Найти в Дзене

Может ли налогообложение быть справедливым?

Оглавление

Существующая система налогообложения по доходу и прибыли не выглядит справедливой: возникает вопрос, почему то, что я заработал честным трудом, принадлежит не только мне, но и тому дяде, который ничего не делал. Предлагаемая прогрессивная шкала налогов также несправедлива: кто больше зарабатывает, у того больше забирают. Предприниматели убеждены в своём праве распоряжаться прибавочным продуктом и стараются уйти от налогов: появляются оффшорные схемы, теневые предприятия, серые зарплаты и прочие придумки.

Эти и другие обстоятельства заставляют задуматься. Дело в том, что налогообложение по доходу физических лиц и прибыли предприятий не является единственно возможным, как сообщает Нобелевский лауреат по экономике Стиглиц в книге «Экономика государственного сектора»: вместо налогообложения по доходу и прибыли возможно налогообложение по используемым в производстве ресурсам. Во всяком случае, стоит оценить преимущества и недостатки того и другого способа налогообложения.

Попробуем проанализировать ситуацию по порядку.

Основные общественные ресурсы

Как для функционирования рутинного производства, так и для выполнения различных проектов необходимо привлекать общественные ресурсы. Важнейшим ресурсом является сам человек, который выступает в качестве инициатора, исполнителя и бенефициара всевозможных проектов. Кроме того, человек участвует в рутинном производстве как исполнитель и управляющий. Существует некоторое распределение людей по функциям, но в удобным для анализа отношении участники производственных процессов могут быть универсально разбиты на работодателей и исполнителей. Работодатели планируют своё дело на свой страх и риск и являются организаторами производственных процессов. Работодатель привлекает рабочую силу на определённое время (на час, на день, на год). Наёмные рабочие выполняют в производственном процессе предписанные им обязанности, за что работодатель выделяет рабочим долю продукта в форме заработной платы. Рабочий принадлежит работодателю только на определённое время работы, в остальное время человек предоставлен сам себе. Он может питаться, проводить время в семье, заботиться о здоровье своем и своих близких. Ситуация может быть описана таким образом, что работодатель арендует исполнителя на определённое время за определённую плату, а всё остальное его не интересует.

Говорят, что важным ресурсом является капитал. В узком смысле понятие капитал означает основной производственный капитал (как это используется, например, в теории экономического роста) — стоимость производственного оборудования, установленного и подготовленного для исполнения своих функций. Функциональная роль капитала (как установленного оборудования) заключается в том, чтобы, замещая усилия людей, привлекать стороннюю энергию к производству услуг и вещей. Поэтому не само производственное оборудование, а возможность привлечения энергии к выполнению работ является одним из важнейших производственных ресурсов. Более того, только трудозатраты и работа замещения являются истинными источниками стоимости. Можно убедиться в том, что производство стоимости (валовой внутренний продукт) универсальным образом связано с использованием основных общественных ресурсов (факторов производства): трудозатрат и замещающей работы оборудования. Само производственное оборудование является только средством для организации работы людей и сторонних источников энергии.

Целью общественной производственной деятельности является создание полезных для общества продуктов, универсально оцениваемых стоимостью, при наилучшем использовании имеющихся в распоряжении общества ресурсов (в том числе, сырьевых ресурсов из нашего естественного окружения).

Универсальный принцип распределения

Исследователи придерживаются единого мнения — распределение общественного продукта должно быть справедливым. Каждому участнику — доля продукта (вознаграждение), соответствующая его вкладу в производство этого продукта. Трудность в том, что современное производство носит общественный характер, и потому для установления роли и вклада отдельных участников в производство общественного продукта, необходим анализ проблемы, необходима выработка определённых представлений о том, как образуется стоимость продукта, иными словами, мы должны иметь в основе теорию производства стоимости, показывающую какие производственные факторы и в какой степени принимают участие в производстве продуктов. На основе этих представлений формулируются правила, которые затем переформулируются в законы, утверждаются парламентом, записываются в конституцию и претворяются в жизнь: правило распределения общественного продукта легитимизируется, и жизнь общества (производственные отношения) организуется таким образом, чтобы гарантировать выполнение записанных правил.

