отдельная история, но именно борьба между жёнами Иакова, а также его собственное неумение любить всех равной любовью, привели к разделению уже между его сыновьями. Чтобы как-то это сгладить Иосифу пришлось пройти через невероятные трудности, преследования и рабство в Египте …

Думаю, из всей этой истории, мы точно можем сделать вывод, что многожёнство – это очень плохая идея. А также что для женской ревности нет ничего святого и жёны Иакова готовы были манипулировать и детьми, и внешней красотой, и служанками и даже своими молитвами Богу …

Ну а дальше Рахиль умирает, во время родов Вениамина, Лия же сопровождала Иакова до конца жизни и в итоге, Иаков завещал похоронить с ним вместе именно Лию, а не Рахиль. Как результат семьи патриархов, похороненные в одной пещере, выглядят так: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. Какой вывод? Внешняя красота – это ещё не всё. Лия оказалась намного прочнее здоровьем, родила больше, прожила дольше и по смерти осталась с Иаковом. Рахиль же знала, что очень красива и это сыграло с ней злую шутку, она не смогла любить и поддерживать сестру, а также обращаться к Богу во всех трудностях, поэтому её судьба отличалась от судьбы Анны, которая оказалась в таких же обстоятельствах, но с совершенно иным конечным результатом …