1,7K подписчиков

История создания фильма "Скорость" (Speed, 1994)

История создания этого фильма началась с Грэма Йоста.

История создания этого фильма началась с Грэма Йоста. В самом конце 80-х он получил должность одного из ведущих сценаристов подросткового ситкома "Эй, чувак" (Hey Dude, 1989-1991) для канала Nickelodeon. Это было довольно успешное шоу, просуществовавшее 5 сезонов, для которого лично Йост успел написать 13 эпизодов, а также он редактировал тексты других авторов. Однако осенью 1990 года шоу было закрыто и ему пришлось подыскивать себе новую работу. Он написал несколько оригинальных сценариев для популярных в то время сериалов и передал их своему агенту, которая с их помощью смогла подыскать Йосту следующий проект, работа над которым начиналась только в мае 1991 года. А поскольку на тот момент был только февраль, то он, по совету своего приятеля, решает написать сценарий к своему первому полнометражному фильму, идея которого давно уже вертелась у него в голове.

В 1985 году в США состоялась премьера фильма Андрея Кончаловского "Поезд-беглец" (Runaway Train, 1985), который в свою очередь был переосмыслением неснятого в 60-х одноименного фильма Акиры Куросавы. Впервые Йост услышал о нём от своего отца, который по ошибке подумал, что причиной всех несчастий героев была заложенная на поезде бомба, о чём и рассказал сыну, но когда сценарист уже сам его посмотрел, то оказалось, что причиной была простая техническая неисправность. Однако идея с бомбой засела у него в голове и именно её он и развил в своём дебюте, переместив действие с поезда на рейсовый автобус.

Сценарист Грэм Йост и продюсер Марк Гордон
Сценарист Грэм Йост и продюсер Марк Гордон

Изначально в сценарии под названием "Минимальная скорость" (Minimum Speed) всё действие происходило внутри автобуса, который не мог снизить скорость ниже чем 20 миль в час. Однако Йост практически сразу понял, что слово "минимальная" в его названии было явно ни к месту и оставил просто "Скорость", а по совету одного из своих друзей он поднял порог этой минимальной скорости до 50 миль в час.

Йост показал свой сценарий начинающему продюсеру Эллисон Лион. Ей история понравилась, и она в свою очередь показала её продюсеру Марку Гордону, основателю производственной кинокомпании The Mark Gordon Company. Гордону тоже сценарий пришёлся по вкусу, и он решил попытаться запустить его в производство. Лион же получила место в его компании и должность сопродюсера будущего фильма.

Поскольку у The Mark Gordon Company в то время был неэксклюзивный контракт на производство фильмов с Paramount, то туда продюсер и отправился. И студия поначалу даже проявила заинтересованность и энтузиазм. Она выкупила права на сценарий и начала подготовку к съёмкам, однако, как раз в это время у студии сменилось руководство, и новое начальство решило свернуть проект, заявив Гордону и Йосту, что в нём "слишком много автобуса" и зрители не захотят смотреть на него в течении всех двух часов.

Гордон и Йост забрали свой сценарий, добавили туда открывающую сцену в лифте и заключительную в подземке и попытались пристроить его на другие студии, и единственной, которая проявила заинтересованность, оказалась 20th Century Fox. И уже под её покровительством фильм был запущен в производство.

Должность режиссёра в разное время предлагалась многим известным в то время постановщикам. Больше всего на этом посту все хотели видеть Джона МакТирнана, он какое-то время даже был приписан к разработке проекта, однако в итоге предпочёл отказаться, заявив, что фильм слишком уж похож на его "Крепкий орешек" (Die Hard, 1988). Также среди кандидатов рассматривались Уолтер Хилл (48 часов), Ренни Харлин (Крепкий орешек 2) и Квентин Тарантино (Бешенные псы), но все они отказались, поскольку видели в сценарии лишь очередной ничем не выделяющийся из общей массы боевик. Очень хотел снять этот фильм тогда ещё известный лишь по рекламным роликам и музыкальным видеоклипам Майкл Бэй (Плохие парни), однако тут уже отказом ответили ему, из-за отсутствия у него опыта в работе над полнометражными фильмами.