Распределение по факторам производства

В настоящее время производство стоимости интерпретируются на основе двух факторов, соответствующих двум основным общественным ресурсам: способность человека к осознанному труду и возможность использования производственного оборудования (капитала) для замещения усилий человека.

Традиционно, произведённым продуктом распоряжается собственник-арендатор производственного оборудования, и с этим следует согласиться, поскольку предприниматель является организатором и координатором производственного процесса. Предприниматель возмещает из выпуска текущие расходы по содержанию необходимых в производстве общественных ресурcов: наёмным рабочим — в форме заработной платы, замещающей работе — в форме амортизационных отчислений. Однако, предприниматель стремится максимизировать свою прибыль и, соответственно, вынужден минимизировать свои расходы, так что зарплата работающего человека за непосредственно выполняемую работу может не компенсировать всех затрат (образование, здравоохранение и прочие) на воспроизведение человеческой популяции и даже просто, как говорят, рабочей силы. Подобным образом, текущие расходы предпринимателя на поддержание оборудования могут не компенсировать общественные затраты по исследованию и проектированию приспособлений, позволяющих использовать энергию в созидательных целях. Чтобы избежать общественной деградации, независимо от того, какое вознаграждение получает наёмный работник от предпринимателя и насколько хорошо или плохо он поддерживает способность производственного оборудования замещать труд, истощение общественных ресурсов должно быть, по крайней мере, полностью компенсировано. Величина компенсации может быть рассчитана в каждом конкретном слаучае по правилам, описанным в статье «Принципы налогообложения и производительность труда».

Принципы формирования общественного фонда

Необходимость сохранения общественных ресурсов провоцирует создание централизованного общественного фонда. Кроме того, общественный фонд необходим для финансирования общенациональных долгосрочных проектов. Наполнение общественного кошелька обеспечивается налогами, которые, напомним, традиционно представляют отчисления от прибыли предприятий и дохода отдельных работников. Более надежным и удобным было бы налогообложение по величине используемых общественных ресурсов. Для этого необходимы оценка общественных ресурсов и контроль за их использованием. В случае недооценки предприятием (государственное, частное, кооперативное,...) стоимости использованных ресурсов, производится компенсация из общественного фонда, который поддерживается налогами. Благодаря такому механизму каждое производственное предприятие полностью оплачивает используемые общественные ресурсы по устанавливаемым ежегодно нормам, которые могут быть, конечно, различны в различных отраслях и регионах, но с ориентацией на средние значения норм оплаты.

Общественный фонд должен формироваться тремя основными взносами:

Оплата использования работников

Если предприятие имеет наёмных рабочих (получающих заработную плату), то платится социальный взнос за использование каждого работающего. Этот взнос соответствует социальному налогу, который платится предпринимателями в настоящее время. Норма взноса устанавливается ежегодно исходя из средней величины. Никаких налогов на доход физических лиц не предусматривается.

Оплата использования замещающей работы

Если предприятие использует энергию, как производственный фактор, то платится налог за использование каждой единицы первичной производительной энергии. Норма налога устанавливается ежегодно исходя из средней величины. Этот взнос соответствует существующему налогу на прибыль предприятия и заменяет его.

Оплата природопользования

При использовании в производстве общенациональных природных ресурсов платится ресурсный налог. Проблемы деградации природного окружения (исчерпание природных ресурсов и загрязнение окружающей среды) связаны с развитием системы производства. Норма налога устанавливается дополнительно и пересматривается ежегодно.

Для более точной настройки производственного процесса возможны и другого типа налоги, которые здесь не обсуждаем. Фактически, налоги представляют необходимую дополнительную плату за возможность использования производственных факторов (рабочей силы и производительной энергии) собственником-арендатором.

