В раннем детстве наблюдается усиленное развитие речи, расширение словарного запаса. Ребенок научается говорить короткими предложениями. Его слова часто принимают причудливые формы. Общение с близкими и знакомыми взрослыми достаточно эмоционально. При взаимодействии с ними малыш радуется и проявляет открытость. Однако незнакомых людей он все еще стесняется, может долго привыкать к ним и не идти на контакт.
В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Основным занятием становится манипулирование различными предметами. Развивается память, внимание, восприятие, мышление. Однако малыш еще не способен к длительному удержанию внимания на одном предмете, он часто отвлекается и быстро утомляется.
Дошкольное детство (3—6 лет)
Основным занятием ребенка, в контексте которого его развитие в этот период протекает наиболее интенсивно, становится сюжетно-ролевая игра, связанная с моделированием действительности. Активно развиваются навыки рисования и конструирования. Для ребенка характерна общая любознательность и хорошее воображение. Он становится способным мыслить в уме, в частности, соотносить действия и их результат. Представление о времени и пространстве все еще ограничено.
Эталоном поведения в разнообразных ситуациях выступает взрослый. Так, дошкольники часто копируют поведение своих родителей. В их лексиконе также закрепляются слова «хочу» или «не хочу», «я сам», родители сталкиваются с первыми капризами, что свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.
Младший школьный возраст (6—11 лет)
Этот возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальной сферы, навыков самоконтроля, произвольного внимания и памяти, связанным с поступлением в школу. Ведущей становится учебная деятельность. Ребенок уже хорошо ориентируется в окружающем пространстве, умеет действовать по образцу.
Он стремится самоутвердиться и получить признание как со стороны взрослых, так и от сверстников. Активно развиваются навыки коммуникации, устанавливаются дружеские контакты.