Ян де Бонт
Ян де Бонт

В конце концов продюсеры остановили свой выбор на операторе с почти 30-летним стажем голландце Яне де Бонте, который снимал для Джона МакТирнана "Крепкого орешка" (Die Hard, 1988) и "Охоту за «Красным октябрём»" (The Hunt for Red October, 1990) и которого режиссёр, покидая проект, порекомендовал. Де Бонт в то время как раз подумывал начать свою режиссёрскую карьеру и подыскивал для этого подходящий проект. По словам режиссёра, изначально, когда ему только предложили эту должность, он не чувствовал большого энтузиазма, поскольку думал, что это будет очень скучно, снимать фильм про автобус, но когда он начал читать сценарий, то в его голове всё сразу приняло чёткий образ и он с радостью поменял своё мнение.

Однако де Бонта и продюсеров не совсем устраивал в сценарий Йоста и для его переписывания был нанят неизвестный автор, имя которого так до сих пор никто и не раскрыл. Однако полученный результат был настолько плох, что в срочном порядке был возвращён Йост, чтобы исправить то, что написал этот автор.

Помоматериалы к фильму
Помоматериалы к фильму

"...В песнях Спрингстина и Питера Гэбриэла, - вспоминал позже сценарист, - люди катаются на своих машинах, чтобы поразмыслить о жизни... и я на самом деле сел в машину и поехал кататься. В итоге я оказался у обрыва в Палисейдсе [район Лос-Анджелеса], смотрел на море и думал: «Как, чёрт возьми, так вышло?», потому что сценарий был ужасный.»

Йост потратил трое суток, на исправления, но результат оставался всё равно печальный и тогда продюсеры Уолтер Паркс и Лори МакДональд, нанятые 20th Century Fox для работы над фильмом и мена которых не попали в титры, привели буквально за неделю до начала съёмок начинающего сценариста Джосса Уидона. Впоследствии известный режиссёр, поставивший культовую "Миссию «Серенити»" (Serenity, 2005) и объединивший всех главных героев комиксов Marvel в блокбастере "Мстители" (The Avengers, 2012), Уидон тогда только продал свой первый сценарий, наделавший много шума в голливудских кругах, это был боевик под названием "Suspension" (букв. подвеска), за который он получил $750 тыс. и который в итоге так и не превратился в фильм.

По словам самого Уидона, он почти полностью переписал все диалоги и также немного поменял некоторых персонажей и детали сюжета. В частности, он почти полностью переписал персонажа в исполнении актёра Алана Рака - туриста, пытающегося флиртовать с героиней Сандры Буллок, который изначально был очень шаблонным и крайне неприятным адвокатом. Также Уидон существенно изменил образ главного героя, превратив его из типичного крутого парня в скромного и вежливого полицейского, изо всех сил старающегося сохранить жизнь людей на автобусе, и в этом сценаристу немало поспособствовал сам Киану Ривз.

Исполнить главную роль, полицейского по имени Джек Трэвен, предлагали, наверное, всем более или менее известным в то время голливудским актёрам. Ещё когда к проекту присматривалась Paramount, она предложила эту роль Ричарду Греко, известному по роли детектива Денниса Букера в сериале "Джамп стрит, 21" (21 Jump Street, 1987-1991), но он отказался, поскольку не захотел снова играть полицейского (о чём впоследствии сильно сожалел). После Греко Paramount утвердила Джеффа Спикмэна, снявшегося для них в боевике "Совершенное оружие" (The Perfect Weapon, 1991), кандидатура которого была снята, как только студия свернула проект.

Первыми кому была предложена эта роль, когда фильм ушёл к 20th Century Fox, были два самых популярных в то время голливудских Тома - Круз и Хэнкс, но ни один их них не проявил заинтересованности. Далее продюсеры обратились к Уэсли Снайпсу и Вуди Харрельсону, снявшихся в хитовой спортивной комедии "Белые люди не умеют прыгать" (White Men Can't Jump, 1992), но и они ответили отказом, но, что забавно, чуть позже согласились на съёмки в провальном "Денежном поезд" (Money Train, 1995), который во многом повторял сюжет "Скорости". И это далеко не весь перечень рассматриваемых кандидатур.