Предлагаемые изменения сводятся к тому, что отменяются налоги на прибыль предприятия и доходы физических лиц и устанавливаются три взноса за использование общественных ресурсов. При этом, конечно, не исключается сохранение каких-то второстепенных взносов и платежей. Достоинством предлагаемого перехода к принципу полной оплаты общественных ресурсов является, во-первых, справедливость, во-вторых, упрощение контроля за сбором платежей в общественный фонд и, последнее, хотя, может быть, самое главное, такая система стимулирует увеличение производительности труда. Действительно, может оказаться, что некоторые предприятия имеют локальную производительность факторов производства больше или меньше чем установленные нормы оплаты. В последнем случае, предприятия будут иметь дополнительный доход от превышения производительности труда над средней — предпринимательскую премию — и будут иметь преимущество для выживания. Предприятия, имеющие меньшую производительность факторов производства должны стремиться к повышению производительности труда, или же будут постепенно исчезать из производственной сферы. Правительство получает инструмент для стимулирования и контроля (управления) роста производительности труда. Новые правила направлены на стимулирование эффективного развития, на созидание, а не на разрушение.

Заключительные замечания

Сравнивая два метода наполнения общественного фонда, мы можем заметить,  что при традиционном способе налоговые агенты выслеживают, кто что произвел или получил доход, и, как рыцари большой дороги, угрожая оружием, требуют свою долю. В альтернативном случае новой схемы налогообложения налоговые агенты выступают как коммерческие агенты по продаже общественных ресурсов. Чтобы быть последовательными в рыночной экономике отношения между государством и производителями благ должны быть установлены по законам рынка. Преимуществом предлагаемого перехода к принципу оплаты общественных ресурсов является, во-первых, справедливость распределения выплат по предприятиям, во-вторых, упрощение контроля за сбором платежей в общественный фонд (поскольку используемые ресурсы легче учитывать, чем прибыль и доход), и, последнее, хотя, может быть, самое важное, такая система включает автоматический механизм выявления и исключения неэффективных предприятий, что приведёт к увеличению производительности труда. Заметим, что предлагаемая схема полностью удовлетворяет "пяти желательным характеристикам любой налоговой системы"\,, сформулированным Стиглицем и Розенгардом: экономическая эффективность, административная простота, гибкость, прозрачная политическая ответственность и справедливость.

Мы не можем изменить экономические законы, но , кроме законов, экономическая жизнь общества определяется правилами, устанавливаемыми людьми. Примером экономического правила, является правила распределения произведенного общественного продукта, которые могут быть сформулированы различным образом, но всегда в интересах группы лиц, которая формулирует эти правила, и всегда, также как и в криминалистике, мы должны задавать себе вопрос: кому это выгодно? Возможные преобразования налоговой системы не направлены против "владельцев заводов, газет, пароходов", или же против кого-либо ещё. Все завоевания буржуазии при реставрации капитализма в России сохраняются, только меняются правила игры. Право частной собственности на средства производства сохраняется. Более того, новые правила могут эффективно работать только при свободе предпринимательства, при которой каждый член общества по своей инициативе может организовать производство. Никаких затруднений при регистрации предприятия не должно предусматривается. Предприниматель использует общественные ресурсы, чтобы наладить производство продукта по своему собственному усмотрению. Произведённый продукт находится в его собственности, он может его потребить, продать, уничтожить, использовать в производстве, сделать всё, что он хочет, но при этом предполагается, что он полностью оплачивает используемые общественные ресурсы.

Общество является самоорганизующейся системой, так что правила в наших руках. Пытаясь предложить более совершенные правила, мы не можем не исходить из того, что прибавочный продукт является результатом трудовых усилий всего общества и принадлежит всему обществу. Другую точку зрения, что прибавочный продукт принадлежит собственникам "капитала" (производственного и бумажного), мы рассматриваем как грандиозную теоретическую мистификацию: капитал может быть источником дохода, но не может быть источником стоимости. Первым шагом к формированию новых общественных отношений является признание принципа справедливого распределения общественного продукта.

Конечно, общество, организованное по новым правилам формирования общественного фонда не может быть совершенным. Общество состоит из людей, различных по ряду признаков. Наряду с теми, например, кто стремится воспользоваться результатами труда других, прибегая к обману, угрозам, насилию, существуют индивидуумы, которые предпочитающие всё делать самим и в созидании находят призвание и смысл жизни. Не наше дело оценивать, хорошо ли это или плохо; существует распределение индивидуумов по этому признаку. Но рост производительности труда приводит к улучшению благосостояния всех, что сглаживает противоречия и смягчает нравы.