У пожилого соседа, который проживал напротив моих родителей был ярко-голубой автомобиль, он был совершенно необычной формы, родители говорили, что это раритетный автомобиль «Победа», в нашем маленьком городке он единственным.
- Конечно стало интересно, почему он единственный, старенький, но уважаемый. Оказывается «Победа» - это первый автомобиль, который стали производить серийно.
За 12 лет с 1946 по 1958 году Горьковским автомобильным заводом было выпущено больше 240 тысяч единиц автомобилей. В настоящее время, по данным автомобилистов-экспертов, в стране их осталось не более 14 000 единиц, один из них получается у соседа, который жил напротив родителей. А в самой Москве лишь 1400, при чем на ходу лишь 400 единиц. Действительно, раритет!
История создания легендарного автомобиля весьма интересна.
Первые попытки создания автомобиля нового поколения предпринимались еще в 1930-х годах, когда в Нижнем Новгороде началось строительство завода ГАЗ, а в начале 40-х даже началось производство КИМ-10 на базе английского Ford Perfect, который имел 3 вида кузова купе, седан и кабриолет. Успели выпустить лишь 1000 единиц, началась война…
После войны стали производить Москвич 400, который также имел разные кузовы – седан, кабриолет, пикап и другие. Автомобиль производился на базе Opel Kadett K38, но конструкторам казалось, что всё не то.
Вообще СССР долго вступал в эпоху автомобилей, ведь долгие годы на заводах производились военная техника, грузовики, хотя и изначально ГАЗ строился именно для производства легковых автомобилей.
- ГАЗ проектировал и производил танки и «Катюши», и фактически в стране не существовало методики расчета несущих способностей кузова.
Для запуска серийного производства автомобиля «Победа» конструкторы обратили внимание на трофейный образец 1938 года выпуска Opel Kapitan. Но, это не значит, что своего, отечественного в машине ничего не было, четырехцилиндровый мотор и двигатель были созданы в СССР. Объем мотора был равен 2,1 литрам и 52 лошадиным силам.
Водителей в будущем порадует расход топлива – всего лишь 10 литров бензина на целых 100 километров.
Стоит отметить и конструкторов автомобиля – выдающегося инженера Б. Кирсанова, конструктора кузова А. Кириллова и проектировщика двигателя и шасси А.Кригера.
Планировалось всё красиво, однако на практике случилось несколько неудобств и ошибок:
1.Макеты для кузова делались из древесины, это было очень неудобно, поскольку макет быстро высыхал и, соответственно, деформировался.
2. В то время детали кузова автомобиля не производили из литого металла, а варились из фрагментов, это тоже приносило массу неудобств при производстве, а также и в эксплуатации.
- Долгая работа над созданием серийного автомобиля завершена и первый экземпляр «Победы» в 1944 году был представлен Иосифу Сталину. Сталину понравилась машина и он дал добро на запуск серии производства.
Уже после победы в Великой Отечественной войне, 19 июня 1945 года перед Парадом Победы ГАЗ представил 2 образца ГАЗ-М-20 «Победа».
Существует мнение, которое где-то опровергают, то что, автомобиль планировалось назвать «Родина», однако ироничный вопрос Сталина «Ну что, почём у нас стоит Родина?» заставил отказаться от этого замысла и автомобиль решили назвать «Победа», в честь настоящей победы, конечно же.
Серийное производство было назначено на 1946 год. Уже 21 июня 1946 года из ворот ГАЗ выехал первый серийный автомобиль «Победа», но сразу же стало понятно, что машина имеет технические недочёты, но в марафоне за следованием приказа руководства, автомобиль решили выпускать.
Были выпущены еще 23 единицы, так сказать «для отвода глаз», что серийное производство пошло. Чтобы обойти технические недочёты, использовались затратные методы, например швы и стыки автомобиля выравнивали припоем олова и на это ушло около 200 килограмм.
- Ключи от первых автомобилей были торжественно вручены генералам, однако уже скоро генералы были расстроены. Так, из-за низкого кузова в автомобиле невозможно было сидеть в головном уборе, а на задних сиденьях и вовсе голова задевала потолок.
- Кроме этого был выявлен целый ряд ошибок: шум заднего моста, детонация двигателя, вибрация руля, в морозное время было холодно из-за отсутствия отопления, а в дождь вода буквально заливала салон и образовывалась лужа.
- Следом выпущенные 1700 единиц автомобиля породил просто шквал негодований у водителей.
Почти на 2 года, до 1 сентября 1948 года, выпуск машин пришлось приостановить для устранения неполадок. Лоскутов, директор ГАЗ остался без работы, получили выговор и инженеры.