Ян де Бонт и Киану Ривз на съёмках
Ян де Бонт и Киану Ривз на съёмках

Вот как Грэм Йост в одном из интервью рассказывал о решении пригласить на роль Киану Ривза: "Насколько я помню, чей-то сын на студии спросил: «А что насчёт Киану Ривза? Он классный». И мы все посмотрели друг на друга и сказали: «Да ну, Билл и Тед?» [имеется ввиду его комедийная роль в фильме «Невероятные приключения Билла и Теда» (Bill & Ted's Excellent Adventure, 1989) и его продолжении]. Но потом добавили: «Хотя, секунду, он же отлично сыграл в «Родителях» (Parenthood, 1989), давайте встретимся с ним» ...он приехал на своём мотоцикле на студию Дисней, с которой у Марка [Гордона] был контракт, ростом он был около шести футов [180 см], и у него уже была классная стрижка, и он был высоким и худощавым. Он снялся в «На гребне волны» (Point Break, 1991), так что мы уже знали, что он умеет обращаться с оружием и вести себя как полицейский. Мы как раз и искали такую непринужденность и такого рода полицейскость."

Сам Ривз после "На гребне волны" не особо горел желанием сниматься в очередном боевике в роли полицейского и оригинальный сценарий, написанный Йостом, его не особо впечатлил, однако гонорар в $1,2 млн., а также обещание де Бонта поработать над сценарием его всё-таки убедили. Чтобы подготовится к роли он два месяца провёл в одном из тренажёрных залов сети Gold's Gym, набирая необходимую мышечную массу. Также он по просьбе режиссёра сделал себе причёску "buzz cut", которая бы подходила обычному работящему полицейскому. Однако, когда руководство студии увидело его в этом образе, то пришло в ужас и заставило его отрастить волосы, до той длины, которую можно увидеть в фильме.

Сандра Буллок на съёмках
Сандра Буллок на съёмках

Когда Грэм Йост работал над своим сценарием, то в роли главной героини представлял популярную в то время стендап комика и актрису Эллен ДеДженерес, хотя и указал, что она была афроамериканской. Одной из первых кандидаток на эту роль была Холли Берри, думаю это было ещё когда фильм ещё разрабатывался на Paramount, но она от неё отказалась, и впоследствии заявила, что нисколько не жалеет поскольку "это не дало бы мне того, что получила Сандра Буллок. Я бы просто была чернокожей водительницей автобуса".

Однако, когда на роль уже был утверждён Ривз, студия не особо была уверена в его звездном статусе и подыскивала на эту роль какую-нибудь именитую актрису. Из известных кандидаток были Ким Бейсингер, Мерил Стрип и Алисса Милано, но ни одна из них не приняла предложение. А во время объявленного на эту роль кастинга де Бонт увидел Сандру Буллок и сразу же понял, что нашёл свою главную героиню, правда ему пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить студию утвердить её на эту роль.

Сандра Буллок на съёмках
Сандра Буллок на съёмках

Между Буллок и Ривзом в кадре чувствовалась настоящая "химия", именно это и убедило студию согласится на её кандидатуру, предложенную де Бонтом. И как в последствии выяснилось эта "химия" возникла не на пустом месте, 25 лет спустя на программе "Шоу Эллен ДеДженерес (той самой которая послужила вдохновением для сценариста при создании образа главной героини)" Сандра Буллок созналась, что была тайно влюблена в Ривза, а спустя полгода в той же студии в этом сознался и сам Ривз, но никто из них так и не осмелился в этом признаться друг другу в середине 90-х.

На главную отрицательную роль рассматривались Джек Николсон и Роберт Де Ниро, однако, по словам де Бонта, он не хотел, чтобы его злодей выглядел как типичный кинематографический представитель этой профессии, а был похож на обычного человека, который в один прекрасный день просто слетает с катушек, и Деннис Хоппер, по его мнению, вписался в этот образ просто идеально.

В ранних версиях сценария главным злодеем оказывался напарник главного героя и на эту роль планировали взять Эда Харриса. По сюжету в начале фильма негодяй, подорвавший лифт погибал, а напарник Джека впоследствии просто выдавал себя за него, ведя двойную игру. Однако студия заявила, что два злодея для фильма слишком много и решила сократить их количество до одного. В этом случае менялся и образ напарника главного героя, превращавшегося в полностью положительного персонажа и уже на эту роль утвердили Джеффа Дениэлса. Как он сам впоследствии заявлял, единственная причина, по которой он согласился на этот фильм, была возможность поработать с Деннисом Хоппером, поскольку он был большим фанатом его "Беспечного ездока" (Easy Rider, 1969), правда в фильме была всего одна сцена, где они одновременно появлялись в кадре.

