Песнь о вещем Олеге» с иллюстрациями Васнецова

174 прочитали
В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, «по распоряжению Высочайше утвержденной при Императорской Академии наук комиссии для чествования памяти А.С.
В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, «по распоряжению Высочайше утвержденной при Императорской Академии наук комиссии для чествования памяти А.С.-2
В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, «по распоряжению Высочайше утвержденной при Императорской Академии наук комиссии для чествования памяти А.С.-3
В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, «по распоряжению Высочайше утвержденной при Императорской Академии наук комиссии для чествования памяти А.С.-4

В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, «по распоряжению Высочайше утвержденной при Императорской Академии наук комиссии для чествования памяти А.С. Пушкина» Экспедицией для заготовления государственных бумаг была напечатана «Песнь о вещем Олеге». На первый взгляд может показаться странным, что организация, основанная 21 августа 1818 года по указу императора Александра I для изготовления ассигнаций нового образца, надежно защищенных от подделок, занималась выпуском книжных изданий. Но уже 1824 году в Экспедиции была организована особая типография для выполнения типографских работ по правительственным и частным заказам, а к концу XIX века Экспедиция была признана одной из лучших российских типографий, оснащённой самым лучшим на ту пору оборудованием. Здесь издавались собрания сочинений и отдельные издания произведений классиков русской литературы, иллюстрированные книги для детей, крупноформатные подарочные и листовые издания, а также гравюры, репродукции и проч. Все они выделялись из издательской продукции тех лет высочайшим качеством изготовления, поскольку основная деятельность типографии способствовала систематическому совершенствованию ее материальной базы, поиску и применению наиболее совершенных способов печати, привлечению к этой работе талантливых русских специалистов.
«Песнь о вещем Олеге» по своему оформлению напоминает первые русские печатные книги. Шрифт для титульного листа и текста книги в виде стилизованного древнерусского уставного письма был разработан и выполнен художником В.Д. Замирайло. Художественное оформление принадлежит В.М. Васнецову, который заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами. Им были разработаны четыре рисунка: «Встреча с кудесником», «Прощание с конем», «На череп коня наступил» и «Тризна», связанные с содержанием литературного произведения. При издании использовалась односторонняя печать, так как по замыслу художника книга не была сброшюрована. Все 3 листа раскладывались, превращаясь в длинную ленту, повествуя о трагической истории вещего Олега. Но замысел художника не сохранился до наших дней. Книга приобрела кожаный переплет с золотым тиснением и суперэкслибрисом Лицея цесаревича Николая, внутри которого аккуратно соединены страницы. Имени переплетчика мы не знаем, можем только предполагать, что переплет был сделан в библиотеке Лицея.

#коллекции_ОИК