Ривз, Буллок и Хоппер на съёмках
Ривз, Буллок и Хоппер на съёмках

По словам Яна де Бонта, не менее тщательно он подошёл и к выбору автобуса, которому по сути отводилась в фильме главная роль, и его выбор пал на модель под названием "New Look" от компании General Motors, прозванным в народе "Аквариумом" (Fishbowl) из-за его оригинального закругленного лобового стекла состоящего из шести секций, которое позже было заменено на две изогнутые секции. Эти автобусы массово использовались в качестве общественного транспорта с 1959 года по 1977 год в США и по 1987 год в Канаде. Их было выпущено множество разных модификаций, но конкретно для фильма была использована под номером TDH-5303.

Съёмки фильма стартовали 7 сентября 1993 года и продолжались по 23 декабря в Лос-Анджелесе. Большую часть сцен с участием автобуса снимали на калифорнийских межштатных автомагистралях №105 и №110 и на их многоуровневой развязке, известной сейчас как развязка имени судьи Гарри Преджерсона, которая на момент съёмок ещё достраивалась, но большая её часть уже была готова. Осматривая это место, Де Бонт заметил, что в некоторых местах отсутствуют большие участки дороги, и попросил сценариста Грэма Йоста добавить в сценарий прыжок автобуса через недостроенную автостраду, а продюсера Марка Гордона выбить под него финансирование. В итоге эта сцена стала самой дорогостоящей во всём фильме, поскольку там пришлось использовать и очень дорогую в то время компьютерную графику, чтобы с её помощью убрать дорожное полотно и создать иллюзию его обрыва, также для усиления иллюзии там была добавлена и цифровая стая птиц.

Всего для съёмок было использовано около 10 автобусов (по разным источникам от 8 до 12) - пара штук была взорвана, пара была использована для сцены прыжка, часть было разрезано для съёмок сцен внутри салона, часть для различных наружных сцен.

Не в совсем удачное время прошли съёмки для Киану Ривза, поскольку 31 октября 1993 года умер его близкий друг актёр Ривер Феникс, смерть которого Ривз переживал очень тяжело. "Это сильно подействовало на него. Он стал очень тихим, и ему потребовалось немало времени, чтобы разобраться в этом самому и прийти в себя. И это сильно его напугало," - рассказывал де Бонт, который вошёл в положение актёра и перестроил съёмочный график так, чтобы в этот период ему приходилось играть в сценах попроще.

Также Ривз переживал и из-за большого количества экшн-сцен в фильме и прямо заявил де Бонту: "Я не герой боевика. Мне это не нравится. Я не знаю, как это делать.", однако де Бонт считал это плюсом, поскольку актёр, как и его персонаж, "случайно оказывался в ситуации, которая для него необычна". Но по ходу съёмок он все больше увлекался и в результате практически 90% всех трюков исполнил самостоятельно.

Изначально по сценарию планировалось, что автобус, съехав с автомагистрали, будет наматывать круги по парковке стадиона Доджерс, однако продюсерам так и не удалось получить на это разрешение, так что было принято решение перенести действие в лос-анджелесский аэропорт LAX, но снимать эти сцены пришлось в аэро- и космическом порту Мохаве.

Ещё до того, как съёмочная группа приступила к съёмкам сцен в метро, выяснилось, что уже практически закончились деньги, которые студия выделила на производство всего фильма. И прежде чем вкладывать деньги в производство этих дорогостоящих сцен студия решила устроить тестовый просмотр, чтобы оценить его потенциальную окупаемость. Была наспех смонтирована черновая версия фильма, в которой финальные эпизоды были представлены анимированными раскадровками. И когда представители студии во время сеанса увидели, что зрители, которым понадобилось отлучиться в туалет, пятятся к выходу спиной, чтобы не пропускать ничего из происходящего на экране, то поняли, что у них на руках потенциальный хит и немедленно выделили недостающую сумму на его завершение.

На должность композитора 20th Century Fox хотела взять Майкла Кэмена, сочинившего саундтреки ко всем фильмам серии "Смертельное оружие" (Lethal Weapon, 1987-1998) и первым трём частям "Крепкого орешка" (Die Hard, 1988-1995), однако Ян де Бонт настоял на кандидатуре Марка Манчины, у которого на тот момент не было ни одного громкого хита в его фильмографии. А заглавную композицию было предложено сочинить и записать британскому певцу и автору песен Билли Айдолу.

Премьера фильма была изначально запланирована на август 1994 года, поскольку студия не хотела, чтобы его прокат совпал с выходящим 12 июля блокбастером Джеймса Кэмерона "Правдивая ложь" (True Lies, 1994). Однако после очень успешных тестовых просмотров было принято решение перенести её на более на ранний срок, а именно на середину июня - на это время из крупных премьер планировались только семейные "Флинтстоуны" (The Flintstones, 1994) и комедийный вестерн "Городские пижоны 2: Легенда о золоте Кёрли" (City Slickers II: The Legend of Curly's Gold, 1994), которые были рассчитаны на другую аудиторию.

Премьерный показ состоялся в Голливуде 7 июня 1994 года, а в широкий прокат его выпустили уже 10 июня. Это был огромный успех - фильм по итогу кинопроката собрал $350,4 млн., что более чем в 10 раз превысило его официальный бюджет в $30 млн. (по разным источникам он колеблется в пределах $28-37 млн.). Также на удивление хорошо оценили его и критики - 95% свежести на основании 76 рецензий на сайте Rotten Tomatoes редко какой боевик удостаивается. Все рецензии в целом сводились к тому, что это "потрясающий попкорновый триллер - жёсткий, напряжённый и энергичный, с выдающимися актёрскими работами Киану Ривза, Денниса Хоппера и Сандры Буллок".

После такого успешного кинопроката продюсеры предложили де Бонту на своё усмотрение добавить в фильм любые сцены, не попавшие в окончательный монтаж и выпустить его "режиссёрскую" версию, однако режиссёр отказался, заявив, что фильм был практически идеально спланирован на раскадровках и лишних сцен, которые бы он захотел вернуть обратно, просто не было. Однако в разделе дополнительных материалов на вышедшем в 2002 году коллекционном DVD издании фильма можно было обнаружить 12 минут удалённых и расширенных сцен.

Кстати забавный факт, буквально через неделю после премьеры фильма 17 июня 1993 года все жители Америки в прямом эфире следили за полицейской погоней за обвинённым в убийстве своей жены актёром О. Джей Симпсоном. И люди, посмотревшие фильм в кинотеатрах, отметили, насколько сцены из фильма напоминают эту реальную погоню, включая её освещение в СМИ и высотную съёмку автострад Лос-Анджелеса.

"Скорость" издавалась и переиздавалась на домашнем видео несчётное количество раз, но все они отличались по большей части лишь обложкой, ключевых же изданий было не так и много. Сначала 15 ноября 1994 года она была выпущена на видеокассетах формата VHS и дисках формата LaserDisc. На оригинальной VHS фильм был записан с обрезанной до соотношения сторон 1,33:1 картинкой, при том что его в кинотеатрах он демонстрировался с соотношением 2,39:1, так что чуть ли не половина кадра была просто обрезана, и поэтому 20 августа 1996 года Fox перевыпустила его на VHS с оригинальным соотношением сторон.

На DVD фильм впервые вышел 3 ноября 1998 года, в этом издании он был представлен с театральным соотношением сторон, но без каких-либо дополнительных материалов. А 30 июля 2002 года Fox выпустила в рамках серии "Five-Star Collection" новое коллекционное издание с дополнительным DVD диском, полностью посвящённым дополнительным материалам.

В высоком разрешении фильм был впервые представлен 14 ноября 2006 года на дисках формата Blu-Ray, на которые, к сожалению, не попало никаких дополнительных материалов из предыдущего DVD издания, кроме двух аудиокомментариев от режиссёра, продюсера и сценариста фильма. Ну и последнее и самое лучшее на данный момент издание было выпущено 4 мая 2021 года в ультравысоком разрешении на дисках формата 4К UltraHD. Там уже на сопутствующем Blu-Ray диске можно было обнаружить все изданные ранее дополнительные материалы, которые к тому же ещё и немного почистили и прогнали через какие-то улучшающие фильтры, чтобы они прилично смотрелись в высоком разрешении.

Каких-либо особых альтернативных версий, стоящих упоминания, у фильма не было. В телевизионном эфире в Австралии из картины были вырезаны все ругательства, кроме одного, а в демонстрировавшийся на американском ТВ версии после теракта 9 сентября 2001 года была вырезана реплика героини Буллок: "Мы что взорвали его страну или как?" (Did we blow up his country or something?). Также из версий демонстрировавшихся на американских авиалиниях кульминационный взрыв самолёта, был заменён на взрыв погрузчика.

Больше о кино на моём Телеграм-